Чем дольше тянется политическая сага и чем больше заявлений, демагогии, клеветы и тенденциозных репортажей, тем больше они превращаются в бессмысленный фоновый шум и перестают скрывать настоящий смысл борьбы, который хоть и отражается в политической плоскости, но в своем корне это историческая борьба за характер израильского общества.
С одной стороны стоит правый блок во главе с Биньямином Нетаниягу. У этого блока прочные основы и глубокие корни. Разумеется, он отражает определенные политические интересы, но главное – этого блока есть общий базовый сантимент и он отражает ясное идеологическое мировоззрение, даже если оно не сформулировано четко: еврейский Израиль.
Этот блок состоит из двух центральных сил еврейского народа –сил, укорененных в народе издавна: национальная и религиозная составляющие. Общее содержание Еврейского Израиля находится в основе единства блока и дает ему стойкость. Он представляет еврейское большинство в стране и является сердцевиной израильского общества. Этот блок с легкостью создал бы правительство, если бы Авигдор Либерман не решил бы пересечь линию из-за личной мести. Возможно, у части составляющих блок есть временные, местные, второстепенные интересы, чтобы отказаться от блока и перейти на другую сторону ради политической выгоды, но связывающий их идеологический клей крепче. Это, в сущности, "железная стена" Зеэва Жаботинского, но на этот раз она действует внутрь в отношении сил, борющихся внутри общества против национальных сил и традиции.
С другой стороны находится левый блок, во главе которого стоит сегодня Бени Ганц. И тут есть центральная идея, но она намеренно затушевывается и маскируется, иногда даже не осознанно. Один из архитекторов соглашений Осло Рон Пундак сформулировал это лучше всего: "Осло – это забыть, что ты еврей (перейти от еврейской к израильской или космополитичной идентификации). Мир – это не цель. Это средство перейти к другой эпохе и идентификации".
У носителей этой тенденции есть проблема: они незначительное меньшинство. Большинство евреев в Израиле решительно противятся этой тенденции. Эта тенденция маскировалась в дни Осло, скрывается и сегодня из ясного понимания, что у нее нет шансов получить большинство в израильском обществе. Что же в таком случае принесло составляющим этого блока так много избирателей, если их идеология не способна сделать это? – Ненависть. Даже если они не признаются в этом даже себе, составляющие этот блок пришли к своему электоральному успеху только с помощью ненависти.
Но у ненависти есть проблема на политическом поле. Она очень эффективна в принесении мандатов, но очень слаба в создании из них коалиции. Основная общая ненависть групп, составляющих блок Ганца, - это ненависть к Нетаниягу. Вроде бы она могла бы объединить эти группы в один блок, но этой ненависти не достаточно, как было доказано после апрельских выборов. Нужны были еще ненависти, чтобы достичь того электорального успеха, но те дополнительные ненависти не уживаются вместе. Лапид ненавидит харедим и правых. И Либерман ненавидит харедим, и это могла бы быть общая база, но он ненавидит еще арабов. Арабские депутаты ненавидят всех, не только Биби. Более того, именно с харедим они уживаются, но не с Либерманом и не с бывшим нач.генштаба. Яир Голан ненавидит поселенцев; харедимным он мог бы простить, что они харедим. Говорят о "блоке Нетаниягу", но не о "блоке Ганца", потому что на деле нет такого блока. Ненависти не объединяются.
Правый блок может быть спокоен, пока он не расколот изнутри. Без этого блока не будет устойчивого долговременного правительства, даже если пройдут 10 избирательных кампаний. Израиль – еврейский, потому что так хочет еврейское большинство в израильском обществе. Ни одно временное сочетание обстоятельств, вроде созданного Либерманом, не одолеет коалицию Еврейского Израиля, если эта коалиция будет заботиться о своем единстве, независимо от того, кто ее возглавляет. Разумеется, в этой коалиции есть место для дополнительных сил из тех, которые сейчас представляет Ганц, но они могут прийти не вместо, а только дополнительно к основным силам этой коалиции.
С точки зрения истории, борьба за характер израильского общества уже решена – даже если из-за временных причин это не всегда находит полное выражение на политическом поле. Если все члены правого блока позаботятся сохранять единство и не соблазнятся поспешными шагами, то никто не сможет победить эту еврейскую железную стену и у нас будет Еврейский Израиль на поколения.
("Макор ришон" 1.11.2019)
Перевел Моше Борухович