Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Во вторник вечером полиция опубликовала свои рекомендации по результатам расследований нескольких эпизодов “подозрительной связи” главы правительства Биньямина Нетаниягу с бизнесменами и издателями.

Отношения с этими людьми (некоторые из них — давние близкие друзья Нетаниягу) следствие характеризует как — “с большой вероятностью, коррупционные”. Речь идет, в частности, о подаренных Нетаниягу дорогих сигарах, шампанском и ювелирных украшениях, преподнесенных его жене.

Следователи скрупулезно подсчитали общую сумму стоимости подарков, сделанных семье Нетаниягу на протяжении многих лет. И пришли к выводу, что, в общей сложности это — “почти миллион шекелей”. Основной стержень обвинения при этом — утверждение, что дарители не были бескорыстными и, в «обмен» — получали существенные выгоды.

Кроме того, премьер-министру инкриминируются манипуляции с симпатизирующим ему популярным ежедневным изданием “Исраэль а-йом” — в интересах владельца оппозиционного правительству и лично Нетаниягу издания “Едиот Ахронот”.

“По совокупности собранных следствием улик”, полиция рекомендует прокуратуре выдвинуть в адрес Нетаниягу обвинение и передать дело в суд. В соответствии с существующими правилами, в случае, если прокуратура согласится с мнением полиции — ее решение о привлечении премьер-министра к уголовной ответственности должен утвердить юридический советник правительства.

Сразу после публикации рекомендаций полиции, премьер-министр выступил с развернутым заявлением, в котором по пунктам опроверг выдвинутые против него обвинения.

Он, в частности, доказал, что действовал не “во благо”, но, в большинстве случаев — вопреки интересам бизнесменов, от которых он якобы получал взятки. И отдельно отметил, что лица, выдвинувшие и защищавшие законопроект об ограничении распространения конкурирующего издания Исраэль а-йом, обслуживающий интересы якобы враждебного ему, Нетаниягу, издания Едиот Ахронот — не подверглись никаким следственным действиям полиции. Они не были допрошены. И вообще — не выступают по данному эпизоду в качестве подозреваемых. Что же касается Нетаниягу — он пошёл на серьезный политический риск и распустил Кнессет накануне голосования по данному законопроекту.

В заключение, премьер-министр не без иронии подчеркнул, что в течение многих лет выполняет работу главы правительства Израиля не ради заработка. Если бы им двигали меркантильные интересы — он за время исполнения обязанностей премьера сумел бы заработать гораздо больше денег, будучи бизнесменом или консультантом. Оставаться на посту премьера его заставляют иные соображения — ответственность за будущее страны.

Заканчивая свое выступление, Нетаниягу выразил уверенность, что попытки лишить его власти подобными методами — не увенчаются успехом, что возглавляемое им правительство продолжит свою работу до конца каденции, а сам он — победит на будущих выборах.

Комментарий

И без развернутых объяснений премьер-министра, предоставленная полицией доказательная база “коррупции премьер-министра” выглядит весьма странно. Все 2 года с лишним в арсенале полицейского расследования по-прежнему — “дорогие сигары и шампанское”, к которым прибавилось несколько ювелирных украшений.

Связь между получением этих “дорогих подарков” и действиями премьера, якобы выгодных дарителям — с легкостью опровергается простыми фактами. Часть из них приведена в выступлении Нетаниягу, прозвучавшем через несколько часов после публикации полицейских рекомендаций. Трудно поверить, что в данной ситуации обвиняемый премьер-министр — не сможет доказать в суде свою невиновность по всем предъявленным ему обвинениям.

Вместе с тем, сама процедура выяснения истины, подразумевающая выдвижение обвинения против Нетаниягу прокуратурой, а затем судебный процесс — серьезное препятствие для продолжения деятельности главы правительства в своем нынешнем статусе. Речь фактически идет в данном случае не только о нарушении основополагающего принципа правосудия — презумпции невиновности подозреваемого до вынесения окончательного вердикта суда. Трудно не согласиться с премьер-министром и его сторонниками, которые говорят в этой связи о попытке путча. То есть — незаконной смене власти с помощью манипуляций, не связанных с процедурой выбора руководителя страны.

Очевидно (и это особенно ярко проявилось в “деле Нетаниягу”) существует строго ограниченный круг причин, по которым действующего главу правительства могут отстранить от выполнения своих обязанностей в связи с теми или иными нарушениями закона. Ясно, что человек, обоснованно подозреваемый в государственной измене, убийстве, изнасиловании и других тяжких преступлениях — не должен оставаться на посту премьер-министра. Однако легко опровергаемые на самой ранней стадии подозрения полиции о существовании связи между дружескими подарками (сигары, шампанское и т.п.) и теми или иными решениями премьер-министра — не могут служить инструментами влияния на политические процессы и деятельность правительства страны.

Пока глава правительства занимает свой пост — его должны оградить от подобного рода помех в его работе. И все подобные разбирательства должны быть перенесены на период после окончания премьерского срока.

В редких случаях, когда обществу очевидна необходимость такого шага — глава правительства в ходе адекватной процедуры, схожей с импичментом президента США, может быть смещен со своей должности. Пока же это не произошло — никто не вправе чинить препятствия деятельности главы правительства под теми или иными “правовыми” предлогами.

Отметим, что история с обвинениями в адрес Нетаниягу, независимо от того, в какой степени эти обвинения справедливы, для израильтян — прекрасный повод, чтобы озаботиться вопросом обеспечения НАДЕЖНОЙ защиты своих лидеров на период их законной каденции.

Перспективы

В действиях, направленных на скорейшее смещение Нетаниягу с его должности по обвинению в незаконном получении сигар и шампанского — трудно не усмотреть политическую подоплеку. Подобное обвинение в коррупции, например, российским гражданам, гражданам США и других западных стран показалось бы просто смехотворным.

Между тем, результативность действий “правовых путчистов”, как уже сейчас можно констатировать, анализируя настроения в израильском обществе — стремится к нулю.

Ибо речь идет, в самом худшем случае — об отстранении Нетаниягу от должности и досрочных выборах. Что произойдет потом — объективно размышлять об этом противники Нетаниягу, видимо, не в состоянии.

Сегодня в Израиле ситуация такова, что при любом исходе “дела Нетаниягу” шансы на победу у его противников, представителей израильского левоцентристского лагеря — пренебрежительно малы. Ни один серьезный аналитик не станет предполагать, что на следующих выборах сможет победить левый лагерь.

Перераспределение решающих мандатов сегодня возможно только внутри правого лагеря. Более того, смещение Натаниягу в сложившихся ныне обстоятельствах — лишь ухудшило бы положение левых политиков. Ибо есть немалая вероятность того, что к власти придут политические силы, которые будут правее Нетаниягу.

evrey.com