Закон, порядок и бюрократия – святые понятия в Германии, как в ее лучшие дни, так и в самые худшие. Так как же может быть, что десятки миллионов из казны немецкого министерства финансов текут в Израиль в нарушение израильского законодательства? Исследование газеты "Исраэль а-йом", основывающееся на данных собранных движением Им тирцу, вскрывает пути, которыми действуют в Израиле немецкие политические фонды и как они влезают в тарелку израильского гражданина и устраивают ему промывку мозгов.
В последнее десятилетие финансировали различные зарубежные гос.учреждения и политические фонды десятки организаций в Израиле, идентифицирующиеся с левыми и ультралевыми антисионистами, - в объеме, превышающем 890 млн шек. Германия, особенно отличающаяся в этом, перевела, по крайней мере, 150 млн шек этим организациям – более, чем какая-либо иная страна. Деньги переводятся по различным каналам, один из них партийные политические фонды, связанные с партиями, представленными в Бундестаге.
Правительственный бюджет, предоставляемый партийному фонду, зависит от представительства этой партии в парламенте. Эти фонды, с одной стороны, вроде бы самостоятельные, так что немецкое правительство не может решить за них куда пойдут деньги, но требуется идеологическое соответствие между фондами и партиями, с которыми они связаны. 6 из этих политических фондов действуют в Израиле, из них 2 определяют себя как иностранные компании, а 4 – как компании в пользу общества. Эти 4 вроде бы они должны инспектироваться регистратором амутот (товариществ) в министерстве юстиции.
Но все четыре не действуют с надлежащей прозрачностью, требуемой израильским законом. Например, одна из этих компаний не подавала финансовых отчетов с 2014 года. Регистратор амутот вновь и вновь посылает им предупредительные письма и даже лишил 3 из них статуса ниhуль такин (то есть что их деятельность законна и упорядочена, и вследствие этого они могут получить освобождение от налогообложения в Израиле), но помимо этого ничего не сделано. Государство Израиль позволяет им вмешиваться в жизнь своих граждан.
В 2014г. 2 из этих фондов обратились к регистратору амутот и попросили поменять их статус в Израиле с иностранных компаний на компании в пользу общества. Речь идет о Фонде имени Конрада Аденауэра, связанном с Христианско-демократической партией (партией Ангелы Меркель), и Фондом имени Ганса Зейделя, связанном с Христианско-социальным союзом.
Тогдашний регистратор амутот Ави Беккер потребовал от них доказать, что они соответствуют условиям – например, назначение совета директоров и ревизионной комиссии. Фонды утверждали, что в этом нет необходимости вследствие их исключительной организационной структуры. В письме от 8.05.2012 регистратору амутот из оффиса адв. Михаэля Папа, представлявшего эти фонды, говорилось:
"Согласно немецкому закону, особенно если речь идет о политических фондах, все действия фонда должны утверждаться руководящим комитетом, который также инспектирует деятельность филиалов фонда вне Германии, включая педантичную проверку, что все задачи выполняются и нет исключений, а также финансовую проверку, утверждение постановлений и т.д. Поскольку речь идет о политических фондах, есть обязанность переводить отчеты руководящего комитета фонда в особый суд, который инспектирует правильность деятельности политических фондов, включая деятельность их зарубежных филиалов. Поэтому в том случае, если тот или иной фонд не действует согласно требованиям… у суда есть полномочия прекратить его деятельность… Поэтому хоть и нет совета директоров, но члены руководящего комитета являются уважаемыми гражданами Германии и среди них есть руководители партий, включая канцлершу, инспектируют зарубежные филиалы… Поэтому нет необходимости в назначении совета директоров – ведь эту работу выполняют избранники общества и суд согласно закону".
Почет за участие в рейсе Мармары
Согласно законe? Разумеется, он подразумевает согласно немецкому закону, а что с израильским законом? Регистратор амутот не впечатлился и потребовал, чтобы все филиалы фондов в Израиле назначили совет директоров и ревизионную комиссию, согласно требованию израильского закона. В минюст пришло дополнительное письмо (3.06.12) на этот раз под заголовком "Очень срочно и спешно", в котором адв Папа требовал личной встречи с регистратором амутот, чтобы прояснить тому особый исключительный статус фондов, а также намекнуть на политические последствия, которые могут возникнуть, если регистратор амутот продолжит быть "упрямцем". "Это требование с долгосрочными политическими последствиями, как в Израиле, так и в Германии, и, разумеется, в отношениях между странами… Прошу назначить срочную встречу с Вами, которая может привести к компромиссу, а также предотвратит последствия в отношениях между странами, которые могут возникнуть".
