Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(О новом раунде травли премьер-министра Нетаньяху)

Живёт у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят Антимиры!
И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид.
А. Вознесенский, «Антимиры»

Я ещё чуток добавил прыти -
Все не так уж сумрачно вблизи:
В мире шахмат пешка может выйти
Ну, если тренируется — в ферзи!
В. Высоцкий


Чрезвычайные обстоятельства заставили меня опять заговорить о травле главы правительства Израиля Б. Нетаньяху и его семьи. Сами по себе, малообоснованные нападки, да и клевета, в адрес видных политических деятелей - дело не новое не только для Израиля, но и для других демократических стран. Чрезвычайность же происходящего обусловлена тем, что в последние дни нападки возглавил человек, от которого по подобному вопросу весьма удивительно слушать обвинения не с документами в руках, а вполне голословно, через прессу. Я имею в виду крайне странное выступление начальника полиции Израиля, в котором он обвиняет главу правительства в попытке помешать следствию в рамках так называемых дел «1000» и «2000».

За громкими обвинениями, идущими из полиции уже в течение ряда лет о взятках, обмане доверия и других грехах пока что следует нечто мало серьёзное – подарки в виде шампанского, сигар, беседы с главным редактором критикующей премьера газеты. Полиция всё это как будто уже готова вот-вот передать прокурору. Казалось бы – есть обвинения, считаете их вескими – вперёд, передавайте. Но, видно, мало в обвинениях того, что способно убедить судей, да и публику, в виновности обвиняемого. Тут вдруг и появился начальник полиции с сообщением, что его ведомству мешали. И опять без серьёзного конкретного материала.

Из СМИ уже несколько лет идёт в адрес премьера, его жены и детей непрестанный поток обвинений. То жена Нетаньяху, который, напомню, миллионер с допремьерских времён, зарабатывает на сдаче пустых бутылок, то вся семья обжирается дорогущим мороженым в чудовищных количествах, то супруги, преисполненные наглости, требуют себе двуспальную кровать в самолёт для дальних перелётов. Этот список ужасающ в своей никчёмности. А ведь каждую эту новость сочиняет скорее всего вполне разумный человек. Недавно потрошили сына. Шофёр записал его беседу с приятелем, где сын премьера говорил о том, что что-то не так якобы сделал его отец.

Выраженное в печати и на сайтах общественное мнение в обсуждаемом вопросе, если это слюноотделение вообще можно назвать столь высоким словом, требовало от полиции сразу открыть ещё одно расследование. Называли сына главы правительства оболтусом, пустышкой, недорослем, позором отца, из-за которого приходится нанимать ещё одного охранника, использовать служебную машину. Общее негодование – «Он был к тому же пьян!» - меня просто доконало. Что, пишущие забыли, что и они иногда выпивали, а некоторые продолжают это делать, и по сей день? Что такого ужасного сказали молодые люди в беседе? Почему практически никто не потребовал привлечь к уголовной ответственности шофёра, который продал плёнку как будто за 50000 шекелей, а, вполне вероятно, за 150000 запишет беседу премьера по вопросам государственной важности. И будьте уверены, её купит вовсе не только бульварный журналюга.

Насколько помню прошлые сообщения СМИ, дети премьера – весьма достойные молодые люди, в школе хорошо учились и успешно участвовали в соревнованиях на знание истории Израиля. Своевременно и как положено, они отслужили в армии. Естественно, многие их знакомые и друзья – дети знакомых и друзей отца и матери, а это означает – людей, известных в бизнесе, политике, науке, культуре.

Естественно, что миллиардер неt идёт в гости с подарком в виде бутылки вина из супера по уценке за 17.90 шекелей. Владелец нескольких пятизвёздочных отелей не поместит приглашённых им гостей в снятую комнату, которую сдаёт в занимаемой им квартире не слишком состоятельный пенсионер. Неравенство задевает обывателя, это понятно. Но пока равенства иначе как в общей нищете никому реализовать не удалось. Семья главы правительства, т.е. его жена и дети, имеют охрану. Это что их каприз или более, чем естественное требование службы безопасности фактически первого лица, к сожалению, абсолютно необходимое в таком месте, как Израиль? Действительно, когда-то сановные лица во всём мире разгуливали без охраны. Террористы разных мастей давно положили этим временам конец.

