Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Об одном Нетаниягу не был готов слушать: о строительстве в Иудее, Самарии и Иерусалиме. Если в прошлом - в соответствии со старым сионистским принципом строительства в качестве реакции на убийство - Нетаниягу утверждал ряд строительных планов после терактов, на этот раз он резко отказывается. Он сказал правильные слова о войне с террором, утвердил ограниченные шаги в области безопасности, потребовал от полиции решительности. Строить он не согласился. Одному он объяснил, что если будем строить в Иудее и Самарии, Обама односторонне признает палестинское государство. Другому заявил, что если Израиль объявит строительные конкурсы, то на нас возложат санкции. Во вторник на этой неделе "невидимая рука" уже позаботилась слить эти угрозы по 2-му телеканалу. Из-за них (угроз) Нетаниягу утвердил объездные шоссе и пообещал телекамеры на дорогах, но во всем, что касается продвижения строительных проектов и утверждения планов строительства - 0.

И это странно, потому что, вроде бы, это наименее трудный период для Израиля за последние годы. События в нашем районе не преуспевают привлечь внимание международного сообщества. Западные государства по горло погружены в другие проблемы. От крушения Фольквагена и кризиса беженцев до российского вторжения в Сирию. Палестинцы не интересуют никого, и это одна из причин того, что Абу-Мазен подстрекает ПА. Хоть премьер-министр Британии Дэвид Камерон потребовал от Нетаниягу не строить в поселениях, но добавил, что знает, что в ближайшее время не будет урегулирования - и не по вине Израиля. Канцлерша Германии Ангела Меркель была осторожна в интервью газете "Йедиот ахронот" и не решилась критиковать Израиль. Французская инициатива в Совете безопасности ООН сошла с повестки дня. Американский президент Обама беспрецедентно не упомянул в своей речи в ООН палестинскую тему. Его ближайшие советники в закрытых беседах говорят, что он отчаялся от решения "двух государств", и он сам подтвердил это вполголоса в ряде интервью. Так что по сравнению с предыдущими годами международное положение гораздо удобнее для нас, чем год, два или пять лет назад.

Более того, в Овальном кабинете в Вашингтоне сидит президент, желающий компенсировать Израилю за соглашение с Ираном. Уже месяцы он умоляет, чтобы Нетаниягу согласился возобновить беседы о компенсационном пакете. Если Нетаниягу только захочет, у него нет лучшего времени, чем сейчас, чтобы перевернуть формулу "Ицхар в обмен на Бушер". Почти 7 лет Нетаниягу сдерживает израильские интересы в Иудее и Самарии из-за Ирана. Теперь, после проигрыша по иранскому вопросу, напрашивается, чтобы он начал бороться за наши нужды в Иудее, Самарие и Иерусалиме, т.е. чтобы отступил от концепции "двух государств" и, в основном, чтобы сделал практические шаги на местности для нашего усиления в Иерусалиме и вокруг него. "Это не время строить в Иудее и Самарии", - сказал он главам Совета поселений. Но верно обратное. Это самое подходящее время прийти к Обаме с пакетом требований. Более того, если 7 лет привели к тому, что есть Бушер (т.е. иранский реактор) и нет Ицхара (т.е. есть угроза поселенчеству), то мы "оказались лысыми с обеих сторон". Серьезная двойка линии, которую вел Нетаниягу.

Преувеличенное опасение

И не то, чтобы не было чего делать. Восточное кольцевое шоссе Иерусалима готово уже 5 лет, но закрыто из-за американского вето. В Маале-Адумим уже долгие годы нет конкурсов на строительство. Не говоря уже о районе Мевасерет-Адумим (E-1), где один бетонный фундамент принесет пользу Иерусалиму на десятки лет вперед. Тем более в самом Иерусалиме, о котором Нетаниягу не переставал говорить в предыдущую каденцию и дискутировал из-за столицы с Обамой с любой трибуны, и именно сейчас, когда евреев убивают в Иерусалиме и Обама бегает за нашим премьером, он оставляет идею еврейского большинства там. И если такова ситуация в столице, представьте себе насколько заморожены Ариэль, Кирьят-Арба, Бейт-Эль и Ревава.

