Отрывок из интервью газете "БеШЕВА"
Профессор Арье Эльдад видит опасность коррупции для страны и предупреждает о ней. Будучи депутатом Кнессета, он был одним из создателей парламентского лобби по борьбе с коррупцией. Недавно он издал книгу "Уганда" - фантастический роман, основывающийся на деле Ольмерта, но, в сущности, предназначенный взвесить вопрос: являются ли защитные механизмы государства Израиль достаточно сильными,чтобы справиться с властной коррупцией.
"Выйдя из Кнессета, я написал книгу "То, что видно отсюда" о том, что происходит с правыми премьер-министрами, когда они приходят к власти. Я колебался вводить ли Ольмерта в список правых премьер-министров, потому что он не пришел к власти из правой фракции. Но в период подготовки главы о нем я просмотрел много источников и собралось огромное количество материалов о коррупционных действиях Ольмерта. Я увидел, как будучи молодым депутатом он превратил себя в острие борьбы с коррупцией и преступностью. Поскольку я сам был когда-то свежим депутатом, знающим возможности рядового парламентария, я был удивлен как он смог сделать то, что никто до него не сделал, без инструментов правительственного министерства и не будучи главой парламентской комиссии. Я читал его свидетельство в протоколах правительственной комиссии по борьбе с организованной преступностью (комиссии, возникшей, среди прочего, вследствие его совместной деятельноти с Йоси Саридом) и не понял, откуда у него были такие хорошие источники. Из моего опыта: те, кто приходят к депутатам, это не хорошие источники, а, в основном, всякие нудники с проблемами, которые у них есть с врачом или мэром.
И тогда я взглянул поглубже и увидел, что он приходил на заседания комиссии с материалами и рассказами об 11 главах организованной преступности в стране, но почти все время поставлял материалы только о половине из них и игнорировал вторую половину. Я не могу доказать, что это было преднамеренно. Это предположение, и все те люди уже умерли. Поэтому я внес это в фантастический роман под названием "Уганда", чтобы сказать, что это все вообще не здесь, а в вымышленной стране. Верно, что 95% материалов в "Уганде" задокументированы в протоколах правительственной комиссии, но моей целью было показать не то, что в государстве Израиль премьер-министр взял взятку, - это уже постановил суд. Я хочу задать вопрос: механизмы контроля в государстве Израиль достаточны, чтобы предотвратить возможность, что организованная преступность придет к власти?"
- Вы в самом деле думаете, что нечто такое может проихзойти в Израиле?
"Разумеется”, - решительно отвечает он и даже поставляет абсолютно настоящую историю, последствия которой должны зажечь красную лампочку у рядового гражданина. "После того, как мы создали в Кнессете парламентское лобби по борьбе с коррупцией, пришел ко мне некто из арабской деревни возле Назарета и рассказал следующую историю в сопровождении подтверждающих документов. Он рассказал, что на выборах председателя местного совета одна из хамул (родовых кланов) победила с мизерным отрывом, и на следующий день после занятия должности новый председатель местного совета позвал в свой кабинет всех своих родственников и друзей, взял у них ссуды на 7-8 миллионов шек под 10% и подписал это от имени местного совета. Я видел фотокопии документов. Прошло полгода, в течение которых он, разумеется, ничего не платил, и тогда пришли все его родственники и друзья и как судебные исполнители опустошили здание местного совета от имущества. Вследствие этого МВД начало расследование, и выводом было то, что глава местного совета вообще не брал ни агоры у своих друзей. Все это был трюк, чтобы они взяли имущество законным способом.
После этого пришел на заседание парламентского лобби представитель МВД и сказал мне, что не только все это верно, но и что в МВД есть еще 20-30 подобных портфелей с документами. "Почему вы не идете в полицию?" - спросил я. И тогда он ответил: "Видно, Вы новичок в этой сфере. Поймите, такой портфель - ценность. Министр держит эту информацию и иногда он нуждается в чем-то. Тогда он зовет главу хамулы к себе на беседу и проясняет тому, что если тот не хочет идти в тюрьму, то должен устроить 300 вступивших в партию, которые проголосуют на праймериз как следует. Он получает их, не платя деньги, без взятки". И тут вы получаете историю праймериз в 2007г. на пост председателя Аводы. Ами Аялон против Эхуда Барака. Вы знаете различия между мировоззрением Ами Аялона и Эхуда Барака?"
- Нет.
- И я тоже не знаю. Но выясняется, что жители деревни Дир аль-Асад очень хорошо разбираются в этом вопросе, и поэтому 95% жителей Дир аль-Асада и еще нескольких арабских деревень в Галилее явно предпочитают мировоззрение Барака мировоззрению Аялона. Там были мобилизованы 3000 голосов в пользу Барака, и в конечном итоге Барак победил Аялона с разрывом в 2700 голосов. И тогда я понимаю, что коррупция может быть серьезной угрозой, потому что я думаю, что то, что я вижу при взгляде со стороны, возможно, кто-то знает на уровне фактов и доказательств и он держит Барака за очень чувствительное место.
Эльдад не бросает прямо обвинения в адрес Барака или других политиков, а ограничивается представлением фактов. С его точки зрения, само существование такого политического ритуала является проблемой: "Барак - только пример, потому что мы уже видели, что происходит, когда премьер-министр чувствует себя в опасности, что он может пойти в тюрьму. Мы видели в случае Шарона, что когда заголовки во всех газетах гласили, что собираются подать против него обвинительное заключение, он пошел на "размежевание". Т.е. когда коррупция захватывает человека - а он возглавляет государство - это может привести его к опасным процессам в надежде, что это спасет его. Это угроза существованию".
11.01.2018
Перевел Яков Халфин