"Одна из вещей, характеризующих ешиву Еврейская идея, - это именно имеющийся в ней чрезмерный общегосударственный подход (мамлахтиют)" * "Мы поощряем учащихся ешивы идти в армию в боевые части" * Раввина Каханэ представляют в СМИ жестоким, но он был самым чутким человеком, которого я когда-либо встречал" * Вскоре при ешиве откроется школа лидерства * Эксклюзивное интервью с главой ешивы Еврейская идея раввином Йегудой Кройзером к 31-й годовщине убийства раввина Меира Каханэ (а-Шем иком дамо)
18 Хешвана (24.10.2021) исполняется 31 год со дня убийства раввина Меира Каханэ (да отомстит Всевышний за кровь праведника!) Но несмотря на годы, прошедшие с его убийства, учение раввина Каханэ продолжает пускать корни, оно живо, цветет и развивается.
Раввин Каханэ известен, в основном, своей общественной деятельностью в движении Ках, каденцией в Кнессете и внепарламентской деятельностью, демонстрациями и различными акциями. Он известен благодаря предостережениям в отношении арабской проблемы, благодаря его упрямой борьбе за репатриацию евреев Советского Союза и благодаря его войне за еврейскую идентификацию государства Израиль. Но, похоже, что причина, из-за которой его учение не увядает, заключается в одном из проектов, который раввин Каханэ видел как продолжение своей жизни, возможно, самый важный проект – создание ешивы.
В 1987г. всего за 3 года до убийства создал раввин Каханэ ешиву Еврейская идея, которая действовала в Иерусалиме и учащиеся которой воспитывались в свете его учения. Сейчас – 35 год после создания ешивы – мы проводим интервью с тем, кто был назначен раввином Каханэ руководить ешивой и кто делает это до сегодняшнего дня. Это раввин Йегуда Кройзер, который также является раввином поселения Мицпе Йерихо.
В личной беседе объясняет раввин Кройзер, почему раввин Каханэ решил создать ешиву, что выделяет ее среди других ешив и что характеризует учащихся, избравших свое место именно в бейт-мидраше Еврейской идеи. А также поясняет почему ярлык фанатичности, приклеенный к раввину Каханэ, является лишь предубеждением.
- Раввин Каханэ создал ешиву 35 лет назад. Какова была его цель в создании ешивы и почему он видел в ее создании одно из продолжений его жизни?
- Раввин Каханэ понимал, что чтобы растить активистов, которые войдут в руководство государства Израиль, они должны быть знатоками Торы. Невозможно отделить деятельность в Эрец Исраэль от корней изучения Торы. В любой нашей деятельности у того, кто не связан с Торой, нет возможности выстоять перед стоящими перед нами вызовами. Только у того, кто связан с Торой, есть знание и понимание того, что нужно делать и какая деятельность моральна. Поэтому раввин Каханэ хотел прежде всего, чтобы были люди, полные Торы, и часть из них продолжат в углублении учебы и найдут свое предназначение как религиозные лидеры, а часть займутся общественной деятельностью – при этом корни их всех глубоко в Торе.
- Чем отличается ешива Еврейская идея от других ешив?
- Больше всего выделяет эту ешиву то, что она занимается вопросами Земли Израиля. В других местах несколько опасаются заниматься этим или меньше изучают это, вроде вопросов отношения к нееврейским жителям Земли Израиля, процесс Геулы (освобождения), Храм, мораль на войне и галахические вопросы на войне. Этими вопросами не всегда занимаются в других местах из различных опасений, а у нас в ешиве эти темы обсуждаются и изучаются как любая часть Шулхан аруха.
- Каков характер обучения в ешиве? На что делается ударение?
- Структура обучения похожа на другие ешивы: изучаем Гемару, выпускники или те, кто уже учатся несколько лет, готовятся к экзаменам на раввина, проходящим при Главном раввинате. Но то, что особенно характеризует нашу ешиву с момента ее создания, это углубленное изучения ТАНАХа. Это ввел раввин Каханэ из видения, что ТАНАХ не книга по истории, а учебник, предоставляющий нам знания и широкий взгляд на Божественную мораль и на наш образ жизни в свете этой морали. Чтобы мы могли изучать, каково будет упорядоченное царство династии Давида, о котором мы молимся, мы должны учиться на ошибках прошлого и знать, что мы должны сделать, чтобы привести к исправленному царству. Ответ на все эти вопросы находятся в ТАНАХе.
