1. Стойкое ощущение абсурда.
Последние полтора года Израиль находится в необычной ситуации. Премьер-министр исполняет свои обязанности в перерывах между многочасовыми допросами, а полицейское расследование его "правонарушений" - едва ли не центральная тема в СМИ.
Начнём с фактов.
1) Израиль - маленькое государство, окружённое врагами, в борьбе с которыми у него нет права на поражение. И фактичеcки, и юридически (с 1948г.) он находится в чрезвычайном положении.
2) Роль премьер-министра в стране необычайно велика. Есть большой круг вопросов, решение по которым принимает премьер лично. Правильность его решений, так же, как и ошибки, имеют огромную цену.
3) Вот уже 9 лет должность премьер-министра Израиля занимает Биньямин Нетаниягу. Из них 8 лет пришлись на каденцию Барака Обамы - одного из самых недружественных еврейской стране президентов США. Каковы итоги правления Нетаниягу?
Бывший глава военной разведки ЦАХАЛа, исполнительный директор Института исследования проблем национальной безопасности Амос Ядлин, представляя отчёт Института президенту Израиля, сказал (газета "Джерузалем пост" 11.1.2018): "... наша страна в настоящее время ... находится в лучшем положении, чем когда-либо за последние почти семь десятилетий. Государство Израиль сегодня сильнее в военном, экономическом и технологическом плане и обладает стабильностью". Таковы итоги 9-летнего правления Нетаниягу.
4) Рейтинг Нетаниягу на соответствие должности премьер-министра намного выше, чем у всех других политиков Израиля, причём полицейское расследование не сократило его отрыв от других кандидатов на эту должность. Т.е. речь идёт не только об успешном, но и самом популярном политике в стране.
В связи с приведёнными фактами происходящее в стране последние полтора года вызывает стойкое ощущение абсурда.
Исходной точкой этого абсурда будем считать декабрь 2016г., когда против Нетаниягу было возбуждено - по весьма невнятным, явно не тяжким, обвинениям - уголовное дело.
Обычно эту полицейскую акцию связывают с влиянием политических противников - конкурентов премьера. Но, похоже, есть ещё один не менее важный фактор.
Возникает вопрос: почему вся эта фантасмагория вообще оказалась возможной? Не присутствует ли тут некая "системная проблема", и "дело Нетаниягу" только вскрыло её?
Действительно, в декабре 2016г. при возбуждении "дела Нетаниягу" формально полиция ничего не нарушила, всё производилось согласно действующим нормам.
2. Равенство граждан перед законом.
Юридическая основа, на которую ссылается в данном случае израильская Фемида - закон "О равенстве граждан перед законом".
Прежде всего, в Израиле такого закона вообще нет (как нет, например, и Конституции). Но это никому не мешает. Зато он есть во многих странах мира. Приведём одну из стандартных его формулировок (ст. 4 уголовного кодекса России):
"Статья 4. Принцип равенства граждан пред законом. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств."
Какова основная идея этого закона? Охватить все возможные характеристики граждан, не забыты даже "другие обстоятельства". Т.е. закон говорит: при всех возможных характеристиках граждан - они (граждане) равны перед законом. Поэтому против каждого гражданина можно начать уголовное расследование и возбудить уголовное дело.
Покажем, что это ошибка.
3. Неравенство граждан перед законом.
Существует характеристика граждан, которая никогда не включается в перечень характеристик: общественная ценность человека как работника.
Не секрет, что люди - как работники - представляют собой разную ценность для общества. Известно также, что есть небольшая группа людей, представляющих для общества особую ценность - назовём условно эту группу "национальное достояние". В ней могут находиться представители разных видов человеческой деятельности. Их объединяют только исключительные достижения, которых они добились в своих областях.
Приведём пример человека из этой группы. Цитата из статьи Валерия Михайлова "Илья Эренбург и Беларусь":
"Вячеслав Молотов, один из ближайших соратников Сталина, в декабре 1944 года в конфиденциальной беседе с французским дипломатом Жоржем Бидо заявил: "Эренбург стоит нескольких дивизий." Молотов был очень осторожным человеком, весьма сдержанным в своих оценках." (Для справки: в одной дивизии десять тысяч солдат).
