Абсолютная свобода побеждает себя. Обязательно надо добавить к ней дополнительные идеалы
Президент США Дуайт Айзенхауэр заявил в своей речи о состоянии нации в 1957г.: "Свобода – это шанс для самодисциплины". Айзенхауэр сам хорошо знал, что такое такая самодисциплина. К концу Второй мировой войны он выкуривал 4 пачки сигарет в день – и бросил курить за один раз. Когда спросили его, как он сделал это, он ответил: "Просто дал приказ себе". Кстати, когда он был маленьким, его мать повторяла ему фразу: "Долготерпеливый лучше богатыря, и владеющий собою (лучше) завоевателя города" (Притчи, 16).
Песах – это праздник свободы, и это возможность сказать что-то о еврейской свободе. Сол Рот сказал, что в еврейской религии свобода – это не право делать то, что я хочу, а возможность делать то, что я должен делать. Песах представляет реальную свободу от египетского порабощения, но и в той же степени выбор предаться служению Богу. Поэтому Галлель, который мы говорим в Пасхальный вечер, начинается словами: "Прославляйте Всевышнего, прославляйте, рабы Всевышнего" (Псалмы, 113) – и это наша песнь Свободы.
Еврейская религия видит в свободе духовную ценность, которая всегда идет рука об руку с другими идеалами. Свобода – это всегда "свобода и…" Свобода сама по себе – это как рукоплескание одной рукой. Для личностного роста недостаточно свободы, нужны свобода и образ Всевышнего. Для процветания общества недостаточно свободы, общество нуждается в свободе и братстве. Для достижения настоящей национальной независимости недостаточно свободы, для этого нужны свобода и предназначение.
Во время Пасхального седера мы пьем 4 бокала вина - "путь свободы" (трактат Псахим, 109) и выполняем заповеди того вечера, облокотившись на левую руку, "как свободные люди" (РАШИ). Выражение "дерех херут" выглядит оксюмороном – выражением с внутренним противоречием: ведь в наши дни, как правило, понимают, что свобода – это состояние, в котором не указывают мне никакую дорогу куда идти, и я могу выбрать все самостоятельно. Что это за свобода, когда мне говорят что такое дорога к свободе? Более того: что это за свобода, которую я должен праздновать устаревшим образом, уже не характерным для аристократов нынешнего поколения? Ведь вне еврейской традиции Пасхального седера 4 бокала вина и облокачивание уже ничего не символизируют. Эта символика существует сейчас только в еврейской традиции Пасхального седера.
Выражение "путь свободы" – это иной способ сформулировать еще один оттенок "свобода и…": свобода и традиция. У свободы есть смысл, когда она сочетается с глубоким сознанием принадлежности. В отличие от других идеалов, свобода – это только рамки. Она формулируется путем отрицания. Она говорит, что не навяжут нам, не решат за нас, не заставят нас; она не говорит, что именно мы выберем и что сделаем. Путь свободы – это свобода, находящая свой баланс в национальном сознании, в вечной принадлежности, в традиции поколений.
Это верно по отношению к свободе с любой области. Британская писательница феминистка Луиза Перри написала важную книгу против того, что называется "революция сексуального освобождения". В самом ли деле свобода осуществления сексуальных связей без каких-либо обязательств сделал мужчин и женщин более счастливыми? Они сфокусировалась на исследовании женщин и утверждала в итоге исследования, что ответ абсолютно отрицательный. Она приводит исследование из колледжа Мидлберри, проведенного в рамках изучения впечатления студенток от связей с партнерами. Когда этих студенток спрашивали предпочитают ли они связи, в которых есть обязательства и устойчивость, то 100% ответили утвердительно. Когда опрашивали студенток, состоящих сейчас в свободной и необязывающей связи, довольны ли они этим положением, то лишь 8% ответили утвердительно.
С еврейской точки зрения, выбор включить Песнь песней в ТАНАХ – это ответ "да" интимным отношениям между мужчиной и женщиной. Хоть Песнь песней притча, но наши праотцы не использовали бы притчу, не достойную описать духовные переживания. Выбор использовать Песнь песней включает возвышенную интимность в идеалы святости и чистоты. Как любая свобода, и неограниченная сексуальная свобода – разрушительна – для женщин и для мужчин – и поэтому надо обуздать ее с помощью других обязывающих идеалов.
Каждый год я заново восторгаюсь израильским Песахом. Удивительный факт – этот праздник с его очень несовременным толкованием идеала свободы является очень популярным праздником. Израильтяне очень любят свободу, но выясняется, что они любят свободу как часть более богатого духовного меню. Они хотят сидеть на Пасхальном седере вокруг семейного стола с родственниками, которых они не выбирали, в навязанный им день календаря, читая вместе Пасхальную агаду, сформулированную тысячи лет назад. Израильтяне хотят свободу, но не свободу отдельно, а "свободу и…": они хотят "путь свободы".
("Макор ришон" 26.04.2024)
Перевел Моше Борухович