В случае победы левых демагогов, предлагаемый этими “защитниками народных интересов” способ по-шариковски распорядиться НАЙДЕННЫМ И ДОБЫТЫМ НЕ ИМИ газом мог бы самым серьезным образом навредить Израилю
В воскресенье 16 августа 2015 года израильское правительство, после ряда поправок и исправлений, приняло окончательный вариант “Соглашения о газе”, вызвавшего большой резонанс в израильском обществе и регулирующего дальнейшие отношения между государством и разработчиками обнаруженных в Израиле богатейших газовых месторождений.
Единственным министром, проголосовавшим против, был министр экологии Ави Габай, специально прибывший из-за границы, где он находился в отпуске, чтобы высказать свои возражения против “газового соглашения”.
В голосовании из-за конфликта интересов не принимали участия министр финансов Моше Кахлон, министр социального обеспечения Исраэль Кац и министр строительства Йоав Галант.
Отныне от вступления в законную силу принятый правительством документ отделяет лишь утверждение в Кнессете. По всем оценкам, шансы на утверждение Кнессетом правительственного варианта соглашения весьма высоки, хотя, как ожидается, в данном случае не обойдется без острых парламентских баталий, которые, однако, не смогут повлиять на окончательное утверждение документа Кнессетом.
Премьер-министр Израиля Нетаниягу назвал день утверждения правительством итогового документа по газовой проблеме “великим днем в истории Израиля”. И подчеркнул, что принятое правительством соглашение “принесет Израилю сотни миллиардов долларов, которые будут вложены в образование, здравоохранение, социальные и иные национальные проекты”.
В СМИ сообщается о серьезных изменениях, внесенных в текст первоначального варианта “Газового соглашения”. Так, в ходе переговоров представители правительства, по требованию газодобывающих фирм, гарантировали отказ правительства от внесения изменений в государственную регуляцию по газовой отрасли до 2029 года. Государство при этом не гарантирует, что подобные изменения не могут быть осуществлены по индивидуальной инициативе депутатов Кнессета, в случае мобилизации ими необходимого для этого числа голосов.
В соглашение добавили также два пункта, невыполнение которых освободит государство от обязательства не менять условия государственной регуляции в сфере газодобычи. До конца 2017 года газовые компании, участницы договора, должны вложить в разработку месторождения “Левиатан” не менее 2 миллиардов долларов, а газ из этого месторождения должен начать поступать в Израиль до конца 2019 года. Вопреки рекомендациям Банка Израиля, соглашение не содержит иные санкций за нарушение данных требований, кроме предоставленной кабинету возможности изменять условия газодобычи.
В вопросе о ценах на газ стороны пришли к достаточно гибкой формуле: клиенты смогут выбирать один из трех вариантов определения цены — средняя цена на текущие газовые сделки, средняя цена на газ в Израиле (без учета сделок с “Электрической кампанией”) и привязка к ценам на нефть. В результате достигнутого соглашения, средняя цена на газ в ближайшее время должна будет снизиться с 5,4 доллара до 4,7-5,2 доллара за британскую термальную единицу. Однако, из-за частичной привязки к американскому индексу цен, при неблагоприятных обстоятельствах цена к 2029 г. может вырасти до 6,4 доллара. При этом особо оговаривается, что вплоть до введения в строй месторождения “Левиатан”, государство будет иметь право контролировать цены, основываясь не на среднем показателе, как предусматривалось предыдущим соглашением, но на самой низкой рыночной цене на газ.
Кроме того, соглашение содержит и антимонопольные пункты, предусматривающие, что в течение 6-ти лет компании израильского бизнесмена Ицхака Тшувы, ведущие газовые разработки в Израиле, должны будут продать свою долю в крупном месторождении “Тамар”, а еще один фигурант соглашения — американская кампания Noble Energy - снизит свою долю в “Тамар” до 25 процентов.
Кроме этого, менее крупные месторождения “Кариш” и “Танин” будут проданы новым владельцам. При этом консорциум “Тамар” уже сейчас получает разрешение на экспорт газа в Египет и Иорданию.
Комментарий
Опубликованные в СМИ подробности соглашения и утвержденные правительством изменения в проекте “Газового соглашения” красноречиво свидетельствуют, что в документе, чтобы сохранить необходимый баланс интересов государства и граждан, с одной стороны, и предпринимателей — с другой, проработаны мельчайшие детали. Что окончательная формулировка пунктов соглашения — плод серьезных взаимных уступок и компромиссов, на которые пришлось пойти участникам соглашения: и газодобывающим кампаниям, открывшим и разрабатывающим газовые залежи в Израиле, и государством, представляющим интересы израильских граждан и долгосрочные интересы страны.
На этом фоне упреки в адрес Нетаниягу и правительства, обвинения в “обслуживании интересов газовых кампаний в ущерб интересам граждан”, постоянно звучавшие на протяжении всего периода составления данного документа, выглядят особенно демагогично.
Если свести возражения ярых противников соглашения (по какой-то странной случайности, это, в основном, — левые и крайне-левые деятели) к простой сути, то они, подобно незабвенному булгаковскому герою Шарикову, хотят “все взять, да поделить”. При этом их и вовсе не интересует, что “раскулаченные” левацкими демагогами, лишенные какого-либо стимула газовые консорциумы попросту прекратят добычу и поиск газа. (Увы, так уж получилось, что в числе компаний, вложивших огромные деньги в разработку “Тамара”, “Левиатана” и других месторождений и серьезно рисковавших вложенными деньгами, как-то отсутствуют желающие заниматься добычей газа для Израиля из филантропических соображений!)
