Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Выстрел в Хевроне - это, в основном, ошибочное решение, принятое в стесненных, практически невозможных условиях. Тут надо вести обсуждение не о морали, а о компетенции и командовании. Во время войны выживание иногда важнее абстрактных норм

Возможно, как написал мой коллега Ханан Амиур, эта неделя является дипломом порядочности израильского общества. Неделя, в течение которой обсуждали чистоту оружия не теоретически, не на оторванном от жизни академическом семинаре, а в жизни. Во время волны террора, когда исламские фанатики идут убивать евреев, государство Израиль обсуждает убийство презренного террориста.

А после того, как мы сказали это, надо глубоко вздохнуть и успокоиться. Диспуты о морали склонны вести себя на баррикады. Все стороны замыкаются в истощающей траншейной войне и затрудняются увидеть что-то за пределами своей позиции. Как недостойно выступать с нападками на нач.генштаба, так и армейская верхушка должна сделать restart в своем сознании и снизить тон в отношении солдата, чья вина еще не доказана.

Начнем с моего личного мнения. Не то чтобы оно было важно другим, но это исходная точка для обсуждения. По моему, стрелявший солдат - не герой. Разумеется, он не архи-злодей и не хладнокровный убийца, но и не герой. Солдат, выстреливший с расстояния двух метров в агонизировавшего террориста, который все равно бы сдох, - это не Авигдор Кахалани в горящем танке остановивший сирийцев на Голанских высотах. Насколько я понимаю, факты таковы: солдат убил террориста в нарушение инструкций. Все прочее говоримое - это комментарии, в зависимости от политических позиций.

Речь идет о бойце, действовавшем в бою в условиях городской застройки и сделавшем то, что он сделал, на свое усмотрение и в противоречии с инструкциями. Боец, который в последние полгода живет в невозможном напряжении между отражением терактов и текущей деятельностью по обеспечению безопасности. Можно предположить, что с ним случилось то, что происходит со многими в крайних условиях - автоматическое действие вследствие ошибки в принятии решения. Это явление известно и служит защитой для американских полицейских, убивающих в процессе ареста. Напомним: в США нет "оккупации", но все же палец легко нажимает на курок, в основном, из-за трудности для многих полицейских перейти от оперативной деятельности к рутине.

Факт, что значительная часть общественности, поддерживает солдата, не говорит, что сделан героический поступок или что наша публика кровожадна, - просто есть ощущение, что по отношению к солдату творится несправедливость. Общественность чувствует, что несправедливо полировать совесть нации за счет одного человека.

Я полагаю, что разрыв между позицией общественности и описанием поступка в СМИ свидетельствует об отчуждении к поставляющим нам новости. Израильская общественность помнит, как Гилеад Шалит стал нашим общим ребенком, и чгувствует то же по отношению к молодому бойцу, который если бы не был призван и послан служить в район Хеврона, не попал бы в ситуацию, где перестрелка сменяется рутинной деятельностью по обеспечению безопасности и наоборот. Факт, что большинство израильской общественности, включая многих правых, поддержали расследование ШАБАКом поджога в деревне Дума, несмотря на использование пыток. Но убийство беззащитного ребенка - не то же, что убийство террориста с кровью на руках.

Что такое дух ЦАХАЛя?

Ни у меня, ни у вас нет сомнения, что ЦАХАЛ - самая моральная армия в мире, армия, делающая все возможное, чтобы предотвратить попадание в невинных. Вместе с тем, первичное утверждение, что солдат, убивший террориста, задел дух ЦАХАЛя и еврейскую мораль, - проблемно, не говоря уже о том, что это дутое и не подтверждаемое фактической базой утверждение.

Как мы должны относиться к Меиру Хар-Циону или Орду Вингейту, основавшему боевую теорию ЦАХАЛя (включая использование соседей для выкуривания террориста из дома и публичное побиение палками)? Если боец бригады Кфир - хладнокровный убийца, то Вингейт - чудовищный военный преступник. Лишь полторы недели назад мы прощались с Меиром Даганом, ответственным за смерть немалого количества террористов и иранских ядерных ученых (согласно зарубежным публикациям). А в качестве кого мы должны помнить Бен-Гуриона?

В 1953г. после убийственного арабского рейда в поселок Йехуд была проведена операция возмездия в деревне Кибия. (прим.перев. - эта деревня являлась одной из баз террористов) Формулировка приказа гласила: "Нападение на деревню Кибия, временное занятие и нанесение максимального ущерба с целью вынудить жителей покинуть свои дома... Вторжение в деревни Шукба и Наалин с целью подрыва домов и убийства (иорданских) солдат в деревне". Подразделение 101, подкрепленное бойцами 890-го батальона, взорвало 45 домов. Погибло около 70 арабов. После операции бойцы утверждали, что не знали, что в домах есть жители.

