Шаги нужно делать навстречу, а не вдогонку.
(Дорожное напутствие)
Сколько себя ни обманывай, у других это все равно получается лучше. Даже если врешь лишь в ответ на ложь. В надежде если и не установить доверительный контакт, то хотя бы найти общий язык. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. Не успел начаться 2018 год, как посыпались прогнозы. Один красочней другого. Британский таблоид The Daily Express назвал наступивший "собачий" год худшим в истории человечества. Ссылаясь, как обычно, на предсказания самого цитируемого оракула всех времен и народов Нострадамуса, который якобы напророчил не только страшные природные катаклизмы, но и начало Третьей мировой войны.
Правда, эту ужасную и разрушительную 27-летнюю войну уже прогнозировали в конце минувшего века. И она, по логике, должна была закончиться еще в прошлом году. Но, видимо, что-то не срослось. Тут одно из двух: либо французский врач и астролог Мишель де Нотрдам просчитался, либо оплошали его многочисленные комментаторы. Впрочем, он никогда и не был властителем дум. Поскольку в отличие от других евреев не отделял главного от второстепенного. А что главное в жизни? Моисей сказал - закон. Иегошуа из Назарета поменял его на веру. Маркс не согласился, поставив во главу угла идею. Фрейд отмел и то, и другое, остановившись на сексе. А Эйнштейн и вовсе заявил, что все - относительно. Поэтому лучше всего слушать бабушек, которые не ошибаются, говоря: "Что должно случиться - обязательно случится".
Хорошее настроение порой гораздо важней хорошего решения. Самое недальновидное заглядывать слишком далеко. Все наши проблемы не в человеческой глупости, а в попытках совместить неприятное с бесполезным. Несмотря на то, что нет ничего более постоянного, чем непредвиденное. Вот и прохановская газета "Завтра", решив, видимо, поёрничать, озвучила не столько шокирующий, сколько совершенно несвойственный ей прогноз: «В декабре 2018 года планируется начать богослужение в иудейском храме, заново отстроенном на Храмовой горе на месте мечети Аль-Акса, "случайно" разрушенной иранской баллистической ракетой».
Лорд Уильям Бивенбрук, издававший The Daily Express на протяжении почти полувека, признавался в 1948 году: «Мне нужна газета только для того, чтобы заниматься пропагандой». Отдадим ему должное за честность. Уважающая себя газета, по сути, всегда была и остается неотретушированным черновиком истории. И в этом ее главное предназначение. Ибо и национальную историю, с чисто государственной кочки зрения, тоже можно смело отнести к разряду агитационных материалов. Следовательно, и любые предсказания, включая политические, - это, прежде всего, выраженные вслух желания. Пусть даже и на подсознательном уровне. И заглянувшая в завтра газета "Завтра", сама того не ведая, ближе всех подошла к истине. Потому что 2018-й не только особый, но и во многом переломный год.
Любите Книгу - источник знаний. «Десятью речениями создан мир», - сообщает Зоар (глава "Шмот", п.249). И, заметьте, не по-английски или китайски, а на Святом языке. На нем люди разговаривали почти две тысячи лет. Пока не бросили вызов Всевышнему, приступив к строительству Вавилонской башни. После чего Он "смешал языки", рассеяв их "по лицу земли" (Берешит 11:8-9; Седер олам раба 1; Седер олам зута 1:2). С тех пор универсальным языком человечества стали цифры. Но и Святой язык не исчез. Его носителями остались евреи. И поэтому когда речь заходит о тайнах мироздания, очень часто используются необычные термины, которые доступны для понимания любому израильскому школьнику, но вызывают затруднение даже у маститых ученых, не знающих иврита. И уж тем более не понимающих духовной составляющей мира.
Отсюда и столь безобразный подход к общечеловеческой истории, которую, по существу, превратили в летопись временных лет. С собственным календарем, где за точку отсчета берется блажь того или иного узурпатора. С маниакальными мечтами о"вечном комммунизме"или "тысячелетнем рейхе". Если убрать ложь из этого тщательно отредактированного сборника легенд и мифов народов мира, то в результате может вообще ничего не остаться. Но как это ни парадоксально, мы до сих пор живем в этой искаженной системе коородинат. Потому, наверное, и слова американского вице-президента Майка Пенса: «Мы все - дети праотца Авраама», сказанные во время выступления в Кнессете, для многих стали полным откровением. Хотя никакой Америки он не открыл. Ибо Авраам - отец многих народов (Бе-решит, 17:5).
История - наука будущего. Поэтому пора бы прекратить строить планы на прошлое. И если мы действительно хотим знать, что нас ждет впереди, стоит внимательней присмотреться к хронологии жизни наших проотцев. Особенно Авраама, поскольку мы теперь в какой-то степени повторяем его жизнь. Хотя и не понимаем, как это вообще может быть применимо по отношении к целому народу. Еврейскому, как нетрудно догадаться. Ибо именно Авраам, несмотря на то, что был родоначальником большинства живущих ныне народов, известен, прежде всего, как первый еврей. С него, по сути, и начинается та самая цивилизация, плодами которой мы нынче наслаждаемся. А как же тогда Ноах, у которого Авраам учился на протяжении почти сорока лет? Ведь это о нем сказано: «Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях... » (Берешит, 6:9). Звучит вроде, как похвала. Но может толковаться и как неодобрение. На это обращали внимание еще мудрецы Талмуда: для своего поколения он и в самом деле был праведен, но если бы жил в поколении Авраама, то на фоне других вряд ли бы особо выделялся (трактат "Санедрин", 108а).
