Менее, чем через месяц после поджега в Кафр Дума, закончившегося смертью младенца Али Давабше и его отца Саада, на этой неделе сгорел еще один дом в той деревне, но на этот раз событие было скрыто определением "следствие электрического замыкания". Наш корреспондент поехал в деревню Дума и вернулся с большим количеством вопросов, чем ответов
Эту странную историю надо начать само собой разумеющейся фразой: поджег семьи Давабше в деревне Дума 31 июля - это ужасно. Смерть спящего ребенка и его отца после продолжительной борьбы за его жизнь в больнице требуют быстрого расследования, ареста виновных и предания их суду. Чтобы помочь следователям проделать их работу, суд издал ордер, запрещающий публикацию деталей следствия, и помимо ареста нескольких подозреваемых, выдачи ордеров по высылке за пределы Иудеи и Самарии еще нескольких подозреваемых и граффити на иврите возле дома, - невозможно рассказать ничего о продвижении расследования или сказать, что имеется конкретная информация, которая может привести к завершению следствия.
Но на этой неделе - в ночь с воскресенья на понедельник - возник еще один пожар в деревне Дума. На этот в доме Манура Давабше. Хоть в этот раз не было граффити и не было жертв, но услышав о еще одном пожаре в доме того же клана, я решил поехать на место и провести журналистское расследование.
Арабские СМИ выступили с заголовками "Поселенцы вновь устроили поджег в Кафр Дума". Арабские новостные агентства добавили, что вследствие поджега, устроенного поселенцами, дети пострадали от дыма. Некоторые СМИ даже распространили фотографии детей, получающих медицинскую помощь в больнице, а в Интернете начался фестиваль подстрекательства против поселенцев.
Я приехал в деревню в сопровождении фотографа и мы направились к сгоревшему дому. К большому удивлению, ни один представитель СМИ не находился там, как и не было представителей армии или полиции. Из телефонных бесед с представителями армии и служб безопасности выяснилось, что было указание сверху не устраивать из поджега большо шума и ограничиться кратким сообщением об электрическом замыкании, приведшем к пожару. На узкой дороге возле дома нас встретил староста деревни Абд а-Салам Давабше. "Я сожалею", - сказал он нам, - "но вы должны уехать. Мы не сотрудничаем с журналистами. Своим указанием Икрам Раджуб, губернатор округа ПА, запретил общаться с СМИ. Это указание руководства округа и более высокостоящих инстанций, и в деревне должны подчиняться ему", - объяснил он. Его слова очень удивили нас. Его дополнительное объяснение вскрыло причины запрета: "Мы не хотим, чтобы этот поджег привел к мыслям, что поджег трехнедельной давности не был сделан поселенцами. Мы не хотим делать шума из нового пожара, чтобы не перепутали между двумя пожарами и причинами".
Еще одно вызывающее удивление совпадение: за несколько часов до нашего визита в деревню приезжал премьер-министр ПА Рами Хамдалла. По словам старосты, Хамдалла не пошел к сгоревшему дому. "Он участвовал в церемонии открытия учебного года в деревенской школе. Он не ходил к сгоревшему дому и не разговаривал с семьей", - было сказано нам. В связи или без всякой связи с основной историей - надо заметить, что на двери школы (принадлежащй ПА) висит большой плакат с портретами "лидеров палестинской борьбы" Ясера Арафата и Ахмеда Ясина. Также фотографии Мохаммеда Абу-Хдира и Али Давабше были на плакате.
Причина пожара в доме Манура Давабше осталась туманной. Представители израильских и палестинских служб безопасности вначале говорили об электрическом замыкании, другие говорили о намеренном поджеге на уголовной почве, клановом конфликте и денежных долгах. Староста деревни: "Последний поджег сделан израильской разведкой. Было желние сжечь еще один дом в центре деревни, чтобы заявить, что не поселенцы устроили этот поджег и также предыдущий. Цель израильской разведки - этим действием прикрыть преступление, совершенное поселенцами тогда, и преступления, совершаемые ими против жителей деревни все время. Это попытка Израиля представить миру ложную картину".