В 1992г., через 40 лет после операции, Шарон опубликовал статью в газете "Йедиот ахронот", в которой признавал, что целью операции было максимальное количество жертв, но добавил: "Жители той деревни привыкли к предыдущим действиям ЦАХАЛя, в которых мы ограничивались подрывом дома на окраине деревни. Поэтому они спрятались внутри своих домов и сидели тихо, так что мы даже не обнаружили их, они погибли во время взрыва домов".

Еще Шарон утверждал, что в личной беседе с Бен-Гурионом через несколько дней после операции сказал ему первый премьер-министр: "Я не придаю большое значение тому, что будет сказано об операции в Кибие в мире. Важно, как это будет выглядеть в нашем регионе. Это (операция) позволит нам жить здесь". Зам.командира подразделения 101 Шломо Баух рассказывал в интервью, что они были в шоке от количества убитых, но также сказал, что он с Шароном встретились с Бен-Гурионом уже после того, как стал известен масштаб убийств, премьер-министр встал в их честь и сказал: "Парни, я хочу поприветствовать вас за вашу благословенную операцию. К сожалению, я не могу сделать это публично".

Пресс-секретарь МИДа сказал тогда прессе, что, видно, операцию провели жители соседних поселков в отместку за убийство матери и детей, а Бен-Гурион официально заявил, что "в ту ночь ни одно из армейских подразделений не покидало своих баз". Операции возмездия прекратились после Кибии, так как уменьшились рейды террористов.

Внук "сиах лохамим"

К большому смущению, теоретическое обсуждение духа ЦАХАЛя и морали не поднимается над уровнем клише. Мораль - это не нечто однозначное. Это и раввин Гинзбург с книгой "Торат а-мелех", но и профессор Йешайягу Лейбович. А раввин Шах, например, сказал как-то: "Счастье, что мы народ жертв, а не народ убийц".

Так что же такое еврейская мораль? Царь Давид, убивший 200 филистимлян (его просили 100, но он преувеличил), пророк Шмуэль, убивший мечом Агага, или Йермиягу-пацифист? Как отнесемся к Гершелю Гриншпану, который в отместку за депортацию немцами и поляками своих родственников, совершил в ноябре 1938г. покушение на чиновника немецкого посольства в Париже, после чего немцы устроили Хрустальную ночь? Он тоже убийца?

Еврейская или универсальная мораль не статична, все зависит от обстоятельств времени и места. Мораль, именем которой разглагольствовали на этой неделе, - это не еврейская мораль, а гуманистическое мировоззрение, развившееся в последние мирные 70 лет в Европе. Оно расшатывается в последнее время, сотрясаемое взрывами исламского психоза. По моему, еврейская мораль, по которой тоскуют наши левые, - это внук "сиах лохамим" (беседы бойцов, обсуждение боя). Т.е. стреляем и плачем.

Государство Израиль ликвидирует террористов, и хорошо, что так. Каждых вдох террориста на земле - излишний. Поэтому это не диспут о морали, а спор о компетенции и приказах.

Я признаю, что не был потрясен снимками из Хеврона. Идущий убивать нас - не невинный, а презренная мерзость. Когда я смотрю старые фильмы о Второй мировой войне, я не жалею солдат Вермахта. Они заслужили любые страдания.

Во время войны - а мы на войне - иные нормы. Согласно сегодняшним моральным стандартам Запада, армии стран-союзниц времен Второй мировой войны - сборище военных преступников. Британские ВВС демонтировали Германию. Во время бомбежки Дрездена в конце войны погибли десятки тысяч гражданских лиц. Командующий британскими ВВС сэр Артур Харрис "Bomber" прямо и намеренно действовал против гражданского населения. Что такое Хиросима и Нагасаки? Красная Армия, потерявшая 12,5 миллионов бойцов, мстила немцам согласно стандартам тронных игр Стюартов. Во время советской оккупации были изнасилованы более 2 миллионов немецких женщин. Всем понятно, что абсолютное зло можно победить только посредством зла. Поэтому понятно, кто в той истории был хороший, а кто плохой.

Мораль различна в различных цивилизациях, эпохах, регионах. Во время войны выживание иногда важнее абстрактных норм. Если будем отрицать это, поставим себя под угрозу.

("Макор ришон" 1.04.2016)


Перевел Моше Борухович
МАОФ