Интересна и другая деталь. Ноах умер в 2006 году. От сотворения Человека. Именно этот календарь (тщательно, кстати, задокументированный) мы и положим в основу своих дальнейших летоисчислений. В противном случае любые другие арифметические изыски окажутся просто бессмысленными. Итак, Ноах ушел в лучший мир, завещав человечеству семь заповедей, названных его именем - не убей, не укради, не прелюбодействуй... Без них этот мир был бы обречен на самоуничтожение. Кто же стал его правопреемником? Авраам. Хотя наследовать, казалось бы, просто обязаны были дети. Тот же, скажем, праведный Шем, известный нам, как Малки-Цедек, царствовавший в Иерусалиме (мидраш "Недарим", 32б). Но у Всевышнего свои планы. И никаких случайностей.
Впрочем, если вдуматься, то и всякая биография - это ничто иное, как цепь хорошо организованных случайностей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на житие Авраама. Родился он в Йом Кипур 1948 года. А по другой (более распространенной) версии - 13 нисана (Рош ашана 10б-11а; Ягель либейну 40). Трудно сказать, насколько важны для нас эти даты, но не исключено, что и в них заложен какой-то особый глубинный смысл. Нет единого мнения и по месту рождения. Рамбан, к примеру, называет город Куту (Берешит 11:28; Седер а-дорот), а Ибн Эзра - Ур Касдим, расположенный на противоположном берегу Евфрата. Хотя в тот момент он носил другое имя. Дело в том, что "касдим" - название коренных жителей Вавилона. В то время как ур на иврите означает огонь. И город стал называться так после того, как царь Нимрод - внук непутевого Хама - приказал сжечь Авраама на гигантском костре, но тот к всеобщему ужасу вышел из него невредимым.
Эта особая история, подробности которой мы узнаем из мидрашей. Что тоже само по себе удивительно. Поскольку по уровню трагизма этот библейский эпизод нисколько не уступает Акеде - "связыванию" Ицхака на горе Мория. Но Тора - это, прежде всего, Б-жественная инструкция, помогающая сделать правильный выбор в жизни, а не сжатый конспект произошедших событий. И уж тем более не сборник автобиографий. Поэтому Авраам выходит из тени только после того, как ему открывается Всевышний, который приказывает: "Лех леха". Не просто уходи, а иди к себе - к полной реализации своей главной жизненной цели. Потому что дорога начинается не с первого шага, как говорят китайцы, а с желания идти, как утверждают евреи. И он уходит. В Харан - город, располагавшийся на северо-востоке современной Сирии, где и встретил свое семидесятилетие. Следовательно, его чудесное спасение из огня произошло либо накануне Пурима, либо сразу после него. Поскольку Песах он встречал уже вдали от Ур Касдима.
Завяжем на всякий случай узелок на память. Ибо все, что происходило с нашими праотцами, должно произойти и с нами. Не случайно, если сложить все годы жизни Авраама, Ицхака и Яакова и прибавить их к 5708 году, когда была провозглашена независимость современного Израиля, то получится 6015 лет. А в Талмуде (трактат "Сангедрин", 97а) говорится, что мир в нынешнем его состоянии будет существовать шесть тысяч лет. На это, кстати, рассчитан и еврейский календарь. "Лишние" годы не в счет, поскольку нам не придется, как Яакову с потомством, спускаться в Египет, который стал для него, по сути, золотой клеткой. У нас иная задача. Сначала стать воплощением Б-жественного милосердия, которое олицетворял Авраам. Затем - Б-жественной силы, свойственной Ицхаку. И, наконец, полной духовной гармонии, сконцентрированной в Яакове.
Но все это впереди. А пока мы проходим болезненный процесс очищения. Кто-то называет его борьбой за мир. Не потому ли так трудно уберечь мир от миротворцев? А кто-то призывает ждать, надеется и верить. Чтобы окончательно разочаровавшись, признать, в конце концов, что и это всего лишь бессмысленная трата времени. Мир сам себя загнал в тупик и не знает, как из него выйти. О том, что будет в конце времен мудрецы обсуждали еще две тысячи лет назад. «Сказал Ула: Когда придет Машиах, не хотел бы я его видеть из-за многих бед, которые произойдут в том поколении» (трактат "Сангедрин", 98б). Как понять его слова? Под эпохой Машиаха подразумевается процесс протяженностью в 125 лет. Откуда взялась эта цифра? Для начала определим, что представляет собой Б-жественный час, исходя из того, что один день равноценен тысяче лет: "Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний..." (Тегилим, 90:4). Разделив тысячу на двадцать четыре, поскольку в сутках именно столько часов, получим сорок один год и восемь месяцев. Теперь установим временные рамки Шабата, ибо зимой он начинается раньше, а летом позже. Разница между ними три часа. И если сорок один год и восемь месяцев умножить на три, то это и даст нам искомную цифру 125.
