Трамп не воспринимает всерьез даже себя. Поэтому ничего плохого не произойдет, если Израиль осторожно пронафталинит не реальную мирную инициативу Трампа
Осторожный прогноз: Дональд Джон Трамп не получит Нобелевскую премию за вклад в установление мира между Израилем и "палестинцами". Даже звание почетного доктора от какого-либо экономического колледжа не получит за deal (сделку), которую он варганит между Биньямином Нетаниягу и Абу Мазеном. Логичнее предположить, что получит венок терний не следующем ежегодном брифинге журналистов, аккредитованных при Белом Доме.
В объяснениях журналистов будет написано, что планы deal были особенно забавны на фоне серийных провалов всех его предшественников на арабо-израильской арене с 1967г.: так почему именно он преуспеет там, где провалились 9 президентов, которые лучше него разбирались в ближневосточных реалиях? Может, Трамп талантливее Билла Клинтона, преуспевшего затащить Эхуда Барака и Ясера Арафата в одну кабину в Кемп-Дэвиде? Или он решительнее Барака Обамы?
Еще рано высказывать мнение функционировании Трампа на посту президента, но достаточно ясно, что уровень его понимания международной политики - невысок. Он уже был вынужден отказаться от почти всех своих высказываний времен предвыборной кампании.
Выборка примеров: президент сейчас грубо льстит Китаю, который он поливал грязью по пути в Белый Дом; он остался в НАТО вместо того, чтобы выйти оттуда; вмешивается в происходящее в Сирии, хоть обязался, что Америка будет держаться подальше оттуда; конфликтует с Владимиром Путиным, несмотря на впечатление про-российской позиции в прошлом году; утром он говорит о войне с Северной Кореей, а вечером разбрасывает идеи о встрече с бешеным тамошним лидером. Даже в электронный микроскоп трудно обнаружить, что он думает сейчас о ядерной сделке с Ираном. По его мнению, Тегеран соблюдает договор или нет? Каждую неделю из Белого Дома раздаются новые мотивы на эту тему.
Создается впечатление, что президент больше вкладывает в Твиттер, чем в принцип последовательности, живет с сегодня на завтра и от одного чириканья в Твиттере до другого. Свои первые 100 дней президентства он определил как самые успешные за всю историю американских президентов, чем вызвал всеобщую усмешку, что не озаботило его. Затем сказал глупость об истории гражданской войны в США, и не особенно устыдился, когда специалисты поправили его. Разумеется, он с той же легкомысленностью отнесется к ожидаемому провалу его мирных планов в нашем регионе. Он сказал? ну, так сказал. Завтра он скажет что-то противоположное, а послезавтра временно влюбится в совершенно другую идею, и все по кругу. Он не воспринимает всерьез даже себя.
Поэтому нам не будет причинено ничего плохого, если осторожно пронафталиним его нереальную мирную инициативу и проигнорируем просьбы об уменьшении строительства в поселениях - просьбы, неожиданно высказанные им во время визита Нетаниягу в Белый Дом. В противоположность рутинным комментариям, президент США не взорвется от гнева, если Израиль продолжит строить в поселениях. Видно, он не особенно рассердится, если палестинцы разозлят его. Позавчера он повел себя абсолютно спокойно, когда Абу Мазен возле него нагло лгал, что палестинцы воспитывают своих детей в духе мира. Так именно на Нетаниягу он рассердится?
Прошлой весной Трамп пообещал, что на посту президента он разрешит Израилю строить и в изолированных поселениях ("Дейли мэйл" 3.5.2016). Английский язык Нетаниягу достаточно богат, чтобы напомнить Трампу то заявление, также как и обещание перенести посольство в Иерусалим. Согласно твердой информации, поступившей в редакцию газеты "Макор ришон", именно это обещание Трамп собирался исполнить, да еще в первый день своей каденции, но кто-то убедил его отказаться от идеи. Не ясно точно, кто именно. Нетаниягу отрицал слухи, что имел отношение к этому, и во время ближайшего визита Трампа у него будет возможность доказать это публичным лоббированием президента сдержать слово. Это будет важный экзамен последовательности обоих президентов. Если не deal, то хотя бы посольство в Иерусалиме.
("Макор ришон" 5.5.2017)
Перевел Моше Борухович