В последнюю декаду ноября в Эйлате проходило крупнейшее мероприятие с участием наиболее известных представителей израильского журналистского цеха — ежегодный слет (это почти забытое слово из “советского понятийного словаря” максимально точно, пожалуй, соответствует сути данного мероприятия — evrey.com) журналистов Израиля. На этом слете обсуждаются актуальные проблемы журналистов и журналистики, как таковой. В рамках мероприятия организуются дискуссии по различным острым проблемам израильской журналистики.
Так, например, на сей раз предметом бурного спора стал вопрос, насколько объективно освещают СМИ деятельность премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу, и не проявляют ли представители масс-медиа по отношению к нему некую предвзятость.
Комментарий
Несмотря на то, что для большинства жителей Израиля вышеупомянутый вопрос уже давно стал чисто риторическим — само обсуждение этой проблемы нужно признать знаковым явлением для израильской журналистики. Ибо еще совсем недавно у представителей журналистского цеха страны не возникали даже и мысли о том, что отношение израильских СМИ к Нетаниягу страдает какими-либо изъянами, например, необъективностью.
Иными словами, априори негативное отношение к премьеру считалось негласной, само собой разумеющейся нормой для абсолютного большинства израильских СМИ.
Есть и другие, весьма интересные особенности, резко отличающие нынешний журналистский слет от предыдущих аналогичных мероприятий.
Прежде всего, следует отметить, что весь слет прошел под знаком ещё одного заметного в израильском журналистском мире события. Участники мероприятия в Эйлате активно обсуждали состоявшуюся буквально за несколько дней до эйлатского слета замену многолетнего автора еженедельной программной передовой статьи в ведущей израильской газете Едиот Ахронот, зубра левой израильской журналистики, Нахума Барнеа — на журналиста Амита Сегаля.
Сегаль тоже проработал в Едиот Ахронот много лет, однако его взгляды и подход заметно отличаются от взглядов теперь уже бывшего флагмана редакционной мысли Нахума Барнеа, ультралевая политическая позиция которого не изменилась даже после трагической гибели его сына в результате арабского теракта в период после подписания договора Осло.
Между тем, взгляды Амита Сегаля, в частности, на арабо-израильский конфликт, можно охарактеризовать как центристские, но отнюдь не ультралевые.
Следует особо отметить, что сам журналист носит кипу, относясь к достаточно многочисленной в Израиле категории “вязаные кипы".
Сама по себе эта рокировка в ведущем эшелоне сотрудников многолетнего флагмана левой журналистики Израиля (газеты Едиот Ахронот) представляется нам из ряда вон выходящим событием, имеющим далеко идущие последствия для общей атмосферы в израильских СМИ.
Вообще, следует отметить, что нынешнее мероприятие резко отличалась от предыдущих даже внешне. Фавориты предыдущих слетов, известные светские журналисты на этот раз были — незаметны. При этом религиозные евреи в кипах (в немалом количестве) — и ультра-ортодоксального направления и принадлежащих к национально-религиозному лагерю — были видны, что называется, невооруженным глазом.
Следствием этого стало и включение в регламент мероприятия в Эйлате принципиально новых элементов. Так, например, на слете проходили регулярные коллективные молитвы в миньяне . Что тоже необычно для подобных собраний.
Более того, каждый день многие участники слета посвящали какое-то время изучению Устной Торы по системе “даф йоми” (эта система предусматривает, что евреи всего мира каждый день синхронно изучают очередной лист Вавилонского Талмуда).
Перспективы
Мы уже не раз писали о системных сдвигах в таких важнейших областях израильской жизни, как образование, армия и т.д. Речь — о принимающем все более массовый характер, стихийном освобождении Израиля от светской, антирелигиозной, социалистической и прочей антиеврейской шелухи. И — проявлении и укреплении подлинной сути еврейского государства и еврейской страны.
У этого процесса — глубокие объективные, в том числе, и демографические корни. Как мы отмечали ранее, уже сейчас большинство еврейских учеников младших классов израильских школ “носят кипы” (мы говорим здесь, конечно же, не только о парнях, но и о религиозных девушках), являясь представителями разных ортодоксальных направлений.
Огромное количество религиозных евреев — в среде офицеров ЦАХАЛа среднего и низшего звена, а также — солдат. Несмотря на то, что процесс этот в значительной степени затруднен коллективной обструкцией светского левого и ультралевого сегмента высшей военной элиты.
То, с чем мы столкнулись на форуме израильских журналистов в Эйлате, неожиданным даже для нас образом — высвечивает аналогичные процессы, происходящие в “святая святых” антирелигиозного и антиеврейского левого израильского лагеря — в израильской журналистике. Внутри самих израильских СМИ, той самой “пятой власти”, которая до последнего времени, казалось — полностью (за исключением религиозного сегменты израильских СМИ) в руках светского левого лагеря.
Происходящий на наших глазах тихий “еврейский переворот” в израильской журналистике к ужасу сторонников левого лагеря — означает конец власти “Государства Северный Тель-Авив” и в израильских СМИ и, будем на это надеяться — во всем Израиле в целом.
evrey.com