У меня нет никакой проблемы с тем, что христиане отмечают свои праздники. У меня есть проблема с евреями, отмечающими христианские праздники. И у меня есть обоснованное объяснение
- Что есть у Вас против христиан, отмечающих Кристмас и Сильвестр?
- Ничего.
- Минутку, это не идолопоклонство в Ваших глазах?
- По мнению ряда мудрецов, христианство - это идолопоклонство для евреев, но не для гоев. С еврейской точки зрения, предпочтительнее, чтобы гои были верующими христианами, а не атеистами.
- Так Вы не присоединяетесь к протестам против елок, выставленных в Израиле на Рождество, или против отмечающих Сильвестр?
- Я сказал, что я ничего не имею против христиан, отмечающих свои праздники. Но много против евреев, отмечающих христианские праздники.
- Я разочарован Вами. Есть очень религиозные евреи, которые также являются очень толерантными. Например, покойный профессор Лейбович.
- Нашли пример. Когда Лейбовича попросили выразить поддержку Вануну (выдавшего наши атомные секреты), Лейбович отказался. Удивленные организаторы письма поддержки спросили его: почему? И Лейбович просто ответил: "Вануну - "мешумад" (истребил свою душу), так как перешел в христианство. Думаю, что Лейбович отверг бы евреев, отмечающих Кристмас.
- Ну так есть в государстве Израиль несколько еврейских граждан, более толерантных, чем Вы и Лейбович. Это беда?
- Они вообще не толерантны. Т.е. они толерантны по отношению к символам, которые противоречат не их вере-идеологии, а моей вере. Это всегда легче. Евреи, поддерживающие решение либерального руководства Иерусалимского университета сделать 25 декабря днем отпуска в университете, относятся к этому дню как к обычному фольклору. Для таких толерантных мир религии очень чужен. С их точки зрения это неважная тема. Посмотрим насколько они будут толерантными, если будет предложено отметить в университете днем отпуска дату, которая противоречит их идеологии-религии. Например, день возобновления еврейского поселенчества в Иудее и Самарии - день создания Кфар-Эцион (22 Элуля).
- И все же я думаю, что надо уважать веру других.
- Я больше Вас уважаю верующих христиан. Но я вижу и настоящее содержание их веры в то время, как Вы видите в ней лишь безвредный фольклор. Настоящее содержание христианства чуждо еврейской религии и сталкивается с ней. Я также не могу забыть исторический груз двух тысяч лет, в течение которых христиане издевались над евреями - издевались побуждаемые христианской верой, с крестами в руках.
- Возможно, университет всего-навсего хотел сделать скидку студентам-христианам, обучающемся в нем?
- В таком случае университет должен был проверить сколько среди них католиков, а сколько относящихся к грекоправославной религии. Последние составляют большинство христиан в Израиле и отмечают Рождество 7 января. Я подозреваю, что университет не ставил целью сделать скидку студентам-христианам, а хотел подровняться под популярную западно-христианскую культуру.
- И что плохого в этом?
- Еврейский университет в Иерусалиме должен отмечать еврейские праздники. Студенты и преподаватели из других религий могут учиться и преподавать в университете и отмечать свои праздники частным образом.
- Судя по Вашим словам, Вы также против сотрудничества с Керен ле-едидут (фондом дружбы) и с христианами, поддерживающими Израиль.
- Напротив. Я думаю, что сегодня христиане - наши союзники в мире: на политической арене - против фанатичных мусульман, на культурной арене - против фанатичных либералов. Я рад их поддержке Израиля, пока они не пытаются всучить нам свои символы и идеи. Пусть они отмечают свои праздники и предоставят нам отмечать наши. Мы партнеры, а не братья.
- Подумайте о второй стороне. Если христианин скажет, что он поддерживает евреев, но не будет зажигать Ханукию и на захочет, чтобы его дети вступали в браки с евреями. Что Вы скажете такому христианину?
- Скажу: замечательно.
("Макор ришон" 2.1.2015)
Перевел Яков Халфин
МАОФ