Maof

Tuesday
Dec 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Все ошибаются. Одни больше, другие всегда.
(Киламу - царь Самаля)


Дружба начинается с улыбки. И чаще всего заканчивается... мордобоем. Поскольку это тоже своеобразное проявление любви. Как в дипломатии, которая тем и хороша, что в ней ни стыда, ни совести. И вообще ничего лишнего. Зато сколько оттенков! Что, например, означают теплые межгосударственные отношения? Это если тебя пусть не сразу, но все-таки понимают. В отличие от чисто двусторонних отношений, когда ты сам себя не понимаешь. Короче, все как в жизни. Навалом или строго по полочкам. Безупречные международные связи приносят покой и удовлетворение. На худой конец, хотя бы их видимость. Натянутые, в свою очередь, обогащают опытом. Враждебные, как правило, преподносят важный урок. А безликие просто тянут на мемуарные воспоминания.

От открытых сердец до открытых границ путь неблизкий. Потому, наверное, и "народная дипломатия" буксует. Хотя, казалось бы, самый простой и беспроигрышный способ - наведение мостов с помощью городов-побратимов. Этим скрепляющим души "цементом" мир пользуется без малого шестьдесят лет. С тех пор, как была создана Всемирная федерация породненных городов. Правда, в СССР "породниться" можно было только через Союз советских обществ дружбы. Вернее, через его так называемые культурные центры, которые, как известно, крышевали органы, не имеющие никакого отношения к культуре. Тем не менее, Всемирный день породненных городов с помпой отмечали и в Советском Союзе.

Культурные центры и сегодня остаются основным, если не единственным, окном в мир. Несмотря на то, что побратимство вроде бы и не запрещено. Официально, во всяком случае. Но на самом деле реально только после высочайшего "монаршего" соизволения. Иначе как объяснить, почему давно плодотворно сотрудничающие израильский Йокнеам-Илит и подмосковный Сколково породнились лишь после недавнего визита Дмитрия Медведева? И для чего понадобился публично скрепленный договор? Неужели только затем, чтобы продолжить "обмен молодежными и научными делегациями" с целью "расширения творческого потенциала и предпринимательства"? Как будто это и без договора раньше не делалось.

Проблема, по-видимому, не столько в сотрудничестве, которое скорее на руку России, чем Израилю, сколько в царящих в стране настроениях. А они если и не чисто прохановские, то очень близки к ним: "Донецк и Газа - города-мученики, города-герои, города-побратимы. Их стирают с лица земли... Два этих города, как два камня преткновения на пути мирового зла". Поэтому Кремль вынужден действовать с оглядкой. Отсюда и побратимство не просто избранное, а почти штучное. Начинаешь считать: раз, два и обчелся. Москва - побратим Тель-Авива, Петербург - Хайфы. Челябинск остановил свой выбор на Рамле, а Пенза - на Рамат-Гане. Геленджик три года назад подружился с Нетанией. Подмосковный Фрязино почему-то положил глаз на Сдерот, а соседний Дмитров - на Ор-Акиву.

Вот, пожалуй, и все. Больше, во всяком случае, не нашел. И это, если подходить объективно, вполне закономерно. Израиль для России, где одна четверть населения - мусульмане, а другая - потомственные юдофобы, скорее не государство, а недоразумение. В 2015 году российско-израильский товарооборот упал на треть, составив чуть более двух миллиардов долларов. При том, что теперешний израильский экспорт сопоставим в денежном выражении с поступлениями в российский бюджет от продажи нефти. Не потому ли среднестатистический россиянин почти ничего не знает об Израиле? Не считая, конечно, того, что эта страна постоянно воюет. И вообще "агрессор и оккупант", каких свет не видывал. Что до хваленого израильского hi-tech, если о нем кто-либо где-то когда-нибудь и слышал, то мнение почти однозначное: он целиком и полностью ориентирован на военные цели. А слухи о сельскохозяйственных чудесах и вовсе вызывают гомерический хохот. Что-что, еврей-колхозник?

