Без сомнения, единство - это хорошо. У наших мудрецов есть много высказываний о важности единства и беде сектантства. С отрочества родители и учителя воспитывали нас, что наша сила в единстве. Мы рассказываем нашим детям и внукам, что правительства национального единства стояли за блестящей победой в Шестидневной войне и победе над чудовищной инфляцией в 80-е годы.
Поэтому у правых душевная трудность критиковать шаги по расширению коалиции, тайно сварганенные в последние месяцы премьер-министром и председателем оппозиции. Мир начинается в доме, - говорит старый лозунг правых, - и вроде бы именно такой мир Нетаниягу и Герцог планировали.
И объяснение этого шага было убедительным: Нетаниягу объяснил, что заинтересован в бронежилете умеренных левых перед грядущей борьбой на международной арене. Приближенным он объяснил, что Герцог поможет ему отразить летние интриги Франции и уловки конца каденции Обамы. Даже в руководстве партии Байт йегуди склонялись принять это объяснение, несмотря на плохонькие логические основы этого объяснения - неужели когда в прошлом году Нетаниягу клялся, что не создаст правительство с Герцогом и Ливни, Израилю не грозило международное давление? Неужели президенты Обама и Оланд в самом деле впечатлились личностью Герцога и перестанут требовать от нас отступлений, если он присоединится к правительству Нетаниягу? Сам факт, что Нетаниягу поспешил на этой неделе предложить Либерману кресло Яалона, несмотря на демонический имидж будущего министра обороны на международной арене, доказывет, что при необходимости глава правительства умет преодолевать международные ухабы. Если не ради Эрец Исраэль, то хотя бы для своего политического выживания.
В любом случае план присоединения Герцога к правительству Нетаниягу не вырос из страсти по единству. Этот план появился из союза временных интересов премьер-министра, желающего расширить узкую парламентскую базу, и лидера оппозиции, который вот-вот падет в своей партии. В лучшем случае Герцог привел бы с собой в качестве приданого половину своей фракции. Дивизия левых СМИ, гневно набросившаяся на него, ненавидела бы это правительство единства и погасила бы любую искру примирения. Нивелир единства продолжал бы находиться у красной черты. Так кому нужно такое единство? Настоящий мир внутри страны не вышел бы из такого правительства - только распри и кризисы.
И риторика Герцога не соответствовала атмосфере единства. Он представил себя спасителем государства от "смотричей". На одной из пресс-конференций он заявил, что "выбор между бешенством и здравомыслием", и этим вывел за забор всех избирателей Либермана. Не удивительно, что правые облегченно улыбнулись, когда Либерман протянул руку Нетаниягу, а Нетаниягу поспешил ответить рукопожатием. Мир начинается в доме.
Египетский анекдот
Евреи в Израиле и арабы в регионе не были охвачены скорбью, узнав, что президент Франции Оланд сдвинул с мая на июнь мирную конференцию. Даже среди сжимающегося лагеря мира было тяжело уловить нотки сожаления. С Кемп-Дэвидской конференции 2000г. всем, у кого голова на плечах, ясно, что такие конференции - трата времени. Лишь французская голова могла витать в иллюзиях, что из этого выйдет что-то хорошее.
Абд эль-Фатх а-Сиси - расчетливый египтянин. Иначе он не смог бы захватить власть в стране с 90 млн населения. Его неожиданный призыв к миру между израильтянами и палестинцами - через несколько часов после агонии французской конференции - предназначался для политических целей. Египет погружен в проблемы, и в последнее время они лишь обостряются. Нет туризма, нет воды, есть брожение, - возникла срочная необходимость в отвлечении масс и в усилении аттрактивности президента. Заодно он так отблагодарил Нетаниягу за закулисную поддержку. Среди прочего, правительство Нетаниягу хлопотало за а-Сиси перед американцами, которые затруднялись переварить приход а-Сиси к власти недемократичными методами. Похоже несколько дней назад кто-то шепнул египетскому президенту, что мирная инициатива поможет Нетаниягу ввести Аводу в правительство. И а-Сиси поспешил на помощь - для этого и существуют друзья.
В своем взволнованном обращении к израильским партиям президент Египта утверждал, что "мир с палестинцами сделает более горячими отношения между Израилем и Египтом". Эта мелодия приятна израильским ушам, но полная глупость по сути. Если мир междуИзраилем и Египтом не сделал наши взаимоотношения более теплыми, то мир с ООП тем более не согреет. А-Сиси просто продает нам товар, за который покойный Садат уже получил полную плату. Израиль разрушил 2 поселенческих блока и передал Египту Синайский полуостров, получив взамен самый кислый мир в истории. Общественное мнение в Египте ненавидит нас, как и при Садате. Лишь недавно египетский парламент продемонстрировал, что он думает о египетском политике, пытавшемся выбраться из борозды ненависти. Туризм между двумя транами стремится к 0, и он не расцветет чудесным образом, если возникнет "палестинское государство", и а-Сиси знает это. Его неожиданное заявление о мире между Израилем и "палестинцами" было анекдотом. Каир никогда не страдал дефицитом чувства юмора.
("Макор ришон" 20.05.2016)
Перевел Моше Борухович
МАОФ