В последние дни на правом политическом фланге есть ощущение опасности. Оправданное ощущение.
Уже долгое время есть ограничение строительства в поселениях, но и переговорный процесс был заморожен. В последние недели - и особенно после вступления Либермана в правительство - похоже, что Нетаниягу заново прогревает мотор идеи "палестинского государства", о котором заявил в Бар-Иланской речи. Хуже того - Нетаниягу положительно отзывается о саудовской инициативе, смысл которой - возвращение к границам 1967г., раздел Иерусалима и даже право на возвращение "беженцев". Речь идет о еще одной декларированной сдачей позиции правительством Нетаниягу.
Уже долгое время в израильском обществе и политической системе есть мнение, что в ПА нет партнера по ведению мирных переговоров и тем более нет партнера по заключению устойчивого договора. Не только правые, но и центристы и даже в Аводе усвоили, что, к большому сожалению, правые правы и что разговоры о мире, который установится после заключения договора, - это замки на песке. Так что подталкивает Нетаниягу - и именно сейчас - доставать идею "палестинского государства" из мусорного ящика? Почему это происходит именно после формирования устойчивой правой коалиции? И почему после формирования правой коалиции Нетаниягу не прекращает говорить о стремлении присоединить Герцога к правительству?
Источники из политической системы объясняют, что в среде Нетаниягу есть опасение последних двух месяцев каденции Обамы: после ноябрьских выборов и до вступления в должность нового президента (20 января) он цможет дать выход своим чувствам и предпринять несколько односторонних шагов. Например, воздержится от налагания вето на антиизраильскую резолюцию в Совете Безопасности ООН. Согласно этому объяснению, Нетаниягу чувствует, что обязан маневрировать, проявлять гибкость и создавать ощущение, что нет необходимости во внешнем вмешательстве и одностороннем давлении, поскольку обе стороны продвигаются в контактах.
Невозможно игнорировать давление, которому должен противостоять Нетаниягу. С другой стороны, нельзя игнорировать вред, который наносит такая тактика. Когда председатель Ликуда, занимающий пост премьер-министра, на протяжении лет заявляет о поддержке создания палестинского государства, то не только враги, но и друзья подравниваются под эту линию. Если Нетаниягу в самом деле подразумевает то, что говорит, - это очень плохо. Но и если он понимает опасность и не намеревается создавать арабское государство в Иудее и Самарии, если он лишь маневрирует, то эти маневры опасны и могут плохо закончиться. Даже если ничего не произойдет за столом переговоров, все более и более левые декларации правительства заводят нас в переулок, из которого трудно будет выйти.
Нетаниягу должен освободиться от страхов и искать другие пути бороться с угрозой Обамы. Ведь в прошлом он утверждал, что надо заморозить строительство в поселениях, чтобы продержаться против враждебной администрации до промежуточных выборов в Конгресс, после которых будет республиканское большинство в обеих палатах. Эти выборы прошли давно (осень 2014г.), в обеих палатах Конгресса республиканское большинство, но парализующий правительство страх не отступил. Вместо выполнения обещаний избирателям, вместо того, чтобы приучать мир забыть об идее "палестинского государства", Нетаниягу идет еще дальше в противоположном направлении и положительно отзывается о саудовской инициативе, включающей отступление с Голан и не упоминающей даже о поселенческих блоках.
9.06.2016
Перевел Яков Халфин