100 дней прошло между встречей Трампа с Нетаниягу в Белом Доме и визитом Трампа в Израиль. Эти 3 месяца сопровождались насмешками левых над весельем правых вследствие победы Трампа над Хиллари Клинтон. Это веселье называлось слишком преждевременной радостью. Известие об ограничении строительства, вышедшее из уст Трампа в начале февраля воспринималось как подравнивание республиканского президента под линию его демократического предшественника, победа трезвости сторонников раздела страны над поспешной эйфорией верных поселенчеству.
Политические комментаторы также с радостью набросилось на дурацкое высказывание незначительного американского дипломата о Западной стене и продолжили радоваться даже после того, как было разъяснено, что это высказывание не соответствует мнению Белого дома. Даже заявление Трампа в аэропорту им.Бен-Гуриона, в котором вообще не упоминалось "решение двух государств", не помешало высокопоставленному "американисту" сказать по ТВ, что в своей речи в Музее Израиля американский президент обрушит "дубинку" на Израиль.
Ничего подобного не произошло. Выступление Трампа в Музее доказало, что веселье левых было в несколько раз более поспешным, чем веселье правых. Трамп - не Нафтали Беннет или Айелет Шакед, даже не Нетаниягу, но он ближе к ним, чем к Ицхаку Герцогу и Ципи Ливни. Его ограничение строительства - это не замораживание, а "сделка", о которой он все время говорит, не требует реализации программы партии Мерец. Он открыт для предложений.
Будущие историки смогут сказать, что речь Трампа в Музее Израиля превратила "решение двух государств" в музейный экспонат. Президент не только закопал глубоко в земле наследие Обамы, но и покрыл комьями земли "идею" президента Буша от 2002г. - первого квартиранта Белого дома, предоставившего официальное американское покровительство идее "палестинского государства". Всего 15 лет продержалась эта идея - относительно мало для продолжительности жизни идей. Буш скопировал идею у арабов и Шарона, Трамп засунул ее в ящик.
Как он прояснил во время приема Биньямина Нетаниягу в Белом доме, Соединенные Штаты предоставляют нам выбрать самостоятельно наши идеи и перспективы. Америка освободилась от обсессии запихивания двух государств в тонкую полоску земли. Америка готова выслушивать и другие решения, более практические. Она признает нашу глубокую историческую связь с Иерусалимом и всей Эрец Исраэль. "Связь еврейского народа с этой Святой Землей - древняя и вечная", - сказал президент во время визита в Израиль, - "этой связи уже тысячи лет". Ни одного слова не вышло из его уст о "правах палестинцев" или против поселений.
Смущенные представители оппозиции, выступая в телестудиях, как отчаявшийся утопленник за соломинку хватались за слова Трампа, что "мир возможен". Они не набрались смелости признать, что разочарованы речью Трампа. Часть из них заметили, что приезжий президент не разбирается в хитросплетениях арабо-израильского конфликта, и это верно. Его беглый визит сюда не превратил его в крупного специалиста по нашему региону, как и его советников - Кушнера и Гринблата. Он попал в ловушку лжи саудовцев и на мину предположения, что можно руководить Ближним Востоком, как бизнесом. Его речь в Музее страдала инфляцией чрезмерной надежды в отношении возобновления переговоров между Нетаниягу и Абу-Мазеном. Они уже встречались в прошлом по просьбе Обамы и в случае необходимости опять поговорят по просьбе Трампа. Может, даже два раза. Очень малые шансы, что из этого выйдет желанная сделка.
И все же президент с рекордной скоростью понял то, что здешние левые хронически затрудняются усвоить: нет шансов на создание "палестинского государства" рядом с государством Израиль. Евреи не могут, арабы не хотят, а Страна слишком мала. Упрямая обсессия на решении, связанном с разрушением поселений, - решении, отвергнутом вновь и вновь израильскими избирателями и действительностью на местности, это сумашедшая фиксация. Левые приписывают правым фанатичные характеристики, но с бесконечным фанатизмом борются за единственное безнадежное решение.
Длинная серия статей Сары Аэцни-Коэн в газете "Макор ришон" год назад указывала на ряд решений иного рода. Они не удостоились большого внимания во время публикации, когда казалось, что Демократическая партия вновь захватит Белый дом. Сейчас есть смысл просмотреть их заново и поставить их на повестку дня, а не только как правые планы. Через 50 лет после Шестидневной войны можно попробовать восстановить тогдашнее политическое единство и объединиться вокруг более реального решения, которое будет представлено американцам перед возобновлением переговоров, на которые Трамп возлагает такие большие надежды. Это не будет предлагать палестинцам свое государство, но предоставит им максимальные свободы. Нет сомнения, что палестинцы отвергнут это предложение, но израильское сплочение вокруг идеи может убедить арабов подумать еще раз. Речь Трампа в Музее не оставляет им много выбора.
("Макор ришон" 26.05.2017)
Перевел Моше Борухович