- Что особенного в учащихся, приходящих учиться в ешиве Еврейская идея? Относятся ли они к одному определенному сектору?
- Учащихся нашей ешивы выделяет то, что они полностью лишены секториальности. Они приходят из различных слоев: из религиозного сионизма, из харедим – как литваков, так и хасидов, из пришедших к религии и т.д. В итоге общий знаменатель их всех – высокая душа и смелость действовать ради Геулы еврейского народа и царства Всевышнего на Земле Израиля.
- Кто выпускники ешивы, о которых можно сказать, что корни их нынешней деятельности находятся в годах учебы в ешиве?
- Есть много хороших выпускников, служащих надежными посланниками ешивы во многих отраслях, но мы не можем упоминать их имена без их согласия. Но перечислим троих известных выпускников, днем и ночью работающих на благо народа Израиля: депутат Кнессета Итамар Бен Гвир, являющийся выпускником ешивы, чью благотворную деятельность мы видим сегодня в Кнессете, д-р Михаэль Бен Ари, педагог, ученый и лектор по истории и археологии, в прошлом депутат Кнессета, продолжающий общественную деятельность, и Бенци Гофштейн, возглавляющий организацию Леава, спасающую еврейских девушек от ассимиляции.
- В обществе есть стигма, что ешива Еврейская идея и вообще ученики раввина Каханэ – против истеблишмента и против государства.
- Одна из центральных вещей, характеризующих нашу ешиву, это именно чрезмерный общегосударственный подход (мамлахтиют), самое существенное выражение этого – молитвы Дня Независимости. Раввин Каханэ (да отомстит Всевышний за кровь праведника!) постановил, что в ешиве говорят Галлель в канун Дня Независимости и в День Независимости с благословением – что не принято во многих ешивах. Вызывает волнение прийти вечером Дня Независимости в ешиву, нет свободных мест, молитва продолжается несколько часов с музыкальным сопровождением и с молитвой Галлель. Можно увидеть в ешиве людей из различных секторов общества, которые в других местах не празднуют День Независимости, а у нас они говорят Галлель с благословением.
Раввин Кройзер добавляет, что "после событий, вызвавших трещину в отношении религиозных сионистов к государству, например, после депортации Гуш-Катифа, были места, где на несколько лет прекратили говорить Галлель в День Независимости, но у нас в этом отношении ничего не изменилось и мы продолжали говорить Галлель. Раввин Каханэ всегда говорил, что нет связи между руководством или ошибками руководства и Галлелем. То есть мы благодарим Всевышнего, Благословен Он, за то, что Он сделал, несмотря на то, что руководители не всегда делают то, что надо.
- Поощряет ли ешива своих учащихся идти в армию?
- Разумеется. Мы поощряем наших учащихся идти в армию и многие из наших учащихся преуспели в армии и получили благодарности за их службу. Когда их командиры слышали, где они учились, то были очень удивлены, но нас это вообще не удивляет. Наши учащиеся идут в армию из подхода милхемет мицва (заповеданная война), и поскольку они стараются отлично исполнять заповеди, то отличаются и в своей военной службе.
- Как учащиеся ешивы справились с большой утратой – вакуумом, созданным после убийства раввина Каханэ?
- Обычно, когда кто-то – и особенно лидер – умирает, то если все зависит от него, от одного человека, то во многих случаях возглавлявшаяся им деятельность прекращается и нет ее продолжения. Но ученики и продолжатели пути раввина Каханэ присоединились к нему из-за пути, по которому он вел. Он оставил после себя духовную традицию в книгах. Его учение осталось. Разумеется, был большой разлом, но поскольку учение осталось, то люди остались преданными учению. Когда есть учение, то есть и продолжение, и так мы преодолели разлом и ешива не распалась.
В ближайшем будущем: школа лидерства при ешиве Еврейская идея
Кроме ешивы, служащей духовным якорем продолжения учения раввина Каханэ, в последние годы в ешиве формируется понимание, что для формирования личностей лидеров следующего поколения самым лучшим образом надо добавить еще нечто к изучению святых вещей и подготовить учеников к практической деятельности. Поэтому недавно было решено создать школу лидерства, в которой учащиеся ешивы получат инструменты, чтобы справляться с трудностями на своем будущем пути как будущие лидеры от Еврейской идеи.
