Охотники за "еврейским фашизмом" читают нам мораль, как мы скатились из-за "оккупации", но маленький Израиль до 1967г. не был раем для бедных и слабых. После Шестидневной войны государство стало более демократическим
Когда мы празднуем 50-летие освобождения Иудеи и Самарии, есть евреи-израильтяне, стенающие о "50 годах оккупации". Из их плача вырисовывается чудесный образ маленького Израиля - до Шестидневной войны. Это, якобы, было образцовое утопическое государство, вежливое, равноправное и благородное. Бедность была забытой легендой, расцвет был уделом этой тихой и прекрасной страны - пока оккупация не сломала все.
Этот образ абсолютно ложный. Государство партии МАПАЙ было слабым, бедным и полным коррупции. Магазины были пусты. Да. было равенство, потому что все были бедными, кроме меньшинства, питавшегося от властной кормушки. Взятки и протекция воспринимались как законы природы. Когда в 1951г. вскрылась коррупция в Сохнуте, тогдашний главный бухгалтер Сохнута Леви Эшколь пожал плечами и сказал: "Ло тахсом шор бе-дишо" (Не заграждай рта быку, когда он молотит Дварим 25:4). Будучи назначенным министром финансов, тот же Эшколь продал свою квартиру министерству, которым управлял, и выиграл солидную сумму. "Если бы это произошло сегодня", - сказал его биограф, - "его посадили бы в тюрьму". Те, чьи родители имели красный билет партии МАПАЙ, тоскуют по тем дням. Мы - нет.
В противоречии со сказками, маленький Израиль не был раем для бедных и слабых. Социальная поддержка государства была очень небольшой. Пособие на детей выплачивалось только начиная с четвертого ребенка. Пособий по безработице и по поддержанию прожиточного минимума не было вообще. У бедного государства просто не было денег для социальных пособий. Работа была тяжелой, система здравоохранения была неразвитой, магазины стояли пустыми. Чтобы получить телефон, надо было ждать в очереди, по крайней мере, 4 года, если вы не были врачом, политиком или приближенным к политику.
Молодое государство, заключенное в невозможных границах, чуть ли не падало под чудовищным бременем затрат на безопасность. Перед Синайской кампанией (1956г.) и перед Шестидневной войной государство было в реальной опасности уничтожения. Иногда говорят о "страхе за существование" тех дней. Этот термин намекает, что проблема была психологической в своей основе. Но это не было психологическое явление, а факт угрозы существованию страны. Существование страны находилось под угрозой. ЦАХАЛ был молодой и неопытной армией, а "узкую талию" страны в районе Нетании вражеская танковая рота могла перерезать за полчаса.
Есть среди нас "голуби мира", одаренные острым зрением ястреба. Ястреб видит с вершины горы любую газель, а они из своей башни из слоновой кости видят любого "фашиста" в Кнессете. И они еще круче ястребов, потому что ястребы видят только настоящих газелей, а голуби мира видят, в основном, вымышленных ими фашистов. Охотники за "еврейским фашизмом" читают нам мораль: как мы скатились, израильская демократия в опасности, и все из-за "оккупации". Но правда заключается в том, что со времени Шестидневной войны государство Израиль становится все более демократическим. Именно до "оккупации" положение с демократией было плачевным.
Наш президент Ривлин сказал: "Декларация Независимости увязала вместе и неразрывно две характеристики государства: еврейское и демократическое, демократическое и еврейское - в одном предложении". Красивая фраза, но ошибочная. Слово "демократическое" вообще не фигурирует в Декларации Независимости. И не потому, что его случайно забыли: оно было в черновике, подготовленном чиновниками, но Бен-Гурион сотоварищи вычеркнули его.
На протяжение 18 лет со дня воссоздания государства израильские арабы находились под военным режимом. Они не могли покидать свои деревни ночью без особого разрешения. Десятки тысяч этих израильских граждан жили в постоянном комендантском часе. И если "просвещенные" укоряют нас историей Эльора Азарии, что это беспрецедентное падение, то, видно, они забыли Кафр-Касем, где в 1956г. были убиты 43 араба. (прим.перев. - непосредственно перед войной 1956г. в том районе было объявлено военное положение. Арабы той деревни, вышедшие утром на поле, возвращались вечером, и солдаты, не знавшие, что арабы не были оповещены о военном положении, открыли огонь) Замешанные офицеры были помилованы начальником генштаба и президентом.
И евреи страдали от десницы власти. Правительство не колебалось закрывать газеты, которые не нравились ему, а Бен-Гурион даже пытался предотвратить получение профессором Исраэлем Эльдадом должности учителя в средней школе, потому что тот был правым. И мы еще не упомянули срезание пейсов йеменских детей и как заставили десятки тысяч детей из религиозных семей учиться в светских школах.
Все это я пишу не для сведения счетов с МАПАЙными старцами. Государство было молодым и неопытным, а они были старыми и неопытными, и чаще всего пытались сделать как можно лучше. Они потеряли своих друзей и детей во время войны за Независимость, должны были справляться с приемом репатриантов в огромных количествах, а по ночам сходить с ума из заботы о единственном в мире еврейском государстве. Но кроме этого, они иногда были коррумпированными, иногда расистами и, как правило, напыщенными. Короче, они были людьми с человеческими слабостями. Но они хотели сделать как лучше и построили государство, и мы благодарны им за это.
Я уважаю МАПАЙных старцев-первопроходцев, но не их кислых внуков. Сравните нынешнее государство с печальной страной периода до освобождения Иудеи и Самарии и увидьте правду: не "оккупация развращает", а освобождение земель нашей Родины спасает и облагораживает.
("Макор ришон" 12.05.2017)
Перевел Моше Борухович