Нафтали Беннет и Гидеон Саар держат сегодня 13 мандатов, расположенных в центре политической системы. Это политическая сила, позволяющая им требовать и получить от Нетаниягу любые должности, полномочия, реформы и политику, какие они захотят в правом правительстве, опирающемся на 65 мандатов. В их силе потребовать и продвигать реформы по ограничению чрезмерных полномочий судебной системы, по укреплению власти в Галилее и Негеве и по сокращению мощи крупных рабочих комитетов. Но на последней неделе все больше выясняется, что ничего из этого не занимает Беннета и Саара, которые выглядят движимые только стремлением сменить Нетаниягу, что связано с созданием правительства, подавляющее большинство сторонников которого в Кнессете прибудут из левых фракций и поэтому оно не сможет продвинуть ни одного правого достижения.
Если бы вы встретили Беннета и Саара 20 лет назад и рассказали бы им, что у них в руках будет политическая сила продвигать любую правую политику, какую только захотят, но они предпочтут отбросить это в сторону из-за личных осадков прошлого, то надо полагать, что они просто недоуменно пожали бы плечами. Но это именно то, что происходит у нас перед глазами – дополнительное напоминание о силе политики подчинить даже крупных идеологов.
Но больше, чем отказ Беннета и Саара от реализации правой политики в ближайшую каденцию, должен заботить ущерб на долгосрочную перспективу, который будет причинен правым и возможности правых гарантировать национальные интересы Израиля. Более четырех десятилетий правые находятся в упрямой, почти отчаянной, борьбе по предотвращению отступления из Иудеи и Самарии. По другую сторону группировка, ставящая своей целью создание палестинского государства. Эта группировка включает не только израильских левых, но и американские администрации Клинтона и Обамы, а также ООН, ЕС и арабский мир. Доктрина левых получила попутный ветер от силовых центров в Израиле: СМИ, судебной системы и т.д.
Несмотря на все это, правые под руководством Нетаниягу преуспели не только остановить давление к уступкам, но и предоставить альтернативную парадигму по израильскому укоренению на Ближнем Востоке: эта парадигма говорит, что мир будет достигнут только с позиции силы, а не из слабости. Речь идет об огромном успехе для национального лагеря этого маленького государства. Достаточно вспомнить о том, с какой скоростью давление Чемберлена и Даладье сломило Бенеша и правительство Чехословакии в Мюнхенском соглашении, чтобы понять насколько исключительна стойкость израильских правых перед международным давлением на протяжение десятилетий.
Но соразмерно успеху также величина опасности от высокомерного поведения, слишком уверенного в своей силе, - поведения, характеризующего правых в эти дни. Неизвестно с какой скоростью вернется международное давление по созданию палестинского государства, неизвестно для каких испытаний придется правым мобилизовать все свои силы, чтобы остановить опасное сочетание международного давления и жажды левых к отступлениям. Для левых отстранение Нетаниягу – это только первый этап в стратегии "разделяй и властвуй" по пути к реализации их долгосрочных планов по изменению облика государства Израиль. Не стремление к единству будут двигать стремящимися оправдать и поощрить поворачивание Беннета и Саара спиной к Ликуду и Нетаниягу, а расширение раскола среди правых и разрушение солидарности правых, столь необходимой перед вызовами будущего.
1.04.2021
Перевел Яков Халфин