В настоящее время израильские левые утратили политическую инициативу. Долгие годы их политическая программа базировалась на территориальном компромиссе, основанном на идее «двух государств для двух народов», практическим выражением которой стали Норвежские соглашения, подписанные в 1993 году в Осло между Израилем и ООП. Эта идея потерпела полнейший крах. Более того, у израильских левых нет надежды вернуться к власти в обозримом будущем. В таких условиях им оставалось до недавнего времени лишь упрекать израильских правых в отсутствии альтернативных планов. Теперь, когда к власти США пришла новая администрация, которая, как надеются очень многие израильтяне, не будет, в отличие от предыдущих американских администраций, пытаться навязывать еврейскому государству упомянутый принцип «двух государств для двух народов», правые политические инициативы, касающиеся путей завершения/продолжения борьбы за Эрец-Исраэль/Палестину между еврейским и арабским национальным движениями, появились в медийном пространстве.
Речь идет о двух альтернативах видения таких путей: 1. Прагматической и 2. Жестко идеологической.
Первая альтернатива сводится к поискам путей распространения израильского суверенитета на хотя бы часть заселенных евреями территории Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) при минимальном включении в состав суверенной территории Государства Израиль арабских населенных пунктов. На остальных территориях Иудеи и Самарии де факто при этом предлагается сохранить нынешнюю неопределенную с политической точки зрения ситуацию. Что касается сектора Газа, то ликвидация еврейского присутствия в нем рассматривается при данной альтернативе как необратимый факт, а самому Сектору предполагается предоставить статус самостоятельного арабского государства, суверенитет которого ограничивается лишь интересами обеспечения безопасности Государства Израиль. Учитывая, что управляющий сектором ХАМАС категорически отказывается признать Государство Израиль и неоднократно подвергал территорию Израиля ракетным и минометным обстрелам, это ограничение напрашивается само собой.
Вторая, идеологическая альтернатива строится на том посыле, что вся территория между Иорданом и Средиземным морем должна рано или поздно войти в состав Государства Израиль. В этом состоит сверхзадача сторонников данной альтернативы. Обсуждаются лишь пути достижения этой цели и статус проживающих в Иудее и Самарии арабов. Что касается сектора Газа, то он остается при данной альтернативе за скобками, по принципу «продолжение следует».
В этом контексте следует рассматривать обнародованные в последние дни, уже после инаугурации нового президента США Дональда Трампа программы. Первая, являющаяся, несомненно, прагматической, была выдвинута министром транспорта и разведки Исраэлем Кацем (Ликуд), влиятельным политиком, входящим в состав узкого кабинета по безопасности и иностранным делам. Вторая, безусловно, последовательно идеологическая, была выдвинута Мордехаем (Моти) Карпелем, известным правым активистом (1995 году он стал одним из основателей мощного внепарламентского движения «Еврейское руководство») и журналистом, редактировавшим в 2004-2010 гг. влиятельный поселенческий журнал «Некуда».
Программа Исраэля Каца называется «Израильская инициатива». Она включает в себя три пункта:
1.Иерусалимская метрополия: «Распространение израильского суверенитета на поселения Большого Иерусалима: Маале-Адумим, Гивъат-Зеэв, Гуш-Эцион и Бейтар-Илит и их присоединение к метрополии Большого Иерусалима при сохранении их муниципальной независимости по примеру Большого Парижа и Большого Лондона. Параллельно должны быть созданы сходные муниципальные советы в арабских кварталах Иерусалима, оказавшихся за забором (речь идет, например, о квартале Кафр-Акаб, включенном в муниципальные границы Иерусалима в 1967 г., но, отделенном в 2002 г. так называемым «разделительным забором» от основной части Иерусалима. Жители этого квартала имеют удостоверения личности постоянных жителей Израиля, но де факто городские власти не действуют в их квартале – В.Ч.) , которые сегодня оторваны от всех муниципальных городских услуг».
2.Железная дорога на восток: «Соединение Иордании, как и суннитских арабских государств на востоке, с Хайфским портом на Средиземном море железнодорожной сетью. При этом палестинцы должны быть подключены к железнодорожной сети. Это будет экономико-политический ход, который изменит реальность во всем регионе».