Говорят, у кого нет идей, тот не видит и фактов. Еще совсем недавно российский экспорт в Израиль на 80 процентов состоял из сырья. Но в последние годы он уменьшился втрое. Израиль стремительно избавляется от энергозависимости. В то время, как Москве больше предложить нечего. Хотя обвал цен на углеводороды и введенные вслед за аннексией Крыма санкции могли бы стать мощным стимулом для коренного преобразования национальной экономики. И тем не менее не стали. А собственный путь завел в тупик. Впрочем, и неудачный опыт, может, потому и нужен, чтобы научить тому, чего не удосужились усвоить сразу. Вот почему и запоздалый визит Дмитрия Медведева в Израиль был в какой-то степени вынужденным. Он ехал за технологиями, которые уже приносят миллиардные прибыли Китаю и Индии. И которые давно и успешно внедряются в соседних Азербайджане, Грузии, Казахстане, Туркмении и Узбекистане.

Изжога российского сельского хозяйства до сих пор вызвана, прежде всего, отрыжками политики. А истинный патриот за отечество и родины не пожалеет. Еще полгода назад страны Евразийского экономического союза, куда наряду с Россией входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия, договорились по настоянию Москвы освободить от пошлин товары, произведенные на территории "государства Палестина". Включая в том числе и сельхозпродукцию. Для политического баланса, так сказать. Годовые объемы "палестинских" поставок колеблятся в пределах смешных 3 миллионов долларов. И даже если возрастут, то несущественно. В то время, как у Израиля резервы поистине неограниченные. Новые технологии позволяют выращивать экологически чистую зелень прямо на крышах домов. Практически без земли. При минимальных трудовых затратах и экономии 90 процентов воды. Да еще собирая до двенадцати (!) урожаев в год.

Но в Израиле почему-то тут же бросились подсчитывать убытки. Забыв спросить у фермеров выгодно им торговать с теми, кто продолжает жать серпом и обмолачивать молотом, или нет. А фермеров меньше всего волнуют чьи-то политические выверты и взятая с потолка "бухгалтерия". Им нужны деньги. Они, деньги, нужны и государству. Поэтому оно, государство, и обхаживало Дмитрия Медведева, приехавшего в Израиль подписать многомиллиардные договоры. Заранее зная, что эти миллиарды будут проплачены Ираном. За поставки новейшего оружия. Ибо пока в Иерусалиме решали, как побыстрее превратить сотни российских коровников в компьютеризированные молочные фабрики, в Тегеране всесторонне взвешивали возможность покупки российских вооружений и боевой техники. Причем речь шла о сумме в 10 миллиардов долларов. Тут даже отправившаяся в связи с этим в Иран Валентина Матвиенко не устояла, поменяв привычную шаль на диковинный хиджаб. Чего не сделаешь ради дела.

И это отнюдь не ирония. Потому что именно в этом коренное отличие российской элиты от элиты израильской, которая не остановится ни перед чем, чтобы как можно больше нагадить своей стране. Еще повсюду дымились пожарища и падающие с ног от усталости пожарные продолжали бороться с огнем, как три тысячи отборных бойцов пошли на штурм (к счастью, пока учебный) Амоны - поселенческого форпоста, затерявшегося на отроге Бааль-Хацора, считающегося самой высокой точкой Самарийского хребта. Это стратегически важная высота. Первые семьи появились здесь двадцать лет назад. С благословения правительства, которое ровно через десять лет собственными руками разрушило свое детище. Сейчас история повторяется. И опять в самый неподходящий момент. Ибо как объяснить народу, что на изгнание трех-четырех десятков семей готовы бросить больше сил, чем на тушение Хайфы?