Источники в окружении Нетаниягу утверждают, что есть основания для его опасений, что мы будем наказаны в случае возобновления строительства. На это надо сказать 3 вещи. Во-первых, сам Нетаниягу бесчисленное количество раз объяснял, что не меняет ничего в разрешениях на строительство в Иудее, Самарии и Иерусалиме, а продолжает политику всех правительств Израиля. Возможно ли, что после того, как он вел публичный диспут и заплатил цену своим имиджем на Западе, именно сейчас, когда кровь течет, он капитулирует перед прежним требованием Обамы "ни одного кирпича"?

Во-вторых, уже год Нетаниягу не прячется за Обамой в своем отказе строить. Год назад он встречался с Нафтали Беннетом, Ури Ариэлем и Зеэвом Хевером (Замбишем). Он сообщил им уже тогда, что из опасения перед Обамой он полностью замораживает строительство до выборов в Конгресс (ноябрь 2014г.) Выборы прошли и тогда Нетаниягу отодвинул дату "размораживания" до 1 января 2015г. под предлогом, что надо подождать до созыва нового состава Конгресса - проблемного для президента. Затем Нетаниягу ухватился за свою будущую речь в Конгрессе и отодвинул строительство в сторону. Затем были выборы у нас. Потом было сражение против утверждения соглашения с Ираном в Конгрессе, и это тоже было отговоркой для замораживания. Так каждый раз глава правительства отодвигал дату.

После утверждения соглашения с Ираном Нетаниягу утверждал, что строительство возобновится после праздников. Праздники прошли. Во время праздников в терактах были убиты 4 еврея, а Нетаниягу остается при своем отказе строить. Правый премьер-министр проводит политику левых. Что еще более странно, так это что с той беседы с Беннетом, Ариэлем и Замбишем год назад и до сегодняшнего дня никто в американской и израильской политической системе не слыхал о такой угрозе Обамы.

В израильской делегации в ООН (которая должна бороться с антиизраильскими предложениями) не слышали о выдвижении такой резолюции по наказанию, о которой Нетаниягу говорит. Так что не ясно идет ли речь о реальной информации об угрозах американского президента или премьер-министр, мягко говоря, ведет себя слишком осторожно. Американский президент - при всех его недостатках - последовательно защищает Израиль в ООН. Когда в прошлом он угрожал Нетаниягу, очень быстро "птичка" приносила об этом известие. Нелогично, что год назад он выдвинул грубый ультиматум премьер-министру и до сегодняшнего дня никто не слышал об этом.

Временная вежливость

Если недостаточно этих индикаций, то на этой неделе пресс-секретать госдепартамента США прояснил, что такой угрозы просто не существует. На брифинге для журналистов сказал Марк Тонер: "Я слышал о таких репортажах, но они неверны. Как правило мы не реагируем о сообщениях о происходившем на закрытых беседах, но тут мы хотим мы хотим отбросить эти слухи изначально. Мы не выдвигали никаких ультиматумов по этому вопросу" (строительство в поселениях) Он добавил, что "наша позиция по вопросу поселений хорошо известна и она не изменилась. Они нелегитимны. Мы представляем эту позицию перед израильским правительством". В ответ Тонер был спрошен принималось ли американское решение не налагать вето, если будет выдвинута соответствующая резолюция в Совете безопасности. Ответ был: "Нет. Нет никакого решения в таком духе, и я не хочу говорить о теоретических предположениях".

И даже если оправдано опасение, что была угроза, о которой знает только премьер-министр, приемлемо ли что глава правительства Израиля годами замораживает строительство в Иерусалиме? Когда Менахем Бегин стоял на таком перекрестке, он сказал американскому посланнику: "Мы не банановая республика". Когда Ицхак Шамир попал в такой угол, он отказался от американских гарантий на займы и продолжил строить. Когда Шарон был приперт спиной к стене, он заявил, что "Израиль не будет Чехословакией". Если сейчас, когда кровь наших братьев, убитых в терактах, вопиет из земли, Нетаниягу отказывается строить - кто, когда и какой ценой сломит этот застой?