Нормальный человек понимает – дети высшего руководства, да и их супруги, имеют не только обязанности перед обществом, которые они на себя вовсе не брали, но и определённые права, включая право молодых бывать на вечеринках, встречаться со сверстниками. Это влечёт за собой сегодня дополнительные расходы. Израилю совсем не нужно, чтобы дети или жена премьера стали заложниками, а, тем более, жертвами террора. И дело здесь не только в гуманности, но и в необходимости обеспечить именно премьеру по возможности спокойные условия работы.

Личные переживания, понятные в отношении любого человека, здесь опасны тем, что могут привести к торопливым и недостаточно продуманным действиям всей страны. Замечу, что полицейские следователи, по сути, бесконтрольно и без внутренних тормозов сливают в прессу свои скороспелые обнаружения и даже надежды на обнаружение злоупотреблений. Фактически этим они активно мешают работе премьера, вредят недержанием речи своему государству и всем его гражданам, прикрываясь надуманным лозунгом «Общество вправе знать». Притом действуют совершенно безнаказанно, абсолютно ничем и никак не отвечая, когда и если их домыслы и «надежды» оказываются полным пшиком. По замыслу разумный, этот лозунг просто стал орудием политической борьбы.

Недавно СМИ буквально взорвались от сенсационной бомбы: нашлась, и была куплена очередным журналюгой (подобное существо журналистом назвать просто не могу!) некая плёнка девятилетней(!) давности. На ней жена Нетаньяху Сара кричит, подумать только, на кого-то из второстепенных сотрудников мужа. Сотрудник «забыл» указать в официальном документе, что она по образованию психолог и работает в службе психологической поддержки в Иерусалиме. Сразу «общественность» заподозрила её в получении излишних денег за неработу и в унижении человека. Раньше униженной была проработавшая месяц в резиденции премьера горничная. Она тут же слепила, за месяц непосильных трудов и унижений, крупный, чуть ли не стотысячный иск. До того Сара кричала, по его словам, на завхоза резиденции премьера Мени Нафтали, которому, как я понял, она просто помешала воровать. Замечу, никто не одёрнул газету, не пристыдил хранильца плёнки и её записавшего, а затем продавшего. Не слышал я, чтобы за публикацию подобного грозились прекратить подписку на газету или выключать неуместно говорливое радио. Слушали и передавали друг другу «свежую» новость, забывая при этом, сколь нередко каждый, когда обижен, выходит из себя, кричит на домашних, подчинённых, посетителей. Иногда создаётся впечатление, что в Израиле только семья премьера и он сам лишены всех привычных гражданских прав.

Слухи о «кознях» Сары идут по всей земле. Вот, например, сообщение РБК от 03.12.17, т.е. российского агентства: «В сентябре генпрокуратура обвинила жену премьера Израиля, Сару, в растрате. Это разбирательство получило название «дело о приготовлении еды». Согласно материалам следствия, с сентября 2010-го до марта 2013 года Сара Нетаньяху вместе с бывшим заместителем гендиректора офиса главы правительства Эзрой Сейдофом предоставили ложные отчеты о том, что они не нанимали повара в резиденцию главы государства. В итоге Нетаньяху и Сейдоф незаконно растратили 393 тыс. шекелей (около $111 тыс.) на доставку еды в резиденцию, так как, согласно правилам, в отсутствие повара можно заказывать еду на стороне». А ведь Сара по определению не может совершить растраты в резиденции, поскольку там не работает. Она жена, а не государственный служащий. И голодать люди в резиденции не должны. Кстати, её ведь уже обвиняли в использовании государственных денег на оплату сиделки для своего отца в больнице. Куда делось обвинение? Стёрлось, как пуп из того анекдота - от частого употребления.