3.Строительство искусственного острова в Средиземном море напротив Газы, а на нем – порта, установки по опреснению морской воды и электростанции: «Остров должен быть соединен мостом с Газой. Это позволит палестинцам поддерживать контакты со всем миром при сохранении безопасности Государства Израиль». (то есть, при сохранении частичной сухопутной блокады сектора Газы Израилем и при каком-либо присутствии израильских служб безопасности на упомянутом мосту между искусственным островом и Газой для контроля за ввозом вооружений в сектор – В.Ч.)
Судя по всему, речь идет о программе, которая рассматривается в качестве одного из вариантов для реальной программы действий правительства Израиля. Не случайно Исраэль Кац заявил в связи с ее обнародованием: «Я недавно беседовал о программе «Израильская инициатива» с премьер-министром и было решено, что я вынесу ее на обсуждение кабинета. На фоне сложной ситуации в мире и в регионе следует предпринять широкомасштабную израильскую политическую инициативу (частью которой является Маале-Адумим) и конечно, согласовать это с новой американской администрацией, которая сможет поддержать и даже сыграть ведущую роль в части инициатив».
Обращает на себя внимание, что сравнительно скромная программа аннексии Маале-Адумим, выдвинутая депутатами кнессета Бецалелем Смотричем («Еврейский дом») и Иоавом Кишем (Ликуд) и активно поддерживаемая лидером «Еврейского дома» Нафтали Беннетом, рассматривается Исраэлем Кацем как нечто само собой разумеющееся, как почти свершившийся факт. Что касается, хорошо продуманной фразы о том, что администрация США сможет «сыграть ведущую роль в части инициатив», то здесь, безусловно, подразумеваются проекты прокладки железной дороги и строительства искусственного острова, дающие помимо сугубо экономического эффекта, ощущение продвижения к некому глобальному разрешению хотя бы части ближневосточных конфликтов при активном участии США.
Далее Исраэль Кац заявил: «Это программа укрепляет статус Израиля и улучшает ситуацию в регионе. При этом она не противоречит возможности переговоров и политических соглашений в будущем. Я хочу подчеркнуть, что я решительно возражаю против всякого рода выдвигаемых в последнее время программ, которые предусматривают предоставление израильского гражданства почти 150 тысячам палестинцев, проживающих в зонах С (районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежским соглашениям, под полным контролем Израиля – как военным, так и гражданским. В них сосредоточены все еврейские поселения, а также ведущие к ним дороги – В.Ч.) , которые в скором времени после получения израильскоого удостоверения и выплат национального страхования превратятся в сотни тысяч».
Это один из ключевых моментов программы Исраэля Каца. Открыто заявляя о своем нежелании предоставлять израильское гражданство палестинским арабам, проживающим в зонах С, он намеренно дает несколько завышенную оценку их численности (точных цифр нет). Речь идет о довольно популистском ходе. О нежелании увеличивать арабское население Израиля за счет предоставления гражданства палестинцам, постоянно говорят левые, однако и среди сторонников правых партий большинство хотело бы этого избежать. Одновременно речь идет о выпаде против Нафтали Беннета, выступающего в нынешнем правительстве в качестве «самого правого». Именно он еще минувшим летом выдвинул идею (пока не сформулированную в конкретной программе) аннексии всех зон С. Следует при этом отметить, что карта «Большого Иерусалима», опубликованная Исраэлем Кацем вместе с его программой, исключает возможность того, что арабское население Государства Израиль в случае ее реализации не увеличится. В эту карту включена вся территория регионального совета Гуш-Эцион (автор проживает в одном из его поселений и очень хорошо знаком с местностью), а вместе с ней и окруженные землями Гуш-Эциона с одной стороны и Иерусалимом с другой арабские населенные пункты, находящиеся под контролем Палестинской национальной администрации (ПНА). В первую очередь речь идет о Вифлееме и его пригородах – Бейт-Джале и Бейт-Сахуре (в последних двух до сих преобладает христианское население, в то время, как в самом Вифлееме большинство жителей составляют теперь мусульмане).
Программа Мордехая (Моти) Карпеля представляет собой декларацию о намерениях внепарламентских идеологических правых движений, которые видят своей конечной целью аннексию всей территории Иудеи и Самарии, что подразумевает ликвидацию ПНА. Это именно то, что когда-то, сразу же после Шестидневной войны 1967 года называлось «Движением за неделимую Эрец-Исраэль». Ошибкой было бы считать, что речь идет о правых экстремистах. Программа Мордехая Карпеля не предусматривает, например, трансфера арабского населения из Иудеи и Самарии куда бы то ни было.