Ответ на вопрос: сколько времени Нетаниягу будет держаться за эту позицию, зависит от лидеров Ликуда. Они не готовы поддерживать это длительное и неоправданное замораживание. Исраэль Кац, Ципи Хотовели, Хаим Кац, Юлий Эдельштейн, Офир Акунис, Ярив Левин, Мики Зоар и также Эли Коэн из Кулану - все пришли в палатку протеста председателя регионального совета Самарии Йоси Дагана и публично призвали Нетаниягу отменить замораживание. Пока вежливо, но можно предположить, что вскоре перейдут к решительным заявлениям. Также представители Байт йегуди, потребовавшие "строительство квартала или поселения в обмен на каждый теракт" и начавшие угрожать несоблюдением коалиционной дисциплины.

Не только в сфере поселенчества Нетаниягу разочаровал, но и в сфере безопасности. Его принятие решений напоминает период операции Несокрушимая скала. Он делает, что требуется, но слишком поздно, когда уже буквально нет выбора. Лишь на заседании кабинета после Симхат-Тора были приняты решения, которые должны были быть приняты полтора года назад. И этих решений недостаточно.

Еще в сентябре 2014г. Нетраниягу дал указание о запрещении Мурабитон и Мурабитат - исламских организаций, беснующихся на Храмовой Горе. В нынешней волне террора он повторил указание. На этой неделе - только на этой неделе - начали силы полиции входить вглубь арабских районов в Иерусалиме. На этой неделе - только на этой неделе - выяснилось, что принятое несколько лет назад решение мобилизовать еще 1000 полицейских для Иерусалима было выполнено лишь частично. На этой неделе - только на этой неделе - было решено искать пути сократить время от решения о разрушении дома террориста до разрушения на деле. Все эти шаги надо было сделать год назад после того, как малышка Хана Зисель-Браун была задавлена в теракте напротив здания главного управления полиции, или после теракта в районе Хар-Ноф, или после убийства Шалома Шерки.

10 теоретических часов

Каждый имеющий глаза знает, что корень проблемы заключается в неприменении закона в Восточном Иерусалиме. Каждую ночь небо там освещается фейерверком. Они красивы, но требуют получения предврательного разрешения, и тот, кто не требует от хулиганов отчета за вертикальный запуск фейерверка, сталкивается с горизонтальным запуском петард. Тоже в отношении разрешений на строительство, уплаты налогов и учебных программ в арабских школах. И в эти дни в Восточном Иерусалиме идет обучение по антиизраильской программе ПА.

Прямая линия проходит между неприменением закона на местности и происходящим в политической плоскости. Премьер-министр, министр обороны и другие направили обвинительный перст в сторону Абу-Мазена, утверждая, что тот подстрекает арабов. Есть много правды в этом утверждении, но кроме разговоров, в их руках есть рычаги. ПА должна Израильской электрической компании полтора миллиарда шекелей. Хеврат хашмаль годами требует уплаты долга, но Нетаниягу тормозит решительные шаги. То же в отношении зарплат террористам, которые ПА продолжает выплачивать, а Израиль даже не требует прекратить, а тем более не вычитает из сумм, переводимых автономии. Разумеется, есть дополнительные рычаги, вроде лишения статуса лидеров ООП и ограничения их свободы передвижения и т.д.

Теоретически были 10 часов, во время которых все это могло бы выглядеть иначе. По причине отсутствия Нетаниягу в стране и.о. премьер-министра в 10 часов после теракта на улице Гай был министр Исраэль Кац. Он мог собрать кабинет и принять решения. Бульдозер, мошавник, ученик Шарона. Он уже долгие месяцы предлагает то, что сейчас начинают делать. Например, создание особой бригады МАГАВ в 2 тысячи человек, которая будет наводить порядок в Иерусалиме, - масса, которая заполнит Вост.Иерусалим и прояснит тамошним жителям, что рука закона пришла туда, чтобы остаться. Кац также предлагает установить во всей восточной части города телекамеры. Короче, ряд мер, которые отучат жителей от нарушения закона. Его грубая натура мошавника была предпочтительна в те часы, чем осторожность дипломата из Рехавии. Но это были очень теоретические часы.

("Макор ришон" 9.10.2015)


Перевел Моше Борухович
МАОФ