Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Несколько мессиджей и вопросов ко всем нам и, главное, - к молодежи на холмах

1. Я не хочу говорить ни слова о деревне Дума, о свадьбе, об арестованных или о парне с капюшоном. Ни слова. После целой недели выслушивания мнения всей страны мне кажется, что любой разговор на эту тему - это капитуляция перед террором. Террором мыслей. Да, любой разговор: те, кто говорит против, те, кто говорит за, и те, кто распространяют в интернете теории заговоров - все-все кажутся мне соучастниками этой промывки мозгов.

И поэтому заголовок, подытоживающий на мой взгляд неделю - не "еврейский террор" и не "кровавая свадьба". Главный заголовок - однозначен: "выход из пропорций". Целое государство, находящееся под настоящей ежедневной волной терактов, останавливается и занимается каким-то сомнамбуличным танцем. Тот, кто утверждает, что надо начать кемпейн арестов "раввинов-подстрекателей", вышел из пропорций. И тот, кто утверждает, что это Йорам Коэн (прим.перев.- т.е. свеженазначенный глава ШАБАКа или его засланец) танцевал там с фотографией ребенка в руке, - тоже вышел из пропорций.

Все это было бы абсолютно преувеличенным даже если бы мы жили в спокойной действительности, но в ситуации когда каждые несколько часов(!) происходит тут попытка убить еврея, у нас нет привилегии заниматься сейчас обсуждением танцев на свадьбах, какими бы отталкивающими они ни были. Сама установка, что это "главный заголовок", - это ужасное искажение; и каждый участвующий в такой установке - даже если он говорит правильные вещи - соучастник этого искажения.

Неоднократно я слышал на этой неделе по радио бурное обсуждение "куда идет молодежь холмов" (всю остальную молодежь в стране вы уже воспитали, верно?), и в разгар обсуждения ведущий обрывает участников и обращается к "нашему корреспонденту на местности" за подробностями еще одной попытки теракта, а затем немедленно возвращается к тому, что в самом деле важно - "зохрени на, зохрени на". Перевернутый мир.

2. И после всего этого я в самом деле не могу удержаться. Что вы думали: что вы все будете говорить, а я буду молчать? Так вот несколько вопросов, дырявящих мне голову на протяжении всей недели:

- в первую очередь вопрос ШАБАКу: о скольких подростках идет речь? Сколько? Вы инструктируете СМИ, что речь идет об "опасности государству" и "попытке бунта и короновании царя". Я хочу получить количественную оценку. Ведь все подозреваемые или приятели подозреваемых уже арестованы. Так о каком количестве идет речь? Дайте число. 50 пейсов под арестом? 60? Или ДАЖЕ 150? Это объем? Понял. Теперь можно успокоиться? Если речь идет о нескольких тысячах или хотя бы нескольких сотнях - я готов извиниться в этой колонке через неделю за то, что не сумел понять мощь угрозы государству Израиль. Но пока это несущественная мелочь, может, придем к согласию, что можно ограничиться нервным "ну-ну-ну", самое большее - уголовным расследованием, но без утверждений о том, что речь идет о самой большой угрозе существованию государства.

- а сейчас, мои многочисленные религиозные друзья, оказавшиеся любителями конспиративных историй. Сколько copy-past было сделано на этой неделе различным странным вопросам! Да, верно, был Авишай Равив. Но как можно жить, если думать, что весь мир - один большой авишай равив и не верить ничему? Не поймите меня неправильно: и я не освящаю какой-либо истеблишмент, тем более - судебную систему; но уровни недоверия, демонстрируемые у нас к любой официальной версии, уже опасны. Откуда они берутся? Зачем думать, что все все время замышляют против вас? Зачем круглые сутки чувствовать себя жертвой? Зачем жить как будто в самом деле существуют протоколы мудрецов Сиона, в которых в темных подвалах принимаются сумашедшие решения против религиозного сионизма? Это кажется вам здравым? Жизнь в конспиративных теориях приводит к недоверию к любой системе.