Партия «Моледет», декларировавшая такой трансфер в качестве основного пункта своей программы, перестала существовать еще в начале 2000-х годов, однако сторонников этой идеи среди израильских правых немало и сейчас. Сторонники трансфера арабского населения Иудеи и Самарии, как правило, берут за образец обмен населением между Турцией и Грецией в 1923 году и между Индией и Пакистаном в 1947 году. Они исходят из того, что раздел Эрец-Исраэль уже произошел, когда британские власти отделили в 1922 году Трансиорданию (Заиорданье) от Палестины и передали ее Хашимитской династии. Немногочисленное еврейское население Трансиордании было вынуждено в итоге покинуть ее и переселиться на запад от р.Иордан. Таким образом, по мнению сторонников данной концепции, существует Восточная Эрец-Исраэль – нынешняя Иордания, которая и есть палестинское арабское государство, и Западная Эрец-Исраэль – территория к между Иорданом и Средиземным морем, включая районы находящиеся сейчас под контролем ПНА.
Лозунгом сторонников трансфера является «Мы — здесь, они – там, и мир Израилю». То есть, евреи должны жить на западном берегу Иордана, а арабы – на восточном. Однако настоящих еврейских экстремистов не устраивает и эта точка зрения. Они говорят наполовину в шутку, наполовину всерьез, что выселять арабов на восточный берег Иордана нельзя, потому что это исконная еврейская земля и рано или поздно она должна быть присоединена к Израилю и заселена евреями.
Что же касается Мордехая Карпеля, то он может быть с некоторыми оговорками отнесен к поселенческому идеологическому истеблишменту, гораздо более радикальному, чем представленные в Кнессете и в правительстве правые партии, но отнюдь не экстремистскому. Он изложил свою программу в форме журналистского очерка, который с сокращениями и некоторыми комментариями приводится далее:
«Давайте поговорим (…) о том, что нам делать после того, как суверенитет будет распространен на районы С или хотя бы на Маале-Адумим и блоки поселений. (…) Это еще займет некоторое время, но всегда хорошо думать на шаг вперед.
С принципиально демократической точки зрения аннексия районов С это сравнительно простое дело. Ты проживают 60-80 тысяч арабов (Мордехай Карпель приводит здесь, в отличие от Исраэля Каца, самые низкие оценки – В.Ч.) , и можно дать им такой же статус, как арабам Восточного Иерусалима, или даже полное гражданство, включая право принимать участие в выборах в Кнессет. Мы справимся с этим. Это обойдется нам дешевле, чем Осло (Норвежские соглашения – В.Ч.) , да и арабские жители поддержат это всем сердцем. Но что делать после этого? Как двигаться вперед. Как продолжить процесс в зонах А (зоны А – районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежским соглашениям под полным контролем ПНА – как гражданским, так и военным – В.Ч.) и В (зоны В – районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежским соглашениям, под военным контролем Израиля и гражданским контролем ПНА – В.Ч.) ?
Так почему бы нам, разнообразия ради не спросить их, арабских жителей?
Стоит начать с тех сел, которые географически расположены вплотную к зонам С. Дадим им выбор, присоединяться ли и принимать ли на себя израильский суверенитет (примером такого села может служить расположенное к северо-востоку от Рамаллы, в непосредственной близости от зон С село Тайбе, последнее чисто христианское село в Иудее и Самарии – В,Ч.) . Одна из возможностей – обратиться к мухтару села или к уважаемым людям, представляющим всех его жителей. Они и будут говорить от имени села. Другая возможность – дать им возможность провести демократический референдум (оставим на минуту в стороне вопрос, как гарантировать, что террористические организации и ПНА не помешают его проведению).