Понятно, что речь идёт о знаменитой публицистике Эренбурга в годы войны.
А теперь придётся немного "копнуть вглубь", для чего введём два понятия: "общественный интерес" и "государство". Википедия:
"Общественный интерес - интерес сообщества ... связанный с обеспечением его благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития".
"Государство является тем органом, который функционирует в обществе для формулирования и защиты общественных интересов".
Как видим, "общественный интерес" - это первичное, фундаментальное понятие в жизни общества. Даже такое понятие, как государство, является по отношению к нему вторичным, причём функции государства сводятся лишь к его формулированию и защите.
Правоохранительная система (в дальнейшем - "правоохрана") является частью государства и выполняет одну из его функций по защите общественного интереса: обнаружение и наказание правонарушителей.
В случае обычных людей, преступивших закон, задача правоохраны и общественный интерес всегда совпадают: правонарушитель должен быть обнаружен и наказан. "Равенство граждан перед законом" вполне имеет смысл. Однако, в случае людей выдающихся ситуация меняется принципиально.
Вмешательство правоохраны (путём возбуждения уголовного дела) в функционирование человека, деятельность которого, так же, как и он сам, является "национальным достоянием", но который преступил закон - весьма проблематично. Такое вмешательство прерывает или, по меньшей мере, мешает крайне ценной для общества деятельности этого человека.
Поэтому в этом случае - до возбуждения уголовного дела - необходимо сопоставить ущерб, причинённый обществу правонарушителем, с ущербом, который может принести обществу прекращение (или сокращение) профессиональной деятельности этого правонарушителя.
Возбуждение уголовного дела - это акт государства, а целью государства, напомним, является защита общественного интереса. Поэтому, если второй из сопоставляемых ущербов значительно (многократно) превышает первый, этот акт государства не может иметь места. В противном случае правоохрана, призванная служить обществу, окажет ему поистине "медвежью услугу".
Из сказанного следует, что для возбуждения уголовного дела против граждан из группы "национальное достояние" требуется специальная методика, основанная на фундаментальном понятии "общественный интерес". В настоящее время такая методика отсутствует. Поэтому граждане, с большой вероятностью относящиеся к этой группе, до появления такой методики должны обладать иммунитетом от уголовного преследования (возбуждения против них уголовных дел).
4. "Подозреваемый" по уголовному делу Нетаниягу.
Есть ли основания включать Нетаниягу в группу тех людей, которых мы назвали "национальным достоянием"?
Для ответа на этот вопрос сошлёмся на мнение такого эксперта, как бывший министр иностранных дел и министр обороны Израиля профессор Моше Аренс.
"Любишь его или нет, но следует признать, что он один из величайших мировых лидеров нашего времени. Почтение, которое ему оказывают мировые лидеры, свидетельствует об этом - если в принципе есть надобность искать тому доказательства, - то же самое показывает и продолжительная поддержка израильских избирателей.
Значительное развитие Израиля в годы его правления на посту главы правительства даже важнее, чем способности риторики. Израильская экономика и военная мощь прочны как никогда ранее, внешнеполитические отношения значительно улучшились за эти годы. Если Нетаниягу придётся уйти в отставку, будет сложно найти замену его уровня".
"При всём уважении к комментаторам, которые критикуют Нетаниягу (возможно, некоторые из них относятся к интеллектуальной элите Израиля), до сих пор они не доказали, что они даже приближаются к его способностям".
(Цитируется статья Моше Аренса "Нетаниягу в стране гномов").
Таким образом, если согласиться с Моше Аренсом, то на вопрос, поставленный в начале этого пункта, следует ответить положительно. Это означает (см. конец пункта 3), что Нетаниягу не может в настоящее время подвергаться никакому уголовному преследованию, и возбуждённое против него уголовное дело должно быть закрыто.