Мы провалились в действиях против арабского бунта, потому что мы сделали вид, что это гражданский протест
Спартанские женщины были известны своей жесткостью. Один спартанский воин пожаловался своей матери, что его меч слишком короток. Мать ответила ему: "Добавь к нему шаг вперед". Это хороший совет и для нас. Я пишу эту статью после недели арабских беспорядков и слабой реакции полиции. Не похоже, что проблема заключается в недостатке амуниции или количества полицейских, а в том, что идентифицировала спартанка: недостает шага вперед, недостает боевого духа.
Большинство полицейских – хорошие и преданные, и все же полиция провалилась в выполнении своей задачи по поддержанию порядка и обеспечению безопасности. Слишком часто она функционировала, как британская полиция времен мандата: приезжала через 2 часа после окончания погрома, устроенного арабами, и конфисковывала оружие у евреев. Откуда взялась та слабость? Мы обнаружили тут серьезную проблему руководства полиции, а к ней надо добавить общую склонность израильской полиции в последние годы заниматься пиаром вместо выполнения задач по навязыванию законности: полиция, поощряющая демонстрантов перекрывать дороги, которая научилась "воспринимать" вместо того, чтобы заставлять соблюдать закон, полиция, которая бросает на произвол полицейских, которые были вынуждены стрелять в преступника, - можно понять почему она затрудняется справиться с большим арабским националистическим бунтом.
Но помимо этого, мне кажется, что есть более базовая точка. У многих секторов израильского общества нет насущного лексикона для понимания этой ситуации. Тот, кто говорит о "демонстрациях и конфликтах", возникающих вследствие "дискриминации и запущения", просто живет в другой вселенной и понятно, что не справится с происходящим в нашей вселенной. Пытаться втиснуть арабское буйство в либеральный лексикон – это как пытаться засунуть дикобраза в спичечный коробок. Невозможно понять, что происходит вокруг нас, не используя совсем другие слова: погром, ненависть к евреям. И "оккупация" тут ни при чем. На фоне беспорядков не 1967г., а 1948г.: 1948-й год от Сотворения Мира – год, когда родился праотец Авраам. Конфликт уходит в корни нашей идентификации.
Мы привыкли думать в нейтральных терминах, как будто все мы граждане, стремящиеся к "общему благу" – действующие светофоры, хорошие поликлиники, исправная канализация. В этой вымышленной вселенной националистический погром – это всего-навсего протест против дискриминации. Национальные и религиозные идентификации не имеют значения в этой вымышленной вселенной, и поэтому репортажи в СМИ звучат так: "Молодой парень ранен в Лоде", - и зачастую упускают или вычеркивают важную для большинства читателей деталь: это один из арабских погромщиков или обороняющихся евреев.
У этой вымышленной вселенной нет никакой связи с действительностью. Погромщики не выходят на улицу из-за "дискриминации", а из-за ненависти к евреям. Исследования показывают, что террористы в среднем более зажиточны и образованы, чем их среда. Одна умная психолог (которая случайно является моей мамой) научила меня, что чтобы понять людей, стоит прислушиваться к словам, которые они говорят, а не вкладывать слова в их уста. Когда я слушаю арабских погромщиков, я слышу их вопящих: "Огнем и кровью освободим Палестину!", а не "дайте мне фонд повышения квалификации".
Европа учила нас думать, что стирание национальной и религиозной идентификации предотвратит войны. Факт: в Европе эти идентификации стерты и уже 70 лет нет войн. Но нет гарантии, что мир в Европе в самом деле является новым этапом человеческой истории. На протяжении всей истории крупные военные победы приводили к нескольким десяткам лет временного мира. Как 100 лет без эпидемии оказались лишь передышкой, так и, не дай Бог, может произойти и с войнами. Если вернутся европейские войны, то тот, кто утратил свою национальную идентификацию, окажется в большой беде. Тем более это верно в нашем регионе, где гораздо сложнее отторгнуть национальность и религию. Погромы против евреев во время военных действий – это националистический бунт, а тот, кто описывает его как гражданские демонстрации, не сможет подавить его.
Говорят, что большинство арабов не участвовали в беспорядках, и это верно, но и большинство немцев не участвовали в Хрустальной ночи. Десятки тысяч арабов вышли громить евреев, а большинство других арабов поддерживали их словами или молча. Лишь очень маленькое число праведников среди них высказались против этой убийственности. Их мы должны приблизить. В тактическом плане мы вернулись в дни погромов, на стратегическом – возникла серьезная опасность. Если так местные арабы ведут себя во время ограниченного военного конфликта с Газой, то чего можно ожидать от них во время крупной войны? Реальность требует жестких действий в области национальной безопасности. Иллюзия нейтрального израильского гражданства, не различающего нации и религии, парадоксальным образом привела к возвращению ситуации до возникновения государства (и соответственно гражданства): арабские банды нападают на евреев, а евреи в ответ вынуждены заново создавать самооборону (хагану). На обочине обочины есть и случаи нападения евреев на невиновных арабов, которые надо осудить.
С Божьей помощью, когда-нибудь арабы смирятся с Израилем как еврейским государством, но это не произойдет, если мы будем делать вид, что нет проблемы; что все мы граждане какой-то Швейцарии, вежливо ведущих спор о равном распределении часов с кукушкой.
21.05.2021
Перевел Моше Борухович