Конечно, политическая подоплёка всего потока обвинений очевидна. Эти вздорные обвинения - последняя надежда леваков. Они явно потеряли всякие шансы прийти к власти в результате выборов. Осталось лишь использовать фортели, подобные описанным. Я вижу, как воспринимают происходящее некоторые мои коллеги – левые профессора. Они считают историю с подарками серьёзным нарушением, заслуживающим наказания в виде отстранения от власти решением полиции, безо всяких выборов. Один даже так мне и сказал: «Вот я же не получаю таких подарков! » В ответ я посоветовал ему сменить компанию и заменить её группой богатых людей. «Они меня не интересуют! », - гордо заявил он, на что я заметил: «В первую очередь – вы их, иначе бы у вас дела с грантами шли лучше».

Нет сомнения, что кто-то организует, проплачивает демонстрации, одним из главарей которых является упомянутый выше М. Нафтали. Эти демонстрации собирают антиизраильский сброд, хотя есть там и молодёжь, искренне желающая покончить с коррупцией (кто этого когда-то не желал?), и «полезные идиоты». Конечно, есть «леваки в душе», которые служат и в полиции, работают и в судах. А душе, как известно, трудно приказать. Но чтоб за каждой мерзопакостью стоял корыстно заинтересованный человек, чтобы кто-то из единого центра режиссировал всей этой кампанией – слишком фантастично, чтобы быть правдой.
vВижу, однако, одну общую причину, которая делает невероятную фантасмагорию, происходящую у множества людей на глазах, возможной. Это - зависть. Она сильнейшее чувство, играющее одну из самых важных ролей в жизни человечества. Она – источник многих людских болезней. Выдающийся английский кардиолог как-то сказал, что «инфаркт – болезнь вице-президентов». Заметьте – не президентов, а именно вице-президентов. Пред завистью равны и ей, увы, покорны все – и простые смертные, и высокопоставленные люди. Какой-нибудь журналист, вроде Бен Каспита, думает: жизнь идёт, сколько там её осталось, а тут такое разворачивает человек уже столько лет, и пока без войны, с до невыносимости потрясающим успехом, стоит во главе страны. И зависть его, Каспита, и ему подобных, которых совсем немало, гложет, мешает спать, есть, думать, наконец, в свободное от упомянутых выше занятий, время. Не даёт она даже наслаждаться своими, пусть и достаточно скромными, успехами. А такие ведь есть у каждого.

Конечно, спокойный, нормальный человек, без обострённого чувства ответственности за страну и народ, без огромного честолюбия, сопоставив свою ответственность, свободу, да, совсем нередко, и доход, не будет ни за что, даже мысленно, с премьером меняться местами. Такую махину ответственности, да за более, чем умеренное финансовое вознаграждение (48,8 тыс. шекелей в месяц брутто, 17,6 нетто), за бесконечные визиты всюду по миру, когда ни один город, музей, страну посмотреть просто не удаётся – встречи, приёмы, кругом охрана, не допускающая ни одного свободного шага вне заранее согласованного протокола. Я был приятно удивлён скромности резиденции премьера, когда увидел, где проходит обед двух пар – Трампа и Нетаньяху. Совсем небольшая комната, обычных размеров стол. Да у всех моих родных и приятелей не хуже. Словом, нормальному и спокойному человеку нечему тут завидовать. Собственно, именно здравый расчёт большинства граждан и приводит к тому, что уже 12 лет как Нетаньяху – глава правительства Израиля, одной из самых сложных в управлении стран мира. А Сара, что ни делай, его жена, то есть первая дама государства. Он в своё время был самым молодым премьером Израиля.

Замечу, что Нетаньяху почти догнал великого Бен Гуриона, пробывшего премьером 12 лет и 9 месяцев. Все остальные занимали этот пост гораздо меньше. Да и достижения этих двух – одного в создании государства, другого в превращении его в экономически и политически значимую на мировом уровне страну – не имеют себе равных.

