Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Во время событий на Храмовой Горе Нетаниягу получил серьезный удар по каждому из качеств, основывающих его непоколебимый статус главы правительства. Сгибание нанесло ему ущерб серьезнее, чем дело о закупках подводных лодок. Восстановление статуса проходит через общественное мнение справа

На трех вещах стоит Нетаниягу: на безопасности, на взвешенности решений и на правых. Он находится во главе правительства уже 4-ю каденцию из-за его непоколебимого статуса "г-н безопасность Израиля"; из-за оценки взвешенности решений при ведении сложных военных и политических событий; из-за того, что он явно правый.

Во время событий на Храмовой Горе он получил серьезный удар по каждому из этих трех качеств. 5 убитых израильтян в течение одной недели задели ощущение безопасности граждан страны после относительно долгого периода относительного спокойствия. Его взвешенность решений находится под большим вопросом, учитывая необъяснимые зигзаги в вопросе установки металлоискателей. А когда 77% израильтян полагают, что Израиль прогнулся в этом вопросе, а 68% противятся решению убрать металлоискатели, то достаточно ясно, что Нетаниягу попал в ловушку оффсайда (вне игры) в отношении своих избирателей. Идея установить ворота проверки оказалась голом в свои ворота.

Металлоискатели родились как идея, которая еще не созрела во время предудущего обострения вокруг Храмовой Горы - в конце 2014г. Кабинет дал указание тогда установить металлоискатели, но указание не было выполнено. Дополнительное указание - в середине интифады ножей - было остановлено затем главой правительства. Когда 2 полицейских-друза были застрелены две недели назад во вратах Горы, Нетаниягу сам выдвинул идею установить установки для проверки у входа на Гору. Полиция, которая затем боролась за них, вначале не вдохновилась. Министр Галант рассказал на одном из заседаний кабинета, что когда был командующим Южным военным округом, провекра 25 тысяч газских рабочих металлоискателями занимала 4 часа и требовала магнитных карточек. Проверка десятков тысяч мусульман при входе на Гору в течение 12 часов будет рецептом для взрыва.

Но с пятницы по воскресенье это было единственное имеющееся средство. На складах полиции было лишь несколько металлоискателей, но Нетаниягу выдал полиции освобождение от необходимости проводить конкурс на закупку. Интересно, что сделают сейчас с десятками закупленных ворот-металлоискателей.

Нетаниягу вылетел в Европу. На пресс-конференции в Венгрии он уверенно заявил, что металлоискатели не будут демонтированы - что бы ни случилось. Его уверенность, видно, основывалась на тихих договоренностях с иорданской верхушкой.

Нач.генштаба и глава ШАБАКа не противились. Они проснулись лишь в течение недели. Насколько они вели себя тихо до, настолько расписывали угрожающие сценарии после. Возвратившись из Будапешта, Нетаниягу собрал кабинет. Цель была ясна: найти путь "спуститься с дерева". "Я понимаю, что металлоискатели ты устанавливаешь сам, а чтобы убрать их нуждаешься в нас", - поддразнил его министр финансов Кахалон на заседании кабинета. Но брожение в общественном мнении против намечающегося демонтажа металлоискателей удержала министров, и они неожиданно решили оставить их. Решение было принято почти перед рассветом в Иерусалиме, за минуту до начала первой молитвы на Горе.

Вот вступление в политологию в эпоху Фейсбука: давление интернет-пользователей в арабском мире вынудило короля Иордании воспротивиться металлоискателям, а давление правых интернет-пользователей в Израиле вынудило Нетаниягу оставить их.

События пятницы более соответствовали спокойным сценариям полиции, чем грозным предвещаниям армии и ШАБАКа, но динамика сделала свое дело. Теракт в Неве-Цуф в субботний вечер и снимки беснующихся арабов оставили тяжелое впечатление. Когда кабинет собрался в воскресенье, было ясно куда ведет Нетаниягу. Проблема заключалась в том, что не с кем было разговаривать: иорданцы не были достаточно озабочены этим событием, чтобы прикрыть согласованное решение, а американцы не были там, чтобы вежливо-решительно объяснить иорданцам, что это их касается. Тот, кто видел на этой неделе президента Трампа, демонстрирующего невежество школьника из Небраски при ответе на вопрос ливанской журналистки о действиях Хизбаллы, понимает, что и о Храмовой Горе, возможно, он не слышал.

И тут произошел инцидент в Рабат-Аммоне. Если бы жизнь была фильмом "Карточный домик", то обнаружилось бы, что Израиль инициировал этот инцидент, чтобы ввести иорданцев в игру. Но жизнь больше похожа на телепередачу "Полишук" (телепередача Политический базар) или смесь "Полишука" и "Фауды" (прим.перев. - фауда - хаос по-арабски - израильский левоватый телесериал о "территориях"), как определил это на этой недели журналист "Гаарец" Амир Тивон. То, что вначале выглядело как попытка теракта на фоне событий на Храмовой Горе и выяснилось позже как слишком бурная реакция с помощью отвертки в споре, дважды сыграло в пользу ШАБАКа и ЦАХАЛя: позволило изобразить событие как исламскую месть за установку металлоискателей, что требует немедленных успокаивающих действий; и предоставило обоснования для наших уступок в вопросе металлоискателях.

Было нечто несколько смущающее в картинах объятий премьер-министра с охранником посольства. От опытных охранников ожидается демонстрация хладнокровия и взвешенности решений перед тем, как выстрелить в двух граждан во враждебной стране только из-за крикливого спора с поставщиком мебели.

Сценарии, представленные кабинетом на заседании в ночь с понедельника на вторник, были настолько паническими, что даже министры-ветераны такого не помнили. У нескольких участников создалось впечатление, что Нетаниягу, как во время операции "Непоколебимая скала", предпочитает идти на крупный конфликт только, если народ убежден, что не было другого выбора.

На этот раз народ удивил его справа. Трудно припомнить много событий прошлого, когда Нетаниягу обнаружил себя левее трех четвертей общественности - т.е. в месте, где обычно находятся Йоси Йона и Став Шафир. Это напоминает историю Эльора Азарии и отзывается эхом операции Непоколебимая скала. В обоих случаях Нетаниягу смог реабилитироваться в общественном мнении. Возможно, так случится и на этот раз, но его реакции свидетельствовали, что он хорошо осознает в какую острую ситуацию он попал. Со времени решения о демонтаже металлоискателей пресс-секретари Нетаниягу разбрасывают правые релизы: возобновление работ по Амоне, поездка с солдатами на севере, поддержка законопроекта о Большом Иерусалиме, указание о проверке при входе на Храмовую Гору, особенно острые релизы против Турции и т.д. В ближайшие недели ему понадобится больше. Ущерб, нанесенный ему на этой неделе, серьезнее, чем влияние расследования закупки подлодок, так занимавшее СМИ и общественность в последние недели.

Сдерживающая сила не разрушается в один день, - утешались министры под утро, когда заседание прогибания завершилось и рассвет забледнел на востоке. Или парафразой: и Рим не был разрушен в один день.

("Макор ришон" 28.07.2017)

Перевел Ханан Фридман