- Мы никогда не сидим на дрожжах, - говорит раввин Кройзер, - всегда размышляем, как можно продвинуть ешиву еще на несколько шагов вперед. Поэтому мы решили создать школу лидерства, которая будет открыта для людей, солидаризирующихся с нашим путем, даже если они не числятся среди учеников нашей ешивы. В этой школе углубленно будет изучаться, что такое лидерство, с обучением нужным инструментам: изучение профессионального письма, выступление перед публикой, язык тела и т.д. Образец лидера будет представлен в свете руководителей нации с древности и до наших дней.
"Раввин Каханэ – самый чуткий человек из всех, что я встречал"
Тот, кто лично не знаком с раввином Кройзером и встретит его случайно, затруднится вначале поверить, что это тот человек, которого раввин Каханэ избрал руководить созданной им ешивой, и вообще затруднится поверить, что он как-то связан с раввином Каханэ. Раввин Кройзер всегда излучает особый свет доброты и скромности. Но из того, как раввин Кройзер описывает раввина Каханэ, можно понять почему именно он был избран воспитывать и обучать учеников ешивы Еврейская идея.
- Более личный вопрос: когда и почему избрал раввин Каханэ именно Вас стоять во главе ешивы?
- После нескольких секунд молчания отвечает раввин Кройзер тихо и коротко: "Один из активистов в то время – Моше Нейман – который до сих пор входит в правление ешивы, был знаком со мной и полагал, что я подхожу по мировоззрению получить эту должность, потому что тогда искали кандидата на должность главы ешивы. В то время раввин Каханэ был депутатом Кнессета и он пригласил меня на встречу в свою канцелярию. После беседы он решил, что я должен получить эту должность.
- Многие считают называют раввина Каханэ человеком, склонным к насилию. И Вашего личного знакомства с ним: каким он был на деле и какое центральное качество было частью его характера?
- У раввина Каханэ была исключительная скромность. СМИ представляли его склонным к насилию. На нескольких демонстрациях, когда надо было озвучить уверенный, а не пресмыкающийся и умоляющий голос, раввин Каханэ делает это, но в личной жизни и в ешиве раввин Каханэ был воплощением мидраша о царе Давиде, который, занимаясь Торой, умалял себя до червя, а выходя на войну был жестким.
Это было просто невероятно, - вспоминает раввин Кройзер, - сидя на заседании с ним, надо было предпринимать усилие, чтобы услышать, что он говорит. Когда я разговаривал с ним, он опускал глаза из уважения. Он был очень скромным человеком. Я не знаю много людей, у которых была бы такая степень скромности. И жаль, что именно эта сторона его личности менее известна общественности, потому что СМИ всегда представляли его распаляющимся. Раввин Каханэ был полной противоположностью тому отрицательному имиджу, который приклеили ему.
- Последний вопрос: мы находимся сегодня уже более 30 лет спустя убийства раввина Каханэ, и несмотря на это его наследие процветает. И напротив мы видим, что многие лидеры прошлого, включая премьер-министров, забываются с годами и не видно, чтобы они оставили след. Как Вы объясняете это?
- Именно в этом заключается отличие. Человек может быть руководителем, но если он не связан с истиной, то в тот момент, когда он умирает, его наследие, которое якобы было у него, забывается. Принимается закон, согласно которому ежегодно проводится церемония памяти, но нет там молодежи и новых людей, а приходят туда обычно его приближенные в прошлом и те, кто чувствуют личную обязанность ему без связи с идеологией.
На церемонию памяти раввина Каханэ никто не обязан приходить, но с каждым годом число присутствующих на азкаре увеличивается и уже надо искать большее помещение, которое вместит всех приходящих. Но самое удивительное, что большинство присутствующих на азкаре – молодежь, родившиеся после убийства раввина Каханэ. Речь идет об очень молодых людях, многие из которых присоединяются к наследию раввина Каханэ, и это только доказывает, что его учение истинно.
В конечном итоге невозможно подрубить то, что правдиво. Можно попытаться отменить его, вывести за рамки закона, но это ничего не изменит. Нецах Исраэль ло ешакер (Вечный Израиля (Бог) не обманет).
БеШЕВА, 21.10.2021
Перевел Яков Халфин