"Нет кланового конфликта"
Пожилой человек в белой куфие делает нам знаки приблизиться. Это дает нам возможность зайти в дом. Староста сопровождает нас, чтобы контролировать, что будет сказано. 71-летний Сильман Радхид Давабше сидит у входа в сгоревший дом и курит сигарету. Снаружи брошены 2 сгоевших дивана и острый запах паленого еще стоит в воздухе. "Я сидел на этом самом месте в 3:30 ночи, курил и отдыхал", - рассказывает он. - "Мой сын работает в Израиле и в ту ночь он не вернулся домой. Из-за всех проблем, что были тут, я пришел сюда, чтобы охранять внуков".
Он встал и продолжил рассказ. "Они были тут в доме с их матерью, а я сидел снаружи. Вдруг я почувствовал запах дыма. Вначале я не понял откуда это. Лишь через минуту обратил внимание, что это изнутри. Я начал звать людей вокруг, чтобы помогли мне, потому что железная дверь была очень горячей и я не мог открыть ее снаружи. Мы выбили окна, чтобы дым улетучился, сломали дверь и быстро вывели всех наружу".
Мы входим в закопченный дом, включающий салон, кухню и две спальни. Сильман ведет нас в дальную комнату. Хоть по первым версиям полиции ПА пожар вспыхнул из-за короткого замыкания, но дед семьи говорит: "Тут в центре комнаты мы нашли маленькие осколки бутылки с зазигательной смесью. Ясно, что поджигатели прибыли под покровом темноты, бросили бутылку с зажигательной смесью и убежали. Нам повезло, что все члены семьи спали в спальне, обращенной окном на улицу. Эта комната не пострадала от пожара. Обычно они спят в сгоревшей комнате, но в эту ночь спали в соседней". Я спрашиваю старика про 2 газовых баллона, в кухне возле сгоревшей комнаты. "Мы отсоединили их сразу как только вспыхнул огонь", - отвечает он, - "и отдалили их, чтобы не взорвались. Это могло закончиться большой бедой".
Как и у старосты деревни, у деда Сильмана нет сомнений, кто ответственнен за поджег. "Еврейские поселенцы сделали это. Тот, кто верит в аллаха, не бросает бутылку с зажигательной смесью в дом".
-Как евреи прибыли в центр большой деревни, бросили бутылку с зажигательной смесью и убежали и никто не увидел и не задержал их? - спрашиваю я их.
Староста вмешивается: "У еврейской разведки есть свои пути. Я знаю, как работает еврейская разведка. Они знают на какой дом можно напасть. У них есть информация как сделать это. Может, шпионы, сотрудничающие с еврейской разведкой, сделали это".
"Почему именно дом семьи Давабше?" - спрашиваю я старика. "Бросьте. Тут полдеревни Давабше. Нет тут никакой связи с предыдущим пожаром. Нет семейной ссоры и ничего подобного. Я говорю тебе, что с тех пор, как родился, ни разу не соврал". Он притягивает меня к себе: "Ты видишь белизну моих глаз? - и сердце мое белого цвета. Я ни разу не лгал. Я бел как молоко утром".
Мы выходим наружу. Вокруг деревенская тишина. Трудно усвоить разницу между нынешней тишиной и шумом вокруг дома, сгоревшего месяв назад. Тогдашние граффити большими четкими буквами "Да здравствует Царь Машиах" и "Месть" были "дымящимся пистолетом", с точки зрения служб безопасности, говорившим, что речь идет о еврейском терроре и поэтому надо всерьез расследовать случай. Глава Гражданского управления (прим.перев. - координирует действия ЦАХАЛя с администрацией ПА и арабским населением) бриг.генерал Давид Менахем прибыл на место и пообещал поймать ответственных. Полиция и ШАБАК работают сверхурочно, чтобы понять, что привело к поджегу. Местные и международные СМИ, побывавшие здесь, беспрерывно интервьюировали членов семьи, чтобы рассказать о "еврейском терроре", арабские СМИ использовали событие для усиления подстрекательства против евреев. Но на этот раз - из-за отсутствия граффити на иврите - арена пуста, нет СМИ. И израильские службы безопасности не прибывают к сгоревшему дому, не проверяют факты и полагаются на расследование полиции ПА и на пожарную службу ПА.