Вопрос в том, когда этот процесс начался и когда закончится. День и ночь в еврейской традиции разделены на двенадцать равных частей. Исходя из этого, "полдень" шестого тысячелетия был преодолен в 5750 (1990) году. Спустя Б-жестсвенный час после возрождения Израиля. Именно с этого времени о приходе Машиаха впервые начали говорить открыто и во всеуслышание. Потому что нынешнее сороколетие, заканчивающееся 1 тишрея 5791 года, должно принести окончательное Освобождение. Намек на это опять же дает Тора. Отправляя сыновей за зерном в Египет, Яаков говорил "рду" - спуститесь. Числовое значение этого слова 210. Это был намек о сроке пребывания его потомков в рабстве. А в Пасхальной Агаде мы встречаем слово "кец", означающее конец (изгнания, как нетрудно догадаться). Оно повторяется и в сорок первом стихе 12 главы, где речь идет о завершении галута. Таким образом, на все про все грубо говоря, нам дается всего лишь 12 лет. Между прочим, символика этого числа, олицетворяющего духовную гармонию, тесно связана с образом Небесного Иерусалима: 12 ворот с 12 ангелами, а на них имена 12 израильских колен.
А дальше опять "голая" арифметика. Вернемся к 125 годам. Вернее вычтем их из 2030. И получим 1905-й. С него обычно начинается отсчет мессианской эры. Чем он примечателен? Русской "революцией"? И вы до сих пор верите в эту сказку? Это был год еврейских погромов, которые шли по нарастающей с конца XIX века. Потому что вселенская церковь панически боялась 5666 года, заранее объявив его всемирным Апокалипсисом. Видя в "числе зверя" знак антихриста, под которым подразумевается Машиах. Но еврейский Спаситель не пришел. И погромы резко пошли на убыль. Не только Россия, но и чопорная Европа позволила себе расслабиться. Именно в 1906 году была поставлена последняя точка в многолетнем процессе над французским капитаном Альфредом Дрейфусом, которого признали полностью невиновным, восстановили в армии и даже наградили орденом Почетного легиона.
Выяснив временные границы, попробуем понять зачем они вообще нужны? Ответ подсказывают сами события, произошедшие за это время. И, что еще важней, их последствия. Лидер польского еврейства первой трети XX века Хафец Хаим говорил, что война Гога и Магога будет протекать в три этапа. И каждый из них коренным образом преобразует мир. И действительно Первая мировая война огненным шаром прокатилась по местечкам, уничтожив многовековой уклад еврейской жизни. Зато ее следствием стала "Декларация Бальфура", провозгласившая право еврейского народа на свой национальный очаг в Палестине. И Вторая мировая была, по существу, войной против евреев. Гитлер не случайно начал ее с нападения на Польшу, где проживало свыше трех миллионов евреев. Мог легко перекрыть кислород и Великобритании, захватив Гибралтар. Но Англия образцово выполняла полезную работу, отрезав европейским евреям почти все пути к спасению. И Роммелю по большому счету и даром не нужен был Египет, где в отличие от Ливии нефтью тогда даже не пахло. Зачем же он рвался в бесплодную Палестину? Чтобы уничтожить еврейский ишув. И чем все это обернулось? Израиль обрел независимость, отвоевав небольшой плацдарм, который значительно расширится на заключительном этапе этой беспощадной войны, маячещей на горизонте. А завершится он должен приходом Машиаха, чьи родовые схватки ощущуаются все сильней.
Но при чем тут Авраам? Его полноценная работа по преобразованию погрязшего в духовной грязи мира начинается только после семидесяти лет. Он не оставил мемуаров. Это продукт нынешней политической псевдокультуры. Зато оставил яркий след в Торе. Число 70 в иудаизме знаменует цельность и завершенность. Оно символизирует народы мира. Про Иерусалим тоже говорится, что у него 70 имен. И вообще это средняя продолжительность человеческой жизни. «Дней нашей жизни - семьдесят лет... » (Тегилим, 90:10). Столько, кстати, прожил и царь Давид. Кроме того, семидесятый год обозначает точку пересечения. Заканчивается один цикл и начинается другой. На новом более высоком витке.
Сегодняшний Израиль - это своего рода коллективный Авраам. Он тоже на пороге семидесятилетия. Времена постоянной борьбы за выживание безвозвратно уходят в прошлое. Теперь ему предстоит иная миссия - добиваться, чтобы через него «благословились все племена земные» (Берешит, 12:3). Именно ради этой цели и стали евреи избранным народом. Но чтобы заслужить благословление, народам мира придется принять волю Творца, ибо «из Сиона будет исходить Тора, и слово Б-га - из Иерусалима» (Йешаяху, 2:3). Добровольно или принудительно. Этот процесс уже идет полным ходом. Поэтому все сложней игнорировать тектонические сдвиги, происходящие в мировой геополитике. И только на Святой земле история переплелась настолько, что трудно отделить будущее от настоящего.