Хотя зачем что-то объяснять? Народ уже так вышколен, что схавает любую ложь. И о том, что с юридической точки зрения Амона стопроцентно противоречит международному праву (почему же тогда расположенная в каком-то километре Офра не противоречит или до нее пока не дошла очередь?) И что "амонцы" дают Махмуду Аббасу карт-бланш на подачу иска в Гаагский международный трибунал. И что они стали бельмом на глазу Вашингтона, который в конце концов вынужден будет прибегнуть к санкциям. Тем более, что у Барака Обамы сейчас развязаны руки, и он спит и видит, как бы насолить Биньямину Нетаниягу. Все это на самом деле чушь. Потому что даже если Самарию присоединят вдруг к Ирану, никто не имеет права выселить людей из своих домов. Убить могут, а изгнать - нет. Поэтому если б Абу Мазен был Черчиллем, то наверняка бы сказал: "Я думал, что умру от старости. Но когда Израиль стал по собственной инициативе сам себя разрушать, я понял, что умру от смеха". И был бы прав. Потому что попробуйте отыскать в мире нечто подобное.

Израиль действительно уникальная страна. С самым перспективным в мире хайтеком. С самым продуктивным сельским хозяйством. С лучшими медицинскими разработками. И с самой продвинутой... пятой колонной. С самыми некомпетентными министрами. С самым несправедливым Судом справедливости... Короче, куда ни повернись, везде "самое-самое". И не надо быть "телепопугаем", чтобы понять, что один бесполезный еврей - это просто стыд, два - юридическая контора, а три и больше - Кнессет. Не потому ли любая глупость, если вообще не преступление, выдается чуть ли не за краеугольный камень демократии? Страна еще по-настоящему не осознала, что оказалась, по сути, на краю пропасти. Хайфу жгла не "Хизбалла". И так называемые "палестинцы" тут ни при чем. Город взорвали изнутри местные арабы, забрасывавшие взрывпакетами не только парки и сады, но и бензозаправки, газовые хранилища, электрораспределительные устройства.

И какова реакция властей? Кнессет озабочен вызывающей позицией депутата Ахмеда Тиби, который не собирается раскаиваться за то, что в интервью проиранскому ливанскому телеканалу "Аль-Майядин" призывал израильских арабов к открытому мятежу против ненавистного еврейского государства. В свою очередь, Мас ахнаса, то бишь налоговое управление, официально объявило, что пожары в девяти, как минимум, населенных пунктах страны возникли в результате умышленных поджогов. И посему нанесенный ущерб будет расцениваться как потери во время войны. Иными словами, его просто тихо спишут. А злостных поджигателей, конечно, будут искать. И не найдут. Потому что они и так на виду. Но пару "стрелочников" посадят. Для отвода глаз. Хотя проще и гораздо эффективней было бы покрыть все убытки из той суммы, которую государство ежегодно щедро дарит неблагодарному арабскому сектору.

Израильская демократия похожа на коробок спичек. Относиться к ней серьезно вроде бы смешно, а несерьезно - опасно. Потому что только в Израиле могут организовать публичное судилище над солдатом, открывшим огонь по вооруженному террористу. И только в Израиле могут всерьез обсуждать вопрос о важности призыва девушек в... танковые войска. Ведь они и железного коня на скаку остановят, и в горящую виллу войдут. Значит, в таком случае и в пожарные годятся. Псевдолиберальные извращенцы весьма успешно разлагают измочаленное политкорректностью общество, фокусируя главное внимание на армии. И, надо признать, достаточно успешно. Так, недавно почти половина свежеиспеченных новобранцев-танкистов наотрез отказалась служить в боевых частях, повергнув в шок армейскую верхушку. И это, похоже, лишь начало.

Рыба гниет с головы. В Израиле генерал больше, чем генерал. За какое дело не возьмется, обязательно загубит. И не только на поле брани. Как, скажем, несостоявшийся полководец Моше Яалон, который ассоциирует сейчас себя с несгибаемым и пламенным борцом против коррупции. Арабы, пустив красного петуха, отодвинули на второй план политический пожар, разожженный бывшим министром обороны. Именно он инициировал скандал с германскими Dolphin. Удастся ли ему поймать в мутной израильской воде заветную рыбку - большой вопрос. Но зато вероятность остаться без трех по цене двух заказанных подводных лодок более, чем реальна. На радость, естественно, как экономящих на дураках немцев, так и избавляющихся от лишней головной боли персов.

