Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Муниципалитет Петах-Тиквы решил назвать центральную площадь города именем нынешнего президента США. Церемония прошла именно так, как вы себе это представляете

Молодой парень, стоящий на перекрестке улиц Хаима Озера и Гистадрут в центре Петах-Тиквы выглядит недовольным. "Что теперь из-за эфиопов перекрывают центр города. Они зашли слишком далеко". Пожилая женщина удивленно смотрит на него, колеблется высказать ли то, что у нее на сердце, и в итоге набирается смелости: "Но ведь ты эфиоп". - "Конечно", - отвечает парень, не впечатляясь диссонансом, в который попал. - "Но у меня нет времени на демонстрации. Я должен работать. Чего они перекрывают город?" Но сердце Петах-Тиквы было перекрыто в среду вечером не из-за демонстрации эфиопской общины, а для торжественной церемонии, после которой и до скончания дней Кикар Мизрака (площадь Фонтана) возле муниципалитета будет называться именем американского президента Дональда Трампа.

Только такой город, как Петах-Тиква, уже десятилетиями страдающий от анекдотов о себе, мог организовать такое мероприятие. Четвертый по величине город страны является фантастическим сочетанием одного из важнейших экономических центров Израиля и в то же время образцом неисправимой провинциальности, - обоих составляющих, отпечатанных в этом городе и являющихся неотделимой частью его идентификации. Итак, не было почти ни одной детали в церемонии, прошедшей на этой неделе на одной из центральной площадей города, не включавшей бы одновременно огромную претенциозность, локальный городской патриотизм и напрашивающуюся насмешку.

Улица Хаима Озера – одна из главных в городе, которая вместе с двумя улицами, пересекающими ее окончания, - является сердцем города. Уже годы как этот ужасающе заброшенный район заселен слабыми слоями общества – в основном, новыми репатриантами и иностранными рабочими. Похоже, что место застыло во времени в середине 80-х. Смесь киосков фастфуда, магазинчиков дешевой одежды и пунктов обмена денег.

Постоянный запах жареного масла сопровождает прогуливающегося по центру Петах-Тиквы: по крайней мере, 10 фалафельных сосредоточены на участке в 200 метров. Одна из них – известное учреждение Петах-Тиквы - "Фалафель ХатУка" (прим.перев. – Хатука – фамилия йеменских евреев, ударение на втором слоге). Один из филиалов находится буквально на площади, меняющей имя этим вечером, и плакат над фалафельной гласит "Площать Хатуки". Теперь выясняется, что это не только борьба между "Фонтанной площадью" и президентом США, но и бой не на жизнь, а на смерть между Хатукой и Трампом. Богатый белый мужчина из Манхеттена против йеменца, готовящего фалафель с 1958г. Осторожная оценка: у Рыжего нет шансов.

По мере приближения к площади уплотняются кольца охраны. 4 автобуса – по 2 с каждой стороны – перекрывают дорогу транспорту. Белый грязный заборчик, напоминающий перегородку между парнями и девушками в лагере Бней Акива в Эйн Зейтим, разделяет между уважаемыми приглашенными и "простым народом", пришедшим поесть фалафель или купить что-нибудь в магазине "Все по шекелю", и наткнувшимся на историческое событие. Узкая полоса перегородок позволяет им наблюдать происходящее издалека.

Предварительные репортажи о церемонии обещали участие посла США Дэвида Фридмана. Он не прибыл на мероприятие по известным лишь ему причинам: все же копать под Силуаном - это одно, а осложнить отношения с Хатукой – совсем другое – и вдруг плакаты на английском выглядят излишними и гротескными еще больше, чем выглядели изначально. И ведущий – Ярин Кимор – слышится несколько неуверенным в себе, когда в начале церемонии повторяет фразы на иврите и английском и приветствует представителей посольства, которые прибыли в город по случаю мероприятия. Как сказано, их нет, и соответственно в продолжение церемонии не будет слышаться иностранный язык в центре "матери мошавот" (прим.перев. – Петах-Тиква была одним из первых поселков, созданных халуцим в 19-м веке), за исключением пения американского гимна в конце.

Кто да почтил своим присутствием мероприятие? Министр ин.дел Исраэль Кац от Ликуда и министр экономики Эли Коэн из партии Кулану, слившейся с Ликудом. Мэр города Рами Гринберг, идентифицируемый с Ликудом с тех пор, как был подростком, переводит в монету векселя знакомства с верхушкой правящей партии и преуспевает доставить на странную церемонию двух министров. Для него это шах и мат: площадь Трампа – это название, притягивающее СМИ и рекламу; кроме двух ужасно исполненных плакатов, изменение названия не стоит денег муниципальной кассе; для городского молодежного ансамбля есть наконец мероприятие, где можно показать свои возможности.

Церемония начинается без 10 минут восемь вечера и заканчивается через три четверти часа. Несколько странным образом прибывшие выступить на церемонии почетные гости почти не упоминают пригласивший их город, а, в основном, - Иерусалим, который американский президент признал столицей Израиля. Закрыв глаза, вы можете представить себе, что вы на Кошачьей площади. Но жители Петах-Тиквы не обижаются так быстро: женщина, стоящая возле трибуны, говорит своей приятельнице: "Ладно, кто построил Петах-Тикву, если не иерусалимцы?" – Та энергично кивает и шепчет в ответ: "У нас и время наступления Субботы, как в Иерусалиме". Мэр города, кстати, упоминает Петах-Тикву, но добавляет немного актуалии и говорит о 7000 выходцев из Эфиопии, живущих в городе и что "они стопроцентные израильтяне", - публика вежливо аплодирует.

По окончании церемонии и исполнения двух гимнов два министра облегченно вздыхают и начинают продвигаться к своим автомашинам. Но жители Петах-Тиквы – не фраеры. Они окружают министров и мэра для сельфи на фоне новых плакатов.

В 9 вечера ничего на Фонтанной площади – т.е. площади Трампа – не свидетельствует о торжестве, происходившем тут час назад. Пластиковые стулья собраны, тарелки из-под угощения выброшены в огромные мешки, молодые музыканты упаковывают инструменты. Петах-Тиква возвращается к рутине. Только плакат фалафельной Хатуки продолжает напоминать всем: церемония, возможно, закончилась, но война за название площади только началась.

("Макор ришон" 5.07.2019)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/151951/

Перевел Моше Борухович