Последние несколько дней характеризуются в Израиле неуклонным ростом числа случаев выявленных заболеваний коронавирусом. Если еще неделю назад число заболевших колебалось в пределах 200-400 случаев, то 29 июня выявили уже 700 с лишним новых заболевших, а за последние сутки эта цифра возросла до цифры более 800.
Не менее тревожная картина наблюдается и в статистике тяжелых случаев, требующих стационарного лечения, в том числе с применением аппаратуры искусственной вентиляции легких. На протяжении последнего месяца рост числа заболевших практически не отражался на увеличении числа тяжелобольных (что давало повод надеяться, что рост количества выявленных больных связан, прежде всего, с увеличением количества проводимых тестов). Но в последние дни зафиксировано также и значимое увеличение числа тяжелобольных (речь идет примерно о 20- процентном росте). Что свидетельствует, что рост случаев заболевания носит не “статистический”, но объективный характер.
В свете этих тенденций, которые, по оценке специалистов, в течение ближайшей недели могут привести Израиль к 1000 и более выявленных заболевших в сутки (!), израильский Минздрав разработал меры по серьезному ужесточению эпидемиологического режима в стране, которые ждут утверждения правительством.
Планируется, в частности, установить жесткий карантинный режим в населенных пунктах и городских районах крупных городов, в которых выявлено большое число заболевших. С запретом покидать дома без особой надобности и ограничением пересечений границ очагов инфекции.
Отмечается, что подобный карантинный режим может быть введен в десятках городов и поселков страны.
Комментарий
В Минздраве отмечают, что данные меры — практически единственный способ, позволяющий избежать тотального карантинного режима, распространяющегося на всю страну (как это было в марте и апреле сего года).
Однако, как предупреждают в Минздраве, в случае, если система “точечного” карантина не будет введена вовремя или даст сбой по причине массовых нарушений карантинного режима населением, не исключен и “экстремальный” вариант: общеизраильский карантин на неопределенный срок.
При этом руководство Минздрава и правительство вполне отдают себе отчет в том, что запасы экономической прочности Израиля, позволившие ему относительно безболезненно пережить период всеобщего карантина в марте и апреле, — не безграничны. Что в ситуации повторного "закрытия страны" последствия для экономики Израиля могут быть гораздо более серьезными.
Трудно представить себе, что это не осознают рядовые граждане Израиля. Однако в поведении довольно значимой части израильского населения (речь идет о примерно 30-40 процентах!) это понимание в последнее время почему-то перестало трансформироваться в сознательное соблюдение необходимых во время эпидемии правил гигиены (ношение маски, соблюдение двухметровой дистанции, дезинфекция рук с применением алкогеля и других подобных средств).
Отныне заставить нарушителей выполнять инструкции Минздрава способны лишь ужесточение полицейских мер контроля и ощутимое увеличение штрафов (чем и вынуждено заниматься сегодня правительство). Однако, как отмечают многие специалисты, полицейские не смогут контролировать все и вся в Израиле. Если граждане будут надевать маску на улице исключительно из боязни, что их оштрафуют, и снимать ее в помещении, где толпится большое количество людей (что происходит сейчас сплошь и рядом) — и эти “драконовские меры” вряд ли окажутся эффективными...
Мы, разумеется, понимаем, что свою роль во внезапном ухудшении ситуации сыграла и вполне естественная психологическая усталость людей от ограничений карантинного режима и необходимости соблюдать жесткие правила санитарии. По-человечески понятно, что многие люди были, что называется, “усыплены” более чем обнадеживающими данными недавнего сокращения числа заболевших на фоне жестких карантинных мер в марте и апреля. Сведения того периода, когда ежедневное число заболевших иногда не превышала нескольких десятков, сегодня кажутся неправдоподобными (!).
Очевидно и то, что эти блестящие результаты не свидетельствовали о наступлении полной свободы от выполнения санитарных норм. Ибо были как раз прямым следствием соблюдения этих санитарных норм (по данным Минздрава, в тот период носили маски и соблюдали двухметровую дистанцию более 70% населения страны!).
Упреки о недостаточно ответственном поведении, бездействии, неправильной оценке ситуации, недооценке опасностей, грозящих стране, адресуются, как правило, правительству, допускающему те или иные ошибки в борьбе с опасностью национального масштаба. Однако в данном случае, по оценкам специалистов, оно действовало достаточно эффективно с момента начала эпидемии, включая своевременное закрытие границ и введение карантинных ограничений, резко затормозивших рост количества зараженных.