В конечном итоге фонды согласились назначить директоров и сегодня в Израиле действуют 4 фонда в статусе компаний в пользу общества. Фонд имени Генриха Белля, относящийся к партии зеленых, не позаботился подать требуемые финансовые отчеты с 2014г и поэтому до сегодняшнего дня не имеет статуса ниhуль такин.
И у Фонда имени Розы Люксембург, связанный с партией да Линке (левая партия, бывшая компартия) нет статуса ниhуль такин. В переписке фонда с регистратором амутот фигурируют утверждения о проблемах в ведении фонда – например, то, что члены совета директоров и ревизионной комиссии получали зарплату от фонда в противоречии с законом о товариществах. Ди Линке занимает крайне левый фланг в немецком парламенте. О ее позиции в отношении Израиля говорит тот факт, что 2 депутатки от этой партии участвовали в рейсе Мармары и удостоились за этого почета в партии.
У Фонда Ганса Зейделя, относящегося к партии Христианско-социальный союз, также нет статуса ниhуль такин, так как в дополнение к проблемам в ведении фонда он еще и перевел 900 тыс шек палестинской автономии. В письме от 6.01.19, которое послала адв. Гила Бенита фонду, говорится, что из просмотра финансовых отчетов следует, что Фонд Зейделя задействует проекты в ПА. От фонда потребовали объяснить регистратору амутот, "как эта деятельность согласуется с заявленными целями фонда" Фонд вообще не отреагировал на это. Закон об амутот гласит: " Окружной суд вправе дать указание о роспуске амуты, если ее деятельность ведется в противоречии с законом, ее уставом и заявленными целями".
У Фонда Конрада Аденауэра, относящегося к Христианско-демократической партии, есть статус ниhуль такин, но и он, как и другие, не заполняет отчеты, которые должны заполнять организации, чьи бюджетные источники находятся за границей. У фонда, относящегося к партии Меркель, есть филиал в ПА. Там менее перебирают слова в описании деятельности. Одной из видных активисток в Рамалльском филиале является Элена Джабарин – немка-арабка с израильским гражданством, выражающая поддержку террористам-самоубийцам и подстрекающая против Израиля.
Хоть регистратор амутот выразил порицание фондам за неправильное ведение дел, но министерство юстиции не задействовало санкции против них, и они продолжают действовать, как ни в чем не бывало.
Еще 2 немецких политических фонда действуют в Израиле как иностранные компании, поэтому их деятельность еще менее прозрачна. Речь идет о Фонде имени Фридриха Наумана, связанного со Свободно-демократической партией, Фонде имени Фридриха Эберта, связанного с Социал-демократической партией Олафа Шульца – нынешнего канцлера (промолчавшего недавно в ответ на заявление Абу Мазена, что "Израиль устроил 50 катастроф палестинцам". Эти фонды, действующие как иностранные компании, вообще не указывают в квартальных отчетах, что получают деньги из-за границы, - грубое нарушение закона.
Числа не сходятся
Я обратилась в немецкое посольство в Израиле, чтобы понять почему немецкие фонды вообще действуют в Израиле, а уже тем более не придерживаясь требуемой прозрачности. "Во всем, что касается политических фондов, мы переправляем Вас в их офисы, поскольку они действуют независимо от правительства. Сердечные пожелания, Франциска Кох", - был ответ. Спасибо за пожелания, фрау Кох, но этот ответ не соответствует обещаниям представителей фондов регистратору амутот, что речь идет об организациях, контролируемых депутатами парламента и особым судом в Германии.
Я обратилась ко всем фондам, действующим как компании в пользу общества. Во всех руководитель – немец, а остальные работники – израильтяне. Во всех фондах изображали удивление, что у них нет статуса ниhль такин и что они не подают отчеты. Мы также попросили подробности их бюджета и список израильских организаций, которые они поддерживают денежно. До сих пор не получили ответ.
Поскольку часть фондов не подают отчеты, как требуется, то нет точной информации о суммах, которые они переводят израильским организациям. Но есть, по крайней мере, один способ получить некоторое понятие об этом – посредством отчетов израильских организаций регистратору амутот. Алон Шверцер из организации Им тирцу нашел 54 политические организации, действующие в Израиле (часть из них ультра-ультралевые), которые отчитались, что получили в последнее десятилетие, по крайней мере, 30 млн шек от немецких фондов. Но это не настоящая сумма, поскольку многие израильские организации не отчитываются о немецких пожертвованиях как об иностранном финансировании.
