"Ицхак Меир, член политбюро МАФДАЛя, был очень удивлен, слушая песни, распевавшиеся в последний праздник Симхат-Тора в синагоге в его поселке Кохав-Яир", - рассказывает журналист Яир Шелег в газете "Гаарец". - "Среди знакомых текстов он неожиданно идентифицировал строки последней молитвы Шимшона: после того, как его глаза были выколоты, он просит Всевышнего помочь ему лишь еще один раз отомстить за свои глаза: "Вспомни меня и укрепи меня, прошу, только на этот раз, о Боже, и я отомщу филистимлянам местью (хоть) за один из двух моих глаз"... Меир обнаружил также, что в некоторых местах из тех, где поют эту песню, молодые парни поют ее, размахивая ножами".
Эти слова написаны не в последние недели, а в начале месяца Кислев 5763г. (2003г.). Они были поглощены в море политических новостей перед выборами 2003г., когда главные заголовки занимали сообщения об убийстве евреев арабами. Статья Шелега не получила никакого follow up, ни одного истеричного письма в редакцию, вообще никакой реакции. Танцы на свадьбе молодежи холмов, потрясшие публику несколько дней назад, были лишь пикантным украшением в левой газете в 2003г. Они никого не всколыхнули.
Так что произошло теперь, что эти танцы ворвались в главные заголовки и сознание всех нас? Они получили контекст. Убийство ребенка в деревне Дума, человек с капюшоном, протыкавший какую-то фотографию, драматический голос радиодиктора, промо ведущей - сейчас осталось лишь поместить в тарелку, хорошенько перемешать - и есть не только новостная сенсация, но и общественный приговор. Рецепт из кухни ШАБАКа, деликатес, действующий на все железы раздражения. С момента трансляции видеоролика стираются все вопросительные знаки: целая группа виновата в убийстве ребенка, она осуждается и побивается обществом без возможности защищаться. Песни мести и танцы с оружием, не вызывавшие никакой реакции более десятилетия, превращаются в фасад всего зла в мире из-за этого убийства (причем суд еще не постановлял, кто в нем виновен), добавьте к этому совместную манипуляцию силовиков и СМИ.
Более дорогие братья
При всем уважении к потрясению в религиозно-сионистском лагере и по стране, в сообщениях последних недель нет ничего нового. Еврейский террор? - было. Танцы с ножами? - было. Попытка создать государство по Торе? - было. Фотография размером А4, мистическим образом появляющаяся и превращающаяся в обвиняющую сенсацию в СМИ? - было, было, было. И тема мести не нова - и нет необходимости идти к библейскому Шимшону (в искаженном переводе - Самсону) - раввин Каханэ и его ученики сделали на этом блестящую карьеру.
О поселении Эльнакам слышали? Вот вам еще урок истории: в 80-е годы несколько членов движения Ках (духовные отцы молодежи холмов) пытались создать на Хевронском нагорье поселение, все жители которого будут преданы учению раввина Каханэ. Название Эльнакам (Бог мести или Бог отомстил) было выбрано по имени Эли Зеэва, убитого в теракте в Бейт-Адасса. Если бы в последний месяц такое название было бы присвоено одному из холмов-форпостов в Иудее и Самарии, надо полагать, что это было бы главным заголовком в СМИ. Но в те дни каханисты были вынуждены удовлетвориться статьей в журнале "Некуда" (Точка) в Адаре 5743г. (1983г.)
Ирония судьбы заключается в том, что автором той статьи был ни кто иной, как Хагай Сегаль - тогда молодой и энергичный журналист покойного поселенческого издания "Некуда". Сегодня мы знаем, что в тот период именно он (а не интервьюируемые) имел в своем резюме настоящий акт мести. За 3 года до написания статьи он участвовал в закладке мин против мэров Рамаллы и эль-Биры. Тайна вскрылась только в 1984г. с арестом Сегаля и его друзей под заголовком "еврейское подполье".
Вот один (но не единственный) факт, который мешает мне в обсуждении о нынешних арестованных: по мнению многих, речь идет об "игрушечных преступниках" по сравнению с "дорогими братьями" того еврейского подполья. Тогда речь шла не о горстке подростков, вылетевших из школы, а о взрослых людях, частью известных активистах поселенческого движения, часть из них в итоге была обвинена в убийстве, попытке убийства или в попытке взорвать Купол Скалы. Даже нынешнее убийство в Думе (даже если предположим, что было сделано евреями) все же выглядит менее спланированным, чем закладка мин под автобусы.
И все же, даже будучи в тюрьме, члены еврейского подполья 80-х годов получили снисходительное отношение и со стороны правоохранительных органов, и со стороны поселенчества и израильского общества вообще. В издании "Некуда" публиковались статьи и письма заключенных из тюрьмы, религиозный сионизм объединился в просьбе о помиловании для них. И я - мейнстримный тель-авивский подросток из движения Тхия - подписывал под воззваниями освободить заключенных. И почти все заключенные получили помилование или сокращение срока, даже пожизненное заключение нескольких подпольщиков, обвиненных в убийстве, продолжалось 6 с половиной лет. А что с арестованными по делу о поджоге в Думе, против которых еще не подано обвинительное заключение, а некоторые из них освобождены как не имеющие отношения к делу? - они осуждаются и побиваются.
Маленький бунт
А, да - "манифест". Одна из самых поразительных вещей в разговорах об арестованных: сотни тысяч взрослых опытных людей до корней волос боятся нескольких десятков подростков с пейсами. "Они хотят разрушить государство", - орут высокопоставленные министры правительства и цитируют учредительный документ группы арестованных. "Они хотят разрушить религиозный сионизм", - кричит министр образования страны, провалившейся в воспитании этих подростков. Ладно, "они хотят разрушить". Так что? Есть ли шанс у этого? Неужели армия детей способна разрушить государство? Речь идет о небольшой группе людей - это можно остановить обычными средствами - задействованием агентов, ордерами на высылку за пределы Иудеи и Самарии, административными арестами. Пытки и попытки ШАБАКа и политиков представить это как войну с врагами выглядят как попытка свести счет с лидерами молодежи холмов, а поджог - лишь предлог. Между нами: после видеоролика со свадьбы немало людей готовы дать им оплеуху. Но в любом случае я упрямлюсь видеть в них братьев, наших заблудших сыновей. Если кто-то из них совершил преступление - пусть отсидит в тюрьме. Но остальные должны получить реабилитационный курс.
31.12.2015
Перевел Яков Халфин