Можете не сомневаться, что на этом идущие чуть ли не строем во власть генералы не успокоятся. Весь парадокс в том, что в любом из них подспудно живет пацифист. Следующая цель - сорвать контракт по закупке новейших истребителей-бомбардировщиков F-35. Или хотя бы посеять семена сомнения в его целесообразности. Ничего нового под израильским солнцем. Обычный круговорот жизни: одни плодят проблемы, чтобы другие их оплачивали. Отсюда и вечная путаница с выбором между демократией и свободой. Хотя даже Ахмед Тиби знает, что демократия - это ситуация, при которой два волка и ягненок утверждают предстоящее обеденное меню. Путем элементарного голосования. А свобода - когда ягненок, вооружившись до зубов, оспаривает результат этого голосования.

Наверное, Израиль уникален, потому что одинок. Не будет, думаю, ошибки, если выразиться и по-иному: он как раз и одинок, потому что уникален. Ибо только в Израиле по-настоящему понимаешь, что все страны вокруг "идинаховые". У Хайфы два с лишним десятка городов-побратимов. Из четырнадцати стран мира. Но когда пришла беда, руку помощи протянули считанные единицы. Пусть это останется на их совести. Мир живет по своим правилам. Кто-то боится, что его помощь воспримут как должное. А кто-то опасается, что если больше не сможет когда-нибудь по какой-либо причине помочь, то наживет врага или недоброжелателя. И лишь маленький Израиль подставляет плечо бескорыстно. Не случайно его спасатели, побывавшие во всех горячих точках мира, признаны Всемирной организацией здравоохранения лучшими.

Мне кажется, что эта бескорыстность двигала и Ури Ариэлем, который в благородном порыве подарил Дмитрию Медведеву беспилотный вертолет Sniper. Теперь бесполезно гадать, был ли он в курсе того, что, во-первых, это собственность института имени Вулкани в Бейт-Дагане, да еще в единственном экземпляре, а, во-вторых, испанская наработка двойного назначения, запрещенная для передачи России. Мог в принципе и не знать. Но зато не мог не знать, что этот подарок в тысячу раз превышает дозволенную в таких случаях сумму. Не говоря уже о том, что ответного столь же дружелюбного жеста от России ждать бесполезно. Как была ее политика по отношению к Израилю двуличной и лицемерной, так и останется. Но выбирая между передружбой и недоотношениями, лучше, по-видимому, сделать ставку на неопределенность. Ибо полунатянутые отношения - предвестник испытаний, в которых познаются друзья.

Есть тут, правда, и другая сторона медали. Израильский министр по определению должен быть всеядным. Вчера он жнец, сегодня швец, а завтра на дуде игрец. И вообще в Израиле это не должность, а счастье. Или несчастье. Для людей и страны. О министерской некомпетентности можно слагать легенды. Не берусь судить о профессиональных качествах Ариэля. Он, прежде всего, политик. И тем обиднее, что, делая, казалось бы, доброе дело, попал впросак. Поскольку то ли по недоразумению, то ли умышленно Медведеву подарили дрон без системы управления. То есть просто дизайнерское "железо". А это попахивает дипломатическим скандалом. Москва требует пульт. Мадрид грозит карами. А Вашингтон ждет разъяснений. Положение и впрямь пикантное. И прийти к компромиссу будет, судя по всему, непросто.

Однако это еще полбеды. Настоящее бедствие в том, что первую скрипку в нынешнем израильском оркестре играет барабан. В результате ни закона, ни порядка, как выразился бы Дональд Трамп. Полный хаос. Передравшиеся правые взирают на мир не заплывшим левым глазом. Потерявшие ориентиры левые заблудились на минном поле иллюзий, став вызывающими жалость бесконечностями. А вконец обнаглевшие арабы прямо с парламентской трибуны называют своих коллег "сионистскими оккупантами". На что еврейские депутаты нечленораздельно лепечут в ответ нечто нечленораздельное насчет интифады - то "ножевой", то "огненной", то "сексуальной". Страна напоминает тот же дрон. Высокотехнологичный, но только без пульта управления. Все вроде думают о разном, а молчат об одном.