Так что, теперь эти упреки, увы, могут быть адресованы рядовым гражданам. Точнее, той их части, которая вопреки логике и здравому смыслу, вдруг решила, что болезнь побеждена и дальнейшие выполнения рекомендаций Минздрава "излишни".
Именно такой подход многих рядовых граждан к проблеме распространения коронавируса "обеспечил" стране в эти дни возвращение к исходной ситуации, которая угрожает национальной безопасности Израиля — если учесть, какими могут быть экономические последствия повторного всеобщего карантина, а также массового притока тяжелобольных в израильские больницы по "итальянскому" или "испанскому" сценарию. С той разницей, что на сей раз ресурсы Израиля — гораздо более ограничены, и круг возможностей в противостоянии "второй волне" пандемии — гораздо более сужен.
Перспективы
Впрочем, мы, авторы данного материала, все же оптимисты, и в сложившейся на сегодняшний день непростой ситуации усматриваем и свои положительные стороны.
Четко просматривающаяся взаимосвязь между действиями рядовых граждан и последствиями этих действий для экономического и эпидемиологического благополучия страны, возможно, научит многих граждан Израиля гражданской ответственности и пониманию того, насколько общая ситуация в стране зависит от действий каждого человека. Тем более, что массовая безответственность в соблюдении инструкций Минздрава уже привела к тому, что для израильских туристов (а многие израильтяне мечтали о наступлении момента, когда они смогут, наконец, выехать из “закрытой зоны” на отдых) в эти дни был запрещен въезд почти во все страны, где любили бывать наши туристы.
Ограничительные меры и даже полный запрет возвращаются и в места массового отдыха в самом Израиле, в торговые центры, на пляжи и т.д.
Последствия преждевременной нашей (гражданской) “расслабленности” нарастают как снежный ком.
Надо признать, что столь очевидная зависимость окружающей реальности от действий каждого отдельного человека — редкое явление. Обычно результаты глобально неправильных действий индивидуума проявляются лишь с течением времени.
Что ж, урок социальной ответственности, преподанный “второй волной” эпидемии (при условии что, слишком рано расслабившееся население страны вовремя сделает из ситуации адекватные выводы и изменит свое поведение), думается, пригодится израильским гражданам и в других сферах социальной жизни, включая политическую (когда последствия неправильного выбора, как правило, заметны лишь с течением времени). Есть надежда, что граждане будут с гораздо большей ответственностью относиться к мерам не только личной, но и политической «гигиены». Будут активнее участвовать в выборах, перекрывая доступ к власти тем силам, которые способны разрушить еврейскую страну.
Есть и еще один важный урок, который можно извлечь из нынешних событий.
Очевидно, что коронавирус — не первая и не последняя пандемия, несущая угрозу человеческой популяции. Теоретически можно предположить, что мир ожидает еще не одна волна распространения смертельно опасных вирусов или бактерий. Более того, логичным будет предположить, что новая пандемия — лишь вопрос времени.
В этой ситуации крайне важно, чтобы Израиль вовремя выработал “антитела” для противодействия гипотетической пандемии.
Иными словами, еврейское государство должно научиться с максимальной активностью и с минимальным ущербом жить в условиях активной борьбы с опасными инфекциями. Возможно, речь должна идти о создании эффективно функционирующей индустрии производства новых вакцин в кратчайшие сроки.
Население, безусловно, обязано выработать навыки самого неукоснительного выполнения режима санитарной гигиены и карантина. Ибо новая инфекция может оказаться гораздо более агрессивной, нежели та, с которой мы столкнулись сейчас. И пренебрежение нормами санитарной гигиены может стать губительным и для отдельных людей и для всей страны.
“Курс обучения”, безусловно, проходят и государственные службы Израиля, накапливая необходимый опыт и знания, которые пригодятся для борьбы не только с нынешней пандемией, но и с будущими эпидемиями.
Что это будет? Разработанный до деталей протокол “точечного” карантина, капсульная система скоростной изоляции и проверки населения по месту жительства, осуществляемая специально подготовленными мобильными бригадами? Или будут разработаны новые инструменты для противодействия эпидемии?
Сегодня нам это неизвестно.
В любом случае, как говорится, нет худа без добра. События, которые происходят в наши дни, могут послужить хорошим полигоном для создания стратегической системы обороны Израиля от смертельных инфекций.
evrey.com