- а сейчас моя конспиративная теория: многие утверждали на этой неделе, что фестиваль в СМИ вокруг видеоролика со свадьбы был предназначен отвлечь внимание от пыток, которым подвергаются подростки. Я утверждаю: не предназначался ли этот фестиваль СМИ отвлечь от ситуации в области безопасности. Почти ежедневно арабы ранят евреев в терактах, но видеоролик танца на свадьбе позволяет министру обороны переходить из одной телестудии к другую радиостудию и бить тревогу, что опасность - это раввины, не будучи вынужденным отвечать на трудные вопросы.

3. И тогда прибыл мэйл от Натаниэля, который открыл мне совсем другое направление мышления. Он поселенец, высокопоставленный офицер-резервист и, подобно мне, испытывает симпатию к этим ребятам. Он не "гивони", но уважает идеалистическую молодежь с горящим сердцем. Ведь если подумаем об этом минуту, то обнаружим, что у них можно много позаимствовать. Если преуспеем отдалить часть их от насильственных (ладно, если еще хорошенько помыть их в душе), то увидим личности с важным посланием. Ведь в итоге этой недели мое основное опасение, что начнем видеть в усилении религиозности, хасидизме и длинных пейсах опасность, а не благословение.

В тысячный раз: все мы противимся любому насилию и пересечению красных линий: галахи или закона государства. Но разве нам нечему научиться у душевного движения этих подростков? Разве они единственная педагогическая опасность или, может, есть бОльшие опасности? Может, подростки, массово тянущиеся к культуре пустоты, являются проблемой?

Поэтому призыв Натаниэля к этой молодежи важен, по моему. Потому что основное педагогическое обсуждение надо делать не в телестудии Яэль Дан и Рино Црора (краткое содержание: "Я осуждаю! Тьфу! Позор религиозному сионизму!") Главных диалог должен вестись дома. Это сложные вопросы воспитания, святости и будней, что даже дети, совершившие преступления, - все же наши дети и надо думать, что делать дальше.

4. Вот что послал мне Натаниэль:

"Братья мои, молодежь холмов, жаль. Жаль, потому что вы с вашими силами могли бы исправить мир. Сколько земельных участков могли бы расцвести при вашей любви к земле. Сколько детей-инвалидов могли бы улыбаться благодаря вашей преданности и самоотверженности. А в армии? Вы могли бы создать батальон с длинными пейсами. Перед этим батальоном не устояла бы ни одна высота или враг. Какой мир Торы и идеалов мы могли бы создать. Во главе с настоящими талмидей-хахамим. Образцовие общество, которое увлекло бы за собой народ Израиля. Ведь как можно спорить с таким успехом? С такой горящей правдой? С этими милыми честными пейсатыми подростками. Вы вносите новый дух в стареющее общество. Вы напоминаете нам не обуржиаживаться. Не успокаиваться. Не останавливаться на достигнутом. Быть искренними. Не отчаиваиться и всегда продолжать стремиться и искать. Не капитулировать перед западной культурой.

Но вы решили создать "государство Иудея". Какое поразительное государство вы создали: свадьба с винтовками и ножами - буквально рай на земле. Что еще будет в вашем государстве? Сангедрин? Видно, нет, - ведь никто не будет указывать вам, что делать. А полиция, ШАБАК и армия будут там? Ясно, что нет - вам хватило их в прошлом государстве. А дороги? Только чтобы вам было, что перекрывать. А бензин? Конечно, если что-то нарушится, сможете использовать его, вместо того, чтобы разговаривать. Какое замечательное государство будет. И благословятся им все народы земли.

Жаль. Спросите Йегуду Меши-Заава как можно мобилизовать дикую энергию на благо. Посмотрите на него и увидите, что происходит, когда берут весь потенциал, служивший для бунта против государства и направляют его на создание организации ЗАКА - какое освящение Имени. Он уже создал свое государство Йегуды (Меши Заава). А вы? Вы можете сделать с гораздо большей мощью и объемом.

У меня нет сомнения, что вы с вашими силами, с вашей энергией, вашей самоотверженностью можете повести нас свершениям".

31.12.2015

Перевел Ханан Фридман