В случае победы левых демагогов, предлагаемый этими “защитниками народных интересов” способ по-шариковски распорядиться НАЙДЕННЫМ И ДОБЫТЫМ НЕ ИМИ газом мог бы самым серьезным образом навредить Израилю. Впрочем, мы совсем не удивимся, если именно это и входило в изначальные намерения яростных ультралевых борцов с “Газовым соглашением”.
Вообще, следует заметить, что уже одно то, что с самого начала борьба вокруг соглашения по газу четко пролегала по водоразделу “левые-правые” — достаточно ярко демонстрирует, что она носит исключительно политический (а не экономический и финансовый!) характер. Речь изначально шла, прежде всего, о достижении левым лагерем Израиля (за счет разрушения газового соглашения) своих политических целей.
Следует отметить, что с завершением прений в правительстве и утверждением всесторонне согласованного документа борьба против соглашения отнюдь не закончилась.
Сегодня по случаю утверждения “Соглашения” кабинетом глава израильской оппозиции, председатель партии Труда (входящей в блок “Сионистский лагерь”) Ицхак Герцог в своем выступлении назвал достигнутое в результате почти двухлетней работы, соглашение “написанным на льду” (распространенное израильское выражение, намекающее на недолговечность чего-либо). И пояснил: “...потому, что когда МЫ ПРИДЕМ К ВЛАСТИ, мы подпишем совсем другое соглашение, от которого простому народу будет хорошо!”
Мысль Герцога вполне можно сформулировать еще проще, в большевистском ленинском стиле: “Грабь награбленное!” и “Газ — народу!”
Остается лишь благодарить Всевышнего, что у Герцога и его единомышленников сегодня нет ни политических возможностей, ни достаточных сил, чтобы попытаться осуществить свое обещание на деле.
Перспективы
Мы, разумеется, не специалисты в газовой отрасли, и поэтому не в состоянии с уверенностью утверждать, что кабинет принял 100-процентно идеальный документ. Но зато можем с большой долей уверенности сказать, что “Газовая сделка” — вполне добротна, многократно проверена специалистами. Что ее пункты очевидным образом не произвольны и не взяты с потолка, но выработаны в естественной и вполне ожидаемой и легитимной борьбе интересов газодобытчиков, государства, представителей самых разных общественных и финансовых кругов. И понятно, что результатом этого процесса мог стать (и стал!) разумный компромисс разнонаправленных интересов.
Между тем, вот уже два года из левого лагеря раздаются вопли с требованием поделить “чужой пирог”. “Коварные” газовые компании, видите ли, нашли деньги и, рискуя остаться ни с чем, вложили миллиарды (!) долларов в разработку предполагаемых газовых месторождений. А теперь, когда риск оправдался, из скважин пошел газ, делить его будем мы, “народные заступники”.
Как метко заметил в адрес левых политиков, сторонников метода “взять все и поделить”, один из израильских публицистов: в Израиле все еще есть неразведанные перспективные газовые и нефтяные поля. Что ж, давайте, сами разрабатывайте их, вкладывайте деньги, рискуйте (а не приходите на готовенькое). А затем, найдя газ или нефть, раздавайте поровну, как вы и хотели...
Кажется, никто из оголтелых критиков “Газового соглашения” до сих пор так и не откликнулся на призыв журналиста…
Соглашение, утвержденное в воскресенье правительством, скорее всего, будет принято Кнессетом, и позитивные последствия принятия этого документа Израилю еще предстоит оценить.
Судя по всему, речь, как и говорил Б. Нетаниягу, идет о сотнях миллиардов долларов, которые постепенно будут пополнять государственную казну в достаточно непростое время. В свете новой региональной и мировой ситуации нашему государству потребуются дополнительные ресурсы. И не только духовные, но и энергетические (о чем, вопреки паническим воплям из левого лагеря, позаботилось Соглашение) и финансовые.
Однако нельзя не заметить, что в Израиле развернута совершенно несоизмеримая с обычным экономическим дискурсом данной проблемы массовая пропагандистская кампания, “промывка мозгов”. Гражданам, многие из которых весьма далеки от того, чтобы в других случаях разделять тезисы левацкой пропаганды, часто небезуспешно, внушается, что “газовая сделка” — враждебна их интересам. Об этом с утра до вечера вещают по радио всевозможные, приглашенные левыми редакторами и ведущими радиостанций “эксперты”. В Интернет-СМИ проводятся идиотские “опросы общественного мнения”, в ходе которых опрошенных (как правило, ничего не смыслящих в экономической составляющей сделки) просят ответить, они “за” или “против” сделки, о реальной сути которой эти люди не имеют никакого представления.
Тенденциозно сформулированными вопросами интервьюированных подводят к негативному отношению к сделке. И т.д.
К сожалению, следы этой “пропагандистской работы” иногда видны достаточно отчетливо. В такой ситуации от правительства и поддерживающих сделку депутатов Кнессета потребуется особое усилие, чтобы не поддаться искусственно созданному левыми идеологами общественному давлению и, несмотря на демагогические вопли “возмущенной общественности”, довести утверждение “Газовой сделки” до конца.
evrey.com