Maof

Wednesday
Oct 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Все, что Дональд Трамп должен сделать, чтобы поднять статус Иерусалима и предоставить городу подарок в День освобождения Иерусалима, - это просто ничего не делать и позволить закону от 1995г. о переводе посольства вступить в силу. Чтобы этот исторический шанс не был упущен, Иерусалиму надо приложить усилия

"Переведем посольство США в Иерусалим, вечную столицу еврейского народа"
(Трамп на конференции ЭЙПАК в марте 2016г.)


Только высшая сила может устроить такую последовательность событий. 26 Ияра (22 мая) самый непредсказуемый президент за всю историю впервые ступит на иерусалимскую землю. Спустя 2 дня 28 Ияра Израиль будет отмечать 50 лет освобождения города. Еще через неделю - в конце мая наступит момент истины. Перед Трампом возникнет исторический шанс поднять международный статус столицы Израиля. Ведь когда он вернется из своей первой зарубежной поездки в качестве президента, на его стол в Овальном кабинете будет положет закон, обязывающий правительство перевести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим.

Так говорится в законе: 1. У каждого государства есть право установить свою столицу. 2. В Иерусалиме находятся властные стрикутуры Израиля. 3. Иерусалим является духовным центром еврейства и является источником вдохновения для других религий. 4. С 1967г. Иерусалим объединен под израильской властью.
Как следствие из этого американские сенаторы и члены палаты представителей постановили, что 1. Иерусалим должен оставаться неделимым городом, защищающим права всех религий и общин. 2. Иерусалим должен быть признан как столица Израиля. 3. Посольство США должно обосноваться в Иерусалиме не позднее мая 1999г.

Но с тех пор, как эти строки были утверждены в Конгрессе огромным большинством, все президенты - Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и Барак Обама - подписывали каждые 6 месяцев Waiver - параграф, включенный в закон, позволяющий президенту отсрочить реализацию закона на полгода. Кстати, состряпал в свое время этот параграф бывший посол США в Израиле Дан Шапиро, бывший тогда помощником одной из сенаторш, и так, в сущности, выхолостил законопроект. Трамп, который на протяжение всей избирательной кампании и во время инагурационной речи обязывался сломить вашингтонский истеблишмент, сейчас будет попрошен этим истеблишментом сделать то, что 3 его предшественника делали в течение 19 лет, - задействовать параграф отсрочки на полгода. 1 июня - за 4 дня до того, как израильские представительства в США отпразднуют историческую победу в Шестидневной войне, Трамп должен будет принять решение: или он просто ничего не сделает и позволит закону вступить в силу, или, пойдя по пути своих предшественников, оставит извращенную ситуацию, упустит историческую возможность и такое символическое совпадение, не предоствавит существенный подарок Израилю в праздничный день.

Если психологический барьер будет сломан, и Трамп подпишет отсрочку в первый раз, то за этим последуют второй и третий. Шанс пропадет, видно на десятки лет. Трамп также просигналит всему миру, что, несмотря на амбиции быть "иным президентом", он не отличается от предыдущих.

С другой стороны, если президент сдержит слово и просто ничего не сделает, закон автоматически вступит в силу. Объединенный Иерусалим, вечная столица еврейского народа, будет признана столицей еврейского государства, и резкий поворот в американской политике будет ощущаться от одного конца мира до другого. Гораздо меньшей ценой, чем война с Северной Кореей, этот американский шаг прочувствуется во всех столицах на глобусе. В особенности Трамп просигнализирует бешеным исламистам - шиитам и суннитам - что его Америка не проявляет какой-либо терпимости по отношению к ведущим религиозные войны или уничтожают религиозные объекты других, и это включая палестинскую администрацию, систематически выталкивающую христиан из своих пределов и не позволяющую евреям религиозную свободу. Вместо извращенного плюрализма по отношению к исламским фанатикам, который является ничем иным, как легитимацией насилия и разрушения, Трамп прояснит, что его Америка осуществляет историческую справедливость, а также поддерживает страну, которая предоставляет религиозные права всем. Этот шаг, а не фантазии сомнамбуличных опасных кровавых "мирных" соглашений, это лучший deal, о котором президент мог бы мечтать. Этот шаг, а не провальные формулы, запомнится как исторический, сравнимый с признанием Труменом Израиля в 1948г.

