Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Не только партия религиозных сионистов Бецалеля Смотрича должна послать большой букет цветов Биньямину Нетаниягу (об этом уже говорилось) за свои достижения на последних выборах. Есть еще несколько партий, задолжавших Нетаниягу букеты. Свои 8 мандатов партия Кахоль-лаван Бени Ганца не получила ниоткуда – Нетаниягу устроил их ей. Также тот факт, что партия Мерец прошла избирательный барьер – это плоды динамики, созданной Биньямином Нетаниягу на финишной прямой избирательной кампании.

Потому что когда своим массивным давлением в последние 10 дней перед выборами оттолкнул Нетаниягу партии Ямина и Тиква хадаша от 12-13 мандатов (у каждой партии по отдельности) к 13 мандатам у обоих партий вместе, - сам он не удостоился насладиться добычей. "Гидеон йишате" (у Гидеона будут выпиты мандаты), - с характерным для него высокомерием заявил Нетаниягу на той неделе, но на этот раз не было ни питья, ни соломинки. Наоборот – Ликуд потерял 6 мандатов. В лучшем случае, возможно, он получил один мандат из потерянных Сааром и Беннетом. Остальные утраченные ими мандаты распределились между Либерманом и различными левыми партиями.

Успешные нападки Нетаниягу на Беннета и Саара прояснили тем лево-центристам, которые еще намеревались голосовать за партии Беннета и Саара, что эти партии теряют высоту и не смогут создать альтернативу Нетаниягу. Раз так, - сказали себе эти лево-центристские избиратели, - нет причины не вернуться обратно влево. Эта динамика поразительным образом подняла партию Кахоль-лаван от планки избирательного барьера до 8 мандатов. И Либерман, видно, выиграл от этого. Надо полагать, что эта динамика позволила и партии Еш атид остаться с 17 мандатами, хоть часть ее сторонников в последний момент бросились спасать Аводу и Мерец от провала. Даже если эта стратегия Нетаниягу не принесла ему мандаты, она, видно, успешна с его точки зрения – ведь она вроде бы ликвидировала альтернативу, предлагавшуюся Беннетом и Сааром справа.

Но теперь выясняется, что эти шаги Нетаниягу были чересчур успешными. Если бы он задействовал чуть меньше давления и трюков против партии Ямина Нафтали Беннета и эта партия закончила бы выборы с 9 мандатами, а не с 7, то Нетаниягу был бы сегодня в совсем другом месте, как и вся политическая система. Если бы Беннет получил 9 мандатов, то Нетаниягу был бы объявлен победителем выборов. 9 мандатов Беннета позволили бы Нетаниягу достичь желаемых 61 мандата и создать коалицию большинства. В этом случае Беннет не мог бы позволить себе не присоединиться к Нетаниягу и быть тем, кто своими руками способствовал бы падению правого правительства и пятым досрочным выборам.

Но теперь, когда прояснилась картина, выясняется, что у Нетаниягу нет правительства. Даже с Беннетом. С одной стороны, Гидеон Саар упрямится не присоединяться к нему и, по крайней мере, на этом этапе не похоже, что Нетаниягу в состоянии вытащить оттуда дезертиров. С другой стороны, Бецалель Смотрич отказывается позволить создание коалиции, опирающейся на голоса партии РААМ Мансура Аббаса. Буквально как огромное судно, застрявшее в Суэцком канале в день выборов, так и многомандатный корабль Ликуда сел на мель и торчит в узком проливе, не имея возможности выбраться оттуда. По состоянию на сейчас ниоткуда не вырисовывается буксир, который сможет вытащить Нетаниягу из тупика.

Теперь Нетаниягу не может прийти с претензиями ни к кому. Он ест то, что сварил. 2 мандата, которые он отколупал от Беннета, разделяют сейчас между ним и возможностью сформировать правительство. По правде говоря, это не первый раз, что Нетаниягу стреляет себе в ногу. И на первых выборах в марте 2019г. выяснилось, что чрезмерный аппетит Нетаниягу сыграл против него. Хоть тогда он "выпил" мандаты у Беннета и они не отошли к левым, но тот факт, что в итоге Беннет не прошел избирательный барьер, не позволил Нетаниягу создать правительство.

И на этот раз мощь Нетаниягу была против него самого. 2 мандата, подаренных им левым за счет Беннета, сделали все дело. Они не только вернули левых к жизни, но и могут теперь привести Нетаниягу к окончанию его правления. Как уже сказано, если бы сейчас у Беннета были 9 мандатов, он не мог бы позволить себе быть тем, кто препятствует созданию правого правительства и приводит к еще одним выборам. Но теперь, когда это не Беннет препятствует Нетаниягу создать правительство, соображения гораздо более сложные.

("Макор ришон" 2.04.2021)

Перевел Моше Борухович