Удивление от того, что не было проведено расследование последнего пожара (ведь можно было все проверить, соединить свидетельства и выявить что-нибудь о поджеге месячной давности), подкрепляется ордерами на административный арест и ордерами на запрещение пребывание в Иудее и Самарии, массово изданными против подозреваемых в деятельности "таг мхир", при этом у части из них твердое алиби, так как в те дни они вообще не были в том районе.
Представители израильских служб безопасности указывают, что после последнего пожара взвешивалась необходимость войти в сгоревсгий дом, чтобы собрать вещественные доказательства. Туда вошли полиция и пожарные ПА, взяли свидетельские показания у членов семьи, рассказавших им, что пожар вспыхнул вследствие электрического замыкания. Эта информация была передана израильской стороне.
Израильские службы безопасности приняли версию ПА и решили, что речь не идет о преступлении на националистической почве. В беседе с корреспондентом газеты "Макор ришон" представители служб безопасности добавили, что учитывая, что речь идет о враждебной деревне, было решено не подвергать лишней опасности израильских полицейских и солдат входом в деревню и принять версию ПА, что речь идет об уголовном событии в комперетенции полиции ПА. Израильские службы безопасности занимал лишь вопрос: идет ли речь о деятельности "таг мхир"? Дополнительная информация ШАБАКа и полиции указала, что это внутрипалестинские разборки, поэтому расследованием будет заниматься полиция ПА.
Охота на ведьм
Жители Кафр-Дума, с которыми мы беседовали, указали на ряд дополнительных случаев поджегов в последнее время: машина, трактор и еще один дом были сожжены из-за внутридеревенских конфликтов, которые они назвали "обычными ссорами по экономическим причинам или межсемейными конфликтами".
Арон Кацуф, пресс-секретарь соседнего поселения Эш-Кодеш, полагает, что первый поджег, вследствие которого погибли 2 члена семьи Давабше, вызывает немало вопросительных знаков. "Из-за того пожара ведется необоснованная ничем охота на ведьм, в которой поселенцев обвиняют в смерти младенца. Серия административных арестов и следствие в подвалах ШАБАКа без разрешения встретиться с адвокатом. Службы безопасности фокусируются на вопросе: было граффити или нет, чтобы решить было ли это деятельностью "таг мхир", хоть известно о случае в деревне аль-Муяд, где сгорела мечеть и было граффити, но после полицейского расследования оказалось, что причиной было короткое замыкание, а надпись сделана арабами. В Акрабе также было граффити "таг мхир", но с грамматической ошибкой и поэтому было решено не относиться к этому всерьез. И возле поселения Эли была надпись "таг мхир", но телекамеры зафиксировали там арабов, вырубавших арабские оливковые деревья перед этим. Нельзя полагаться только на граффити, надо расследовать каждый случай".
Кацуф затрудняется поверить, что евреи устроили поджег, приведший к смерти Али Давабше. "Дом находится в середине деревни. Трудно поверить, что еврей незамеченным прошел в центр деревни, бросил бутылку, сделал два граффити и прошел обратно к выходу 5 километров. Это нелогично. К тому же на перекрестке между поселением и деревней ЦАХАЛ устраивал в ту ночь засаду вследствие убийства Малахи Розенфельда. Как солдаты не заметили входившего и выходившего из деревни? Есть много вопросов, на которые надо ответить прежде, чем начинают арестовывать поселенцев".
Мы направили в ШАБАК несколько вопросов в отношении последнего события. Среди прочего, спросили прибыли ли на место предстсвители ШАБАКа, чтобы проверить все обстоятельства, есть ли свидетельские показания женщины, находившейся в ту ночь в доме, даны ли свидетельские показания израильским службам безопасности или только полиции ПА?
Также спросили проверялась ли возможность поджега или преступления на националистической почве, и если да, то на основании чего, исключена ли опция внутриарабского межсемейного конфликта, приведшего к поджегу.
На эти вопросы в ШАБАКе ответили так: "На основании имеющейся в нашем распоряжении информации этот пожар не произошел на националистической почве. Вместе с тем заметим, что ШАБАК не давал указания ЦАХАЛю или полиции входить или нет в деревню для расследования".
("Макор ришон" 28.08.2015)
Перевел Ханан Фридман
МАОФ