История повторяется

Если говорим о 1948г., стоит напомнить президенту Трампу, кто противился тогда созданию еврейского государства. Итак, кроме арабов, это был госдепартамент США и газета "Нью-Йорк Таймс", а также организация под названием "Американский совет по еврейству", хоть и бывший ничтожным меньшинством среди американских евреев, но все же насчитывавший 20 тыс. членов. Как все это связано с законом об Иерусалиме? Те же учреждения и организации, что пытались предотвратить объявление независимости, они же толкают сейчас президента нарушить обещание в отношении Иерусалима. Вместо Хадж Амина аль-Хусейни есть Абу Мазен как "палестинский лидер". Король Иордании Абдалла носит имя своего деда - тогдашнего эмира Трансиордании. Госдепартамент - тот же госдепартамент, и "Нью-Йорк Таймс" осталась враждебной по отношению к Израилю. Даже фамилии американских президентов похожи: Truman, Trump. Как и тогда, и сейчас есть очередной еврей, действующий против желания руководства его народа. На этот раз его зовут Рональд Лаудер. Это еврейский миллиардер, возглавляющий организацию Всемирный еврейский конгресс.

Согласно публикациям в американских СМИ, это Лаудер подговаривает президента Трампа действовать для достижения соглашения между Израилем и ПА. Он также напевает на уши президенту, что это Израиль, а не палестинцы, виноват в застое переговоров. В противоречии со здравым смыслом и вопреки всех, имеющим глаза, он верит, что арабы готовы к соглашению. К этой странной позиции присоединяется личный момент. Лаудер, провалившийся как политик и бизнесмен, был в прошлом в кругу приближенных к премьер-министру Нетаниягу. В 2011г. находившийся тогда во владении Лаудера 10-й телеканал опубликовал журналистское исследование "Биби-турс" о поездках Нетаниягу, и с тех пор между ними пропасть. Так что когда Лаудер уговаривает президента давить именно на Израиль, как говорилось в журнале "Джуиш инсайдер", он мстит своему бывшему другу Нетаниягу.

Все это Лаудер может делать потому, что он и Трамп из одного квартала в прямом смысле этого слова. Они оба дети очень богатых родителей, росли на одних улицах северо-западного Манхеттена. Между семьями тесные связи на протяжение десятилетий. Они принадлежат к одному кругу, встречаются на тех же общественных мероприятиях и должны были выдержать очень высокие ожидания - свои и своего окружения. Трамп уважал Эсти Лаудер - мать Рональда Лаудера и основательницу экономической империи, потому что она сделала состояние в относительно пожилом возрасте. Она, со своей стороны, верила в будущее избалованного сына олигарха в области недвижимости Фреда Трампа. Тот доказал в итоге себя и добрался до самой высокой должности в мире. А Лаудер-младший стал собирателем произведений искусства и много сделал для еврейского народа, включая решительную борьбу против антисемитизма и BDS, а также щедрые пожертвования различным израильским организациям.

Но есть и другие действия. Какими бы ни были его побуждения, Лаудер хочет принести мирный договор, и уверен, что он может сделать это. 2 года назад он встречался с Абу Мазеном, и не в первый раз. В 2012г., на пике палестинских усилий по делегитимации Израиля, наш премьер-министр просил все еврейские организации воздержаться от встреч с палестинским руководством. Все организации прислушались. Лаудер наплевал и инициировал встречу в Лондоне между лидерами еврейских общин Латинской Америки и Аббасом. Затем публично обвинил Нетаниягу в отказе вести переговоры с Аббасом. И с палестинским олигархом Муниром аль-Масри, приближенным к Хамасу, он встречался. При другой возможности он сказал итальянскому премьер-министру: "Я могу достичь соглашения с Хамасом".

