Даже тысяча демонстраций не излечат Корону и не изобретут деньги из ничего, как думают дети * Гражданин – не ребенок, а наше родительское правительство сейчас – это пара в длительном конфликте с навязанным паре "миром" – напряженным и грязным
На этой неделе депутат Яалон подался в Кнессет и по дороге ему попалась демонстрация. Он тут же взял микрофон и начал выступать. Разумеется, он полагал, что столкнулся с демонстрацией социальных работников, и поэтому горячо выступил в их защиту. Пока он вещал, высекал искры и бил в стены, одна из демонстранток заметила ему, что он ошибся – это демонстрация в защиту прав глухих. Бывший нач.генштаба не моргнул и не запутался: "Я знаю", - и продолжил в защиту прав людей с особыми нуждами. Под конец добавил несколько теплых слов о социальных работниках – ведь пойди-разберись во всех претензиях всех демонстрантов на всех демонстрациях.
Я не ставлю своей задачей высмеять депутата Яалона. Я хотела начать со смешной истории, чтобы после этого нанести удар:
Мы в настоящей беде. Эта беда – эпидемия Короны, и демонстрации не помогут. Не придет спасение от того, что называется "государство", хоть оно иногда воспринимается как мать, которая придет и спасет нас от всех бед, потому что она мама, а мы – трехлетние. Это не произойдет. Даже тысяча демонстраций не вылечат Корону и не изобретут деньги из ничего, чтобы решить все экономические проблемы всех граждан Израиля. Это мечты ребенка. Гражданин – не ребенок, а государство – не мама. И даже если да, то и мамы есть ограничения и недостатки.
Наше родительское правительство сейчас – это пара, находящаяся в продолжительном конфликте. Его способность помочь каждому гражданину-ребенку очень ограничена. . Конфликт между партнерами по коалиции окрашивает политически каждый шаг, и правительство, созданное, чтобы предотвратить четвертые выборы, ведет себя так, как будто избирательная кампания не закончилась. Это не те условия, при которых родители оставляют споры и заботятся, чтобы отправить детей вовремя в кружки. А дети могут выйти на улицы и вопить, возможно, они даже правы, но вопли не помогут им. Им придется заботиться о себе. И нам придется заботиться о себе самим.
Правительство сделало немало ошибок, вот некоторые из них: поспешный выход из карантина на основании излишнего оптимизма, недостатки в эпидемиологических исследованиях, фокусирование усилий в минздраве. И характерная неэффективность, когда государство пытается все сделать само. Но следствие: в карантин идем мы.
И заболеем мы. Будем протестовать, критиковать – а потом кашлять. Разумеется, это будет справедливый кашель, но это не изменит тот факт, что причина кашля – в свадьбе, на которую мы пошли и где мы обнимались со всеми, или в многолюдной демонстрации, очень справедливой.
На исходе прошлой субботы больной вирусом Корона стоял на площади Рабина на демонстрации частных предпринимателей и начал очередную цепочку заражений. Это не вина правительства. Это не правительство организовало выпускной вечер в средней школе в Ган Явне, где пара родителей оделись как жених и невеста, чтобы можно было сказать полицейским, что это свадьба. Не правительство заразило Короной 28 участников того мероприятия. Правительство не натянет нам маску на нос.
Заболеем мы Короной или нет – многие из нас пострадали экономически. Тут можно напомнить разделение народа на 2 лагеря: частных предпринимателей и наемных рабочих в частном секторе по сравнению с общественным сектором. Зарплаты в последнем защищены угрозой забастовок, хоть они существенно выше средних по стране. Экономический кризис – в отличие от вируса – различает между секторами. Это не справедливо и тут правительство виновато, но правительство не закроет ваш минус в банке и не возьмет на себя ответственность за частный банковский счет частного сектора.
Это общемировое явление. Опрос, проведенный на этой неделе Фейсбуком, обнаружил, что четверть малых бизнесов в 50 странах закрылись, а среди оставшихся 60% страдают от уменьшения доходов в период Короны. Нет экономической программы, которая вернет к предыдущему состоянию, или в течение длительного времени даст деньги безработным и закрытым бизнесам. И это тоже детская надежда. Дети очень чувствительны к несправедливости, отсюда вопль в детском саду: "это несправедливо!" Верно, это в самом деле несправедливо. Но пособия – это не решение.
И поэтому помимо правительственной помощи надо искать временные работы, делать реформы в своем бизнесе, осваивать новую профессию – все то, что человек может сделать себе на благо, не нуждаясь в помощи государства.
И нужно помогать тем, кто находится в тяжелом положении, жертвовать кто сколько может, потому что государство не сможет помочь всем нуждающимся. Не только себя мы должны защищать, но и всех, чье положение сложнее нашего.
Во время войн израильтяне оставляют споры и объединяются из чувства общности судьбы, всеобщей мобилизации против общего врага. Этим измеряется общество – солидарностью в час кризиса.
Это чувство ослабляется в рутинной ситуации, а тем более – во время избирательной кампании, которая фактически продолжается сейчас. Люди еще не успокоились от пропаганды, от клеветы, от гнева и, разумеется, от разочарования, что все закончилось политической ничьей и правительством, в котором "папа ненавидит маму, а мама ненавидит его, но остаются вместе пока дети не вырастут". Но при всем понимании гнева и критики сейчас надо быть не детьми государства, а ответственными взрослыми. И немного любви не повредит. Или хотя бы меньше ненависти.
17.07.2020
Перевел Яков Халфин