Хоть суд над Биньямином Нетаниягу еще не начался, но он в значительной степени уже решен. Нетаниягу может победить не обязательно потому, что он кристально чист – дело о подарках вызывает отвращение, дело 2000 потрясает, а в деле 4000 речь идет о столкновении интересов – он может выиграть из-за вызывающего сожаление происходящего на наших глазах развала обвинения.
Ведь основной целью отдачи под суд и наказания признанного виновным в уголовных преступлениях является его осуждение перед обществом и устрашение других. "Чтобы увидели и убоялись". Но в случае Нетаниягу уже сейчас ясно, что обвинение не достигнет этой цели, независимо от того, каким будет решение суда. Во всем, что касается распространенного мнения общественности, уже можно постановить, что обвинение проиграло. И оно проиграло потому, что четверть, или половина, или даже большинство израильских граждан голосуют за вотум доверия Нетаниягу, несмотря на все, что прокуратура говорит о нем. Нет большего свидетельства развала доверия к прокуратуре и судебной системе.
Обвинение проиграло, потому что стоящий во главе него Авихай Мандельблит терпит провал за провалом в своих излишних боях по обливанию грязью. Только на последней неделе Мандельблит был вынужден отменить свой отказ назначить Дана Эльдада временным и.о. гос.прокурора, а затем сожалел об отмене. Мандельблит также схлопотал громыхающее поражение в орг.комиссии Кнессета, которая отказалась снять парламентскую неприкосновенность с депутата Хаима Каца. Затем заполучил острую критику от БАГАЦа за скрытие информации о депутатке Хибе Язбек. Параллельно правительство проигнорировало его "рекомендации" не привозить сюда фалашмура и не создавать комиссию по проверке функционирования отдела по расследованию полицейских. Трудно припомнить период, когда юр.советник был настолько слаб.
И гос.прокуратура разваливается. Вместо того, чтобы понять, что система в чрезвычайной ситуации, высокопоставленные сотрудники гос.прокуратуры дерутся друг с другом, как дети, включая бойкот "царицы класса" против того, кто назначен временно возглавлять прокуратуру – Дана Эльдада.
Развалины, оставленные Шаем Ницаном, никто не заботится отстраивать. Дела прошлого, вроде попыток покрывать делишки прокурорши Рут Давид, кастрация попыток критики прокуратуры, замалчивание дела Ашкенази-Арпаза, торпедирование назначения Галя Гирша, скандалы в институте судебной медицины и проч. – все это преследует прокуратуру. Все это происходит в то время, когда прокуроры – т.е. чиновники, которым мы платим зарплату, ведут войну против законно назначенного министра юстиции. Так ведут себя те, кто претендуют на то, чтобы быть знаменосцами власти закона, а человек с улицы поражается: куда девался их стыд?
Ко всему этому присоединяется известная слабость полиции, которая никогда не пользовалась доверием общественности, а новые открытия о делах Крейф-Кахалон-Оренштейн-Наве подгрызают остатки черных мантий полицейских.
Эти волны потрясений не вызывали бы таких мощных взрывов, если бы судебная власть не выступила на войну на уничтожение против исполнительной власти. Конкретное сражение "правоохранительной системы" против Нетаниягу лишь поднял на повестку дня базовые проблемы функционирования этой системы, которые до сегодняшнего дня заметались под ковер. Возможно, это несправедливо, но таково положение.
Итак обвинение уже проиграло, а когда обвинение проигрывает, то обвиняемый выходит победившим. И это не обязательно хорошие новости для основ власти в Израиле.
12.02.2020
Перевел Яков Халфин