За годы премьерства Нетаньяху, и не без его помощи, произошла фактическая гибель Аводы, сильнейшей в прошлом партии левых, называемой рабочей партией, но уже многие годы, к этим самым рабочим совсем не близкой. В Кнессете и в правительстве, отражая изменения в симпатиях и антипатиях израильтян, усилились позиции правых. Именно Нетаньяху принадлежит главная заслуга в том, что экономика Израиля стала рыночной. Статистические данные, да и собственное наблюдение за происходящим позволяют видеть и значительнейший рост ВВП, и существенные шаги по обеспечению определённой социальной справедливости в его распределении. Несказанно расширились рамки международного экономического, да и, в определённых границах, политического сотрудничества Израиля с множеством стран в мире.
vОбычно успокаивает самолюбие людей не очень успешных народная мудрость «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». И не очень успешный думает: «Он преуспел, намного опередил меня, зато у меня совесть чиста, а у него там тьма». Нетаньяху - наглядный пример отсутствия универсальности в этой народной мудрости. Он показывает, как личные способности, энергия и достойная цель помогают уверенно продвигаться в жизни, не делая ровно ничего бессовестного, идущего вопреки законам страны и обычаям людей. Для завистливых такой пример невыносим.

Это непросто за девять лет руководства Израилем наглядно показать, что на сегодняшний день нет буквально никого, кто имел бы значительные шансы выиграть у Нетаньяху честный бой за пост главы правительства – конкурентам явно «костюм великоват». В то же время, и в его партии, «Ликуде», да и в «Еврейском доме», определённо подрастает смена – совсем немало молодёжи в руководстве. Что остаётся делать политическим противникам – завидовать, да создавать и смаковать лично оскорбляющие и задевающие «новости».

Если действия левого лагеря понятны, то удивление вызывает наличие сходных настроений справа. «Диванные стратеги», как всегда, мастера «решительных действий» на словах, упрекают главу правительства в слабоволии, тиражируют выдумки про «зловещую» роль Сары, чуть что всем и всюду грозящую и скандалящую. Ничем, кроме затаённой зависти, не могу объяснить абсолютно неосновательный упрёк в слабоволии. Человек умудряется сохранять управление страной, сохранять курс её движения в экономике и политике при минимальном перевесе правительственной коалиции в Кнессете, несмотря на едва завуалированный шантаж некоторых попутчиков. Для такого нужна железная воля и железные нервы, а досужие болтуны повторяют «слабовольный»! Печально, что правые забыли уроки недавнего прошлого. Они с упоением искали нарушения и нечистоплотность в «греческом острове» А. Шарона, так и оставшемся неким мифом, но нарвались на печальную реальность Гуш-Катифа и насильственное выселение евреев из Газы. Урок, однако, не пошёл впрок.

Замечу, что уже на уровне следствия, дела «1000», «2000» и «3000» вредят Израилю на международной арене. Особенно дело «3000» о продаже Израилю немецких подводных лодок. Продавец-изготовитель – известнейшая в мире фирма. Канцлеру Меркель с большим трудом удалось добиться от правительства согласия на продажу этих лодок, заметно усиливающих способность Израиля ответить, например, на потенциальную угрозу иранского ядерного удара. Германия взяла на себя значительную часть расходов. Зачем им эта отрицательная реклама, задевающая честь немецкой фирмы, да и ряда немецких политиков?

Кто захочет иметь дело с Израилем, если австралийского миллиардера норовят затащить на допрос, не дал ли он премьеру чего-нибудь, по мнению полицейского, незаконного по цене? Полиция не даёт ему покоя и в Австралии, приехав целой группой за государственный счёт проводить допрос там. Хотелось бы знать, перекрывает ли сумма потенциального иска расходы следствия по упомянутым делам или нет? Обо всём этом могли бы заговорить политики правого лагеря. Но молчат. Тоже примеряют, видно, великоватый костюм. Не рановато ли?

11.02.18 Иерусалим

Мирон Я. Амусья,
профессор физики