Например, лишь израильский филиал Фонда Розы Люксембург отчитался в своих финансовых отчетах, что перевел в 2012020 годах 96 израильским организациям 22 млн шек. В те же годы Фонд Ганса Зейделя перевел израильским организациям 14 млн шек. В сумме это превосходит суммы, о которых отчитались израильские организации регистратору амутот. Остается лишь сделать вывод, что суммы, переведенные 6 фондами, гораздо больше.
"Обходные" отчеты
Какие организации и политики получают деньги от немцев? Во-первых, длинный ряд депутатов в прошлом и настоящем, которым эти фонды оплачивали полеты. Речь идет как о депутате от Ликуда Амире Охане, так и депутатам из центра и слева, вроде Йоэля Хасона, Мейрав Бен Ари, Шарен Аскель, Нахман Шай, но подавляющее количество полетов, оплачиваемых этими фондами, были депутатов от арабских партий – Ахмед Тиби, Айман Уде, Джамаль Захалька и проч., или очень левых вроде Тамар Зандберг, Моси Раз, Ницан Горовиц и проч.
Кстати, Горочиц в должности министра здравоохранения в октябре 2021г. присутствовал на торжествах по случаю открытия нового филиала Фонда Фридриха Эберта – одного из 6 немецких фондов. Вместе с ним была Мейрав Михаэли, а между этими двумя министрами стоял Мартин Шульц – бывший председатель парламента ЕС, кандидат от социал-демократической партии, а во время того события – глава Фонда Эберта.
Среди организаций, получающих финансирование от немецких фондов, упомянем лишь часть из длинного списка: Ир амим (организация, получившая до сих пор самые большие суммы – более миллиона шек, противящаяся еврейскому заселению в Вост.Иерусалиме и противодействующая этому), Ассоциация за права человека (поддерживающая семьи террористов), Институт Ван Лира в Иерусалиме (в дополнительном исследовании был определен как ультралевая и антисионистская организация), Шатиль (длинная рука Фонда нового Израилья, получил от Фонда Зейделя сотни тысяч шекелей на "деятельность на выборах" – какое отношение может иметь зарубежный фонд к выборам в Израиле?), Шалом ахшав получает деньги от Фонда Фридриха Эберта (и символ этого фонда даже фигурирует на объявлении Шалом ахшав, призывающем прибыть на ул.Бальфура на демонстрацию против Нетаниягу), Зохрот – от накбы до возвращения беженцев (антисионистская организация, которая по ее собственному определению действует для политических изменений и изменения сознания среди израильских евреев, чтобы создать условия для возвращения "палестинских беженцев").
Помимо широкой деятельности в области арабо-израильского конфликта, эти фонды финансируют организации и кемпейны, являющиеся абсолютно внутриизраильским делом, например, форум Дукиюм в Негеве (организовывал демонстрации бедуинов в Негеве, часть которых переросли в насильственные действия), Ассоциация выходцев из Эфиопии (возглавляла насильственные протесты вследствие смерти Така) и кемпейн Центра Молад против преподавания религиозных предметов в школе.
Молад – центр демократического обновления – как и многие другие левацкие организации не отчитывается о деньгах, получаемых от немецких политических фондов, как о деньгах получаемых из-за границы. В 2020г. Молад отчитался, что получил от Фонда Белля (не имеющего статуса ниhуль такин) 100 тыс шек, но не сообщил об этом как об иностранном финансировании. То есть превращение филиалов этих фондов в компании в пользу общества позволяет израильским организациям не сообщать об источнике денег и так скрывать от общественности тот факт, что часть их бюджета поступает из-за границы.
В том же году в июне 2017г. опубликовал Центр Молад отчет под названием "Как праворелигиозные овладели идеологическим воспитанием в светских школах". На последней странице указано, что отчет был напечатан при поддержке израильского филиала Фонда Розы Люксембург (посредством немецкого федерального министерства по экономическому сотрудничеству).
В отчетах Центра Молад регистратору амутот нет упоминания, что в 2017г. было получено пожертвование от Фонда Розы Люксембург или от немецкого министерства по экономическому сотрудничеству. Напротив в отчете Фонда Розы Люксембург (у которого также нет статуса ниhуль такин) написано о переводе 52635 шек в том году. И это лишь один пример.
В отчете организации Им тирцу, проверившей 20 ультралевых организаций, оказывается, что 13 из них сообщили, по крайнем мере, об одном финансировании от немецких фондов, зарегистрированных как компания в пользу общества, как о пожертвовании от концерна, а не пожертвовании от иностранного источника. 7 из них сообщили о пожертвовании от Фонда Фридриха Эберта (который зарегистрирован как иностранная компания) как о пожертвовании от концерна, а не о пожертвовании от иностранного источника.