На село, которое примет решение в пользу присоединения на тех условиях, которые мы им предложим – например, с гражданским статусом, сходным со статусом арабов Восточного Иерусалима – это особый статус «постоянного жителя» (этот статус был распространен после Шестидневной войны 1967 года на арабов Восточного Иерусалима и друзов Голанских высот. Он дает все права израильского гражданина, за исключением права на участие в выборах в кнессет – В.Ч.) , который создали в свое время (…) израильские левые и потому он может быть легитимен в глазах большинства израильтян, тоже будет распространен израильские суверенитет (…)
Мы добьемся благодаря такому ходу ряда достижений:
1.Суверенитет будет распространен на них по их выбору, что откроет возможность сотрудничества (…)
2.Это даст огромный и важный пропагандистский эффект, как внутриизраильский, так и международный. (…)
3.Каждый, кто знаком с ситуацией на местности, знает, что большинство арабских жителей хочет главным образом спокойной жизни, заработка, уважения, независимой системы образования и честного отношения. Они ненавидят ПНА больше, чем нас (на основании близкого знакомства с ситуацией в Иудее и Самарии я целиком согласен с этим заявлением Мордехая Карпеля – В.Ч.). Мы бросили их на произвол ПНА и террористических организаций и позволили им господствовать над арабским населением (…) Такой процесс разрушит господство и гегемонию ПНА и влияние ХАМАСа и остальных организаций, которые пользуются сейчас вакуумом, оставленным нами в селах. Село, которое присоединится, конечно, получит израильскую военную защиту от них. После пяти таких деревень все остальные бросятся присоединяться.
4.В продожение процесса несколько таких сел будут объединены в один региональный совет. Этот совет получит местную автономию и примет на себя ответственность за все те сферы гражданской жизни, которые будет возможно ему передать с нашей точки рения. Региональные советы присоединятся к кантонам в соответствии с «программой кантонов» доктора Мордехая Кейдара (известный израильский востоковед, профессор университета Бар-Илан. В начале 2000-х годов он выдвинул идею ликвидации ПНА и создания вместо нее восьми кантонов в центрами в основных городах ПНА – В.Ч.).
У этих кантонов не будет общенациональной структуры. Они будут напрямую подчинены Израилю. (…) ПНА будет постепенно уменьшаться, постепенно терять свою силу (…)
Суть дела – это организация жизни арабов в районе на местной клановой основе вместо претензий на организацию ее на национальном уровне, которые никак не связаны с реальностью – как это было заложено в основу Норвежских соглашений.
Важно подчеркнуть, что такая инициатива будет иметь ценность только при том условии, что она будет основана на твердом решении Израиля победить террор и «палестинские» претензии (то есть, претензии на существование «палестинского народа», а не просто арабов, проживающих на территории Эрец-Исраэль – В.Ч.) раз и навсегда. Поэтому она была предпринята только после первых шагов по распространению суверенитета».
Таким образом, Мордехай Карпель не отрицает в своей программе ни программу Нафтали Беннета (аннексия всех зон С), ни программу Исраэля Каца (аннексия Большого Иерусалима и развитие региональных программ сотрудничества с суннитскими арабскими государствами), ни даже весьма скромный на этом фоне законопроект об аннексии Маале-Адумим, выдвинутый депутатами Бецалелем Смотричем и Иоавом Кишем. Он просто рисует дальнейшую перспективу, говорит о том, о чем Исраэль Кац предпочитает на этом этапе не говорить. При этом вопросом, отложенным «на когда-нибудь потом», в программе М.Карпеля остается вопрос о путях сохранения еврейского (а не двунационального) характера Государства Израиль при аннексии всей Иудеи и Самарии со всеми проживающими в этих районах арабами и предоставлении им того или иного статуса в Израиле («постоянных жителей» или граждан). Ответом на этот вопрос может стать неожиданная волна массовой репатриации евреев из диаспоры или напротив массовая эмиграция арабов из страны, вызванная какими-либо причинами, или даже переход значительных групп арабов в иудаизм. М.Карпель (как и никто другой) пока не знает ответа на этот вопрос, что не мешает ему открыто декларировать свою конечную цель.
В этом контексте уместно отметить, что выглядящая намного прагматичнее программа Исраэля Каца оставляет «на когда-нибудь потом» определение статуса большей части Иудеи и Самарии в целом. Таким образом, она предлагает не разрешение арабо-еврейского конфликта в Эрец-Исраэль/Палестине, а максимально возможную его минимализацию и дальнейшее управление им при помощи тех или иных экономико-политических шагов.
http://www.iimes.ru/?p=32158