Возможно, вы не слышали об этом протесте, возможно, не слышали достаточно, но он касается наших с вами денег, нашего с вами большого экрана и доброго имени государства Израиль в мире.
Десятки известных киношников призывают своих коллег не подавать просьбу на финансирование фильмов от Фонда Рабиновича – одного из самых существенных фондов в Израиле в области кино. Из-за чего они гневаются? Из-за того, что в процессе подачи просьбы этому фонду проситель теперь должен подписать, что он не будет нарушать законы государства: фильм не будет отрицать существование государства Израиль как еврейского и демократического государства, не будет подстрекать к расизму или террору, не будет представлять день создания государства как траурный день и т.д.
Эти напрашивающиеся условия Фонд Рабиновича выставил создателям фильмов еще 5 лет назад – во время каденции на посту министра культуры Мири Регев. Но сейчас киношники – часть из которых получили в последнее время дотации от этого фонда – заявили, что не готовы подписывать "обязательство не нарушать законы государства". Да, вы прочитали верно. Они просят финансирование, но не обязуясь действовать в рамках израильских законов. Вы знаете людей, которые хотят выиграть конкурс по строительству торгового центра, но отказываются обязаться, что не будут нарушать закон? Видно, только деятелям кино это можно.
Протестующие объясняют, что они "верят в права гражданина и в свободу выражения для всех секторов общества и для различных мнений в обществе". Эти принципы важны и достойны отношения, но разве фонд или государство не позволяют это?
Условие говорит, что продюсер, который хочет получить дотацию из денег налогоплательщиков для определенного кинопроекта, не может использовать эти деньги, чтобы нанести ущерб государству. Он не может дать трибуну террористам, желающим убивать израильских граждан. Так просто. Тот, кто хочет снимать фильм, но не соответствует правилам финансирования, может обратиться к частным или иностранным фондам. Верно, это трудно, стоимость создания кино высока, но самое базовое право граждан – чтобы их деньги не использовались для пропаганды против них, тем более, когда ведутся тяжелые бои за имидж Израиля в мире.
Но на этом не заканчивается обсуждение. Потому что этот кемпейн протеста претендует на то, чтобы заниматься свободой культуры и творчества, но не в этом настоящий смысл этого кемпейна. На деле речь идет о политическом выкручивании рук.
"Мы в новой реальности – есть новая власть, которая решительно настроена и способна на этот раз продвинуть нанесение серьезного ущерба во многих важных сферах прав человека, справедливого суда, свободы слова и творчества в Израиле", - пишут эти киношники. В Израиле есть новое правительство, которое может потребовать и от других фондов не нарушать закон. Любимые партии этих киношников (типа Мерец) не удостоились успеха на избирательных участках, общество предпочло другую коалицию, так теперь они пытаются навязать свое мнение другим способом. Вам это слышится знакомым?
И это не все. Многие подписанты этой петиции, говорящие о свободе творчества и плюрализме, были среди подписантов о бойкоте Фонда кино Иудеи и Самарии 5 месяцев назад. Тогда они писали: "Нет никакого смысла в разговорах о мультикультурности… Фонд Самарии – часть механизма апартеида". Или другими словами – надо бойкотировать фонд, цель которого предоставить место в израильской культуре и создателям из поселений Иудеи и Самарии, возможность показать особое бытие этого региона страны, потому что этот фонд и эти создатели не придерживаются левых убеждений. Что случилось со свободой выражения, плюрализмом, творчеством? Видно, у них есть границы – но киношники чертят их.
Так это возможность сказать новым молодым создателям: подавайте просьбы в этот фонд. Наконец-то ожиревшие освободили немного места и, возможно, вы получите финансовую поддержку. Народ Израиля будет рад фильмам, которые вы снимете, - качественным фильмам, от которых люди получат наслаждение без добавки клеветы.
1.02.2023
Перевод: Лея Халфин