Двери Белого Дома открыты перед Роном Лаудером не меньше, чем телефонная линия между Трампом и Нетаниягу. Вопрос должны ли США перевести посольство в Иерусалим превращается в личное сражение между двумя горькими оппонентами. С одной стороны - лидер еврейского государства, с другой - называющий себя "еврейским царем", как свидетельствуют работавшие с ним. Один заинтересован в переводе посольства (хоть и не покончит самоубийством из-за этого), второй подзуживает Трампа к виртуальному соглашению и вследствие этого отговаривает его от перевода посольства. Побочная ветвь борьбы - свидетельство Лаудера против Нетаниягу в деле о подарках.

Дело доходит до того, что представители политической системы, знающие детали деятельности президента ВЕКа, начали задавать вопросы: не вредит ли тот интересам государства Израиль? "Он пытается всунуть себя в любое возможное соглашение и не понимает, где проходит граница между его должностью как лидера важной еврейской организации и должностью премьер-министра Израиля. Ни один другой еврейский лидер ни одной еврейской организации не ведет себя так", - говорит человек, работавший с ним в прошлом.

Если не сейчас, то когда?

Но не только из-за Трампа этот исторический шанс может быть упущен. Не меньше его будет ответственнен за это Израиль. Как не раз писалось в этой газете со времени избрания Трампа, это премьер-министр Нетаниягу поставил Иран, Иран и Иран на 3 первые места в своей шкале приоритетов. Хоть при нескольких случаях он выразил надежду, что посольство будет переведено, и даже объяснил, что за американцами переедут другие. И министр Исраэль Кац, встречавшийся на прошлой неделе с президентским посланником Джейсоном Гринблатом, выразил израильское ожидание немедленного перевода посольства,

Вместе с тем, израильское руководство не выходит из себя ради реализации американского закона, декларативный параграф которого, признающий единство города, не менее важен, чем практический шаг перевода посольства. Министры от Ликуда, умеющие при необходимости обострить мессиджи, вдруг хранят сдержанность. В политической системе ходят слухи, что в личной беседе с президентом Нетаниягу выразился, что это не очень срочно. Глава республиканской партии в Израиле адв. Марк Цель последовательно утверждает с января, что это Нетаниягу дал Трампу зеленый свет воздерживаться от перевода посольства. И арабские дипломаты в закрытых беседах говорят, что Нетаниягу удобен для них в вопросе Иерусалима. Премьер-министр и его люди, со своей стороны, решительно отвергают все эти утверждения.

Что можно сказать наверняка - это то, что можно сделать больше. в 90-х годах Нетаниягу построил район Хар Хома, несмотря на гнев президента Клинтона. Во время каденции Обамы Нетаниягу строил в Иерусалиме, хоть и в небольших объемах. А во время Трампа Нетаниягу вдруг особо вежлив. В закрытых беседах он говорит, что заинтересован в переводе посольства, но не готов платить за то, что Трамп пообещал сделать бесплатно.

Похоже, что в этом вопросе надо вернуться к истории. в первые 2 года существования государства Давид Бен-Гурион установил факты на местности и укрепил статус Иерусалима как столицы Израиля, несмотря на то, что державам, включая Америку, это не нравилось, и несмотря на то, что план раздела придавал городу международный статус. Нетаниягу, определяющий себя как представитель политического сионизма Герцля, находится на расстоянии протянутой руки от формального признания Соединенными Штатами фактов, установленных Бен-Гурионом. Он должен лишь немного надавить, поставить Иерусалим во главу приоритетов, использовать исторический шанс в виде администрации Трампа. Как в прецедентах прошлого, когда Израиль упрямо стоял за свои интересы и в итоге получал высокую оценку, так и на этот раз решительная позиция Нетаниягу лишь добавит очков - ему и Израилю. У премьер-министра и его окружения есть огромное влияние на президента и его окружение. Если не сейчас, то когда он поставит Иерусалим во главу своей радости?

("Макор ришон" 5.05.2017)


Перевел Моше Борухович