Согласно отчету, у 9 ультралевых организаций было несоответствие между их отчетами и отчетами немецких фондов. С какой стороны не посмотрели бы на эту индустрию денег, возникает множество вопросов в отношении ненадлежащего ведения дел – как со стороны немецких фондов, так и со стороны получающих ультралевых израильских организаций.
"Перевоспитание"
Но проблемы у них не только финансово-административные, но и связанные с сущностной стороной их деятельности. Так, например, в документе, распространенном центром Молад, утверждается у религиозно-сионистских организаций есть монополия на уроки по еврейской идентификации в светских школах и они якобы промывают мозги детям, зарабатывая при этом немалые деньги. Отчет был пространно процитирован на 10 телеканале и мгновенно в израильский лексикон вошло слово "hадата" (навязывание религиозности), заняв центральное место в общественном диалоге, даже был подан законопроект левыми депутатами, чтобы предотвратить проникновение религиозных в светские школы и отравление мозгов светских школьников.
Утверждения организации Молад были опровергнуты журналистом Кальманом Либскиндом, который показал и доказал, что светские школы могут выбирать и представителей реформистов, но предпочитают именно религиозных сионистов. Тогдашний министр образования Нафтали Беннет доказал, что нет связи между денежными суммами, о которых говорил центр Молад, и действительностью. Но термин "hадата" уже закрепился в израильском сознании. "Политический фонд, связанный с немецкой партией, стоит за поощрением юдофобии в государстве Израиль", - пишет глава организации Им тирцу Матан Пелег в своей книге, одна из глав которой описывает исследование Алона Шверцера.
"Не случайно Германия занимает ведущую роль в финансировании ультралевых израильских организаций – 155 млн шек в последнее десятилетие, больше, чем ЕС", - говорит Пелег. - "У немцев есть многолетняя обсессия в отношении евреев. Когда проверяешь суммы, переводимые Германией антисионистским пропагандистским организациям, клевещущим на государство Израиль и израильских солдат, или действующим для раскола израильского общества изнутри, то понимаешь, что в конечном итоге все, что они хотят сделать, - это очистить свою совесть после Катастрофы финансированием организаций, придумывающих сказки, что евреи – источник мирового зла, а они – немцы - "спасают" слабых.
Государство Израиль не должно стоять беспомощно перед этим явлением, тем более если оно одновременно является политическим подрывом, угрожающим характеру государства и упорядоченному правлению. Мы призываем министерство иностранных дел потребовать от Германии немедленное прекращение перевода денег и ожидаем немедленной подачи жалобы правительству Германии, чтобы оно отдало под суд ответственных за нарушение закона. Также израильская полиция должна расследовать, а прокуратура отдать под суд виноватых в стране".
Пелег указывает, что в мире среди дружественных государств принято, что государство не вмешивается во внутренние дела другого, а лишь делает замечания по дипломатическим каналам. По его утверждению, "нет аналога таким искаженным отношениям, как в случае государства Израиль и Европы вообще и Германии, в частности. Если израильско-палестинский конфликт можно рассматривать не только как внутриизраильский, но и как международную проблему, то вмешательство немцев в явно внутриизраильские дела особенно возмущает. Почему немецкое правительство должно заниматься перевоспитанием израильских граждан и пытаться влиять на мировоззрение израильтян в вопросах религии и государства, отношений между евреями и арабами в Негеве и отношений эфиопской общины с полицией?"
Но израильский МИД полагает иначе: "Эти фонды действуют в Израиле долгие годы и много способствовали отношениям между государствами", - говорится в реакции МИДа на наш запрос об исследовании. Вопросы, связанные с ведением дел фондами, - не в нашей ответственности".
Остается только посмотреть, как премьер-министр и министр ин.дел Яир Лапид, который должен в ближайшее время отправится с визитом в Германию, будет действовать в отношении этой саги и потребует ли от немецкого правительства прекратить вмешиваться в дела единственного демократического государства на Ближнем Востоке. Очень сомнительно, что это произойдет.
Из управления регистратора компаний сообщили: "Факты будут переданы на рассмотрение релевантного отдела с целью проверить были ли нарушения закона. После этого будет решено, что делать и задействовать ли санкции. В июне 2022г. было послано письмо всем амутот и компаниям в пользу общества в отношении обязанности подачи годовых отчетов, которое включало упоминание об обязанности открытости и отчетности о пожертвованиях из-за границы".
Из иерусалимского филиала Фонда Ганса Зейделя отреагировали, что офис зарегистрирован и действует согласно требованиям закона.
Из Фонда Конрада Аденауэра отреагировали, что "офис зарегистрирован согласно израильскому закону и полностью подчиняется закону".
От остальных фондов, организации Молад и минюста не поступила реакция.
26.08.2022
Перевод: Лея Халфин