Валлерштейн, призывая противодействовать плану «одностороннего размежевания» говорит, что необходимо
«остановить Шарона». Шарон отвечает, что его не остановит никто. И одному и другому участнику этой
трагедии, которая ставится по всем канонам жанра, можно верить. Валлерштейн и многие другие поселенцы
последуют в тюрьму, потому что «за ними Сион».
Дело может не ограничиться тюрьмой. С той или с другой стороны у кого-то сдадут нервы, и палец
нажмет спусковой крючок. Это сможет сделать и арабский снайпер или еще кто-нибудь, чье существование без
больших усилий можно вычислить «на кончике пера».
Знает ли об этом Ариэль Шарон? Конечно, да!
Ариэль Шарон был готов к появлению воззвания Валлерштейна. И ко всему, что за ним последует.
Как готов Пинхас Валлерштейн к тому, что Ариэль Шарон, раздавивший собственную партию,
публично, демонстративно перечеркнувший все, что было дорого ему, как человеку, как солдату, как сионисту,
- что Ариэль Шарон, сделавший это, - не остановится из-за готовности нескольких сот тысяч человек «лечь под
поезд «итнаткута».
Валлерштейн говорит: «Если большие массы народа уже сегодня громко заявят, что они намерены
прибыть в Гуш Катиф и северную Самарию и своими телами воспрепятствовать трансферу, только тогда есть
шанс, что нынешнее правительство поймёт всю опасность своих действий».
Трудно сказать обо всем «нынешнем правительстве», но с очень высокой степенью вероятности
можно предположить, что именно Ариэль Шарон вполне понимает «всю опасность» складывающейся
ситуации. Он, безусловно, надеется предотвратить массовое насилие, но Шарон не может управлять джином,
которого он уже выпустил.
Валлерштейн и все, кто противится Плану одностороннего размежевания, не могут не понимать, что
остановить депортацию поселенцев будет чрезвычайно трудно и небезопасно. У этого три причины.
Первая – господствующее настроение в израильском обществе. Произошедший много лет назад тихий
захват социалистами и либерал-пацифистами светских школ, университетов и средств массовой информации
сделал свое дело. Подавляющее большинство израильтян считают «шалом» самоценным и достижимым путем
подписания тех или иных договоров при посредничестве старших братьев – Америки и Европы. Они – наши
сограждане - полагают права евреев на «Эрец Исраэль» призрачными, Иерусалим мировым центром ислама, а
иудаизм – пережитком темного прошлого, который не может вообще быть уместным в каком бы то ни было
политическом предприятии – так учат детей в школе, а дети вырастают и голосуют. Поселенцы для этой
категории израильтян – сборище эгоистов, ставящих свои политические и религиозные заблуждения выше
интересов общества. Большинство безусловно осуждает поселенцев и поддержит правительство даже в том
случае, если оно примет «непопулярные меры» против бунтовщиков.
Вторая причина в том, что международное общественное мнение решительно поддерживает любые
предприятия, существо которых в отступлении Израиля и наступлении палестинских арабов. Такой
международное сообщество видит справедливость, и здесь не место разбирать, почему это так. Здесь
существенно то, что Израиль несомненно подвергнут очень серьезным экономическим и политическим
санкциям в случае, если он не будет демонстрировать те или иные «фигуры капитуляции». Израильское
общество в своем большинстве совершенно не готово терпеть какие бы то ни было материальные лишения,
вызванные последствиями чуждой ему «борьбы за Сион». Оно не готово терпеть лишения даже из-за
собственной безопасности, потому что фатальные последствия «итнаткута» наступят завтра, а думать нужно
сегодня. Большинство израильтян относятся к той замечательной категории людей, для которых смерть
безусловно лучше интеллектуального напряжения.
Наконец, есть третья и главная причина, почему лагерю Валлерштейна победить будет непросто. Эту
причина никогда не будет названа газетой «Haaretz» и комментаторами телевидения и следует поспешить,
чтобы рассказать о ней здесь и сейчас.
Израильские правые, в отличие от израильских левых, не способны на насилие в отношении евреев:
левых, очень левых, голубых и зеленых…
Это прямо и непосредственно следует из того, что и для сионистов, и для иудейских клерикалов
еврейский народ как общность являются предметом наивысшей (сионисты) и второй по величине (иудаисты)
ценностью. Больше всех пугают призраком гражданской войны левые, но по-настоящему бояться ее – правые.
Это подтверждается всей историей Израиля. Ссылки левых на убийство Игалем Амиром Ицхака Рабина
побуждают лишь недоуменно пожимать плечами. Это единственный в израильской истории прецедент такого
рода, причем сильно отдающий провокацией. И именно он рачительно используется израильскими левыми
для возбуждения в массах ксенофобии на политической и религиозной почве.
Итак, противники «итнаткута», как организованная политическая сила, не применят ничего большего,
чем ненасильственное сопротивление. Об этом Валлерштейн и говорит. Об этом говорят все правые и нет
сомнения, что именно ненасильственную кампанию гражданского неповиновения он готовят. Но отсюда не
следует, что не найдется ни одного человека в кипе, которого – употребим юридически нейтральное
местоимение – КТО-ТО использует точно так же, как Игаля Амира. Больше того, если такого человека не
найдется – его «сконструируют». Стрелять в Шарона этот «конструкт» не будет. Шарон сам недавно был
«ястребом», а убить нужно будет «голубя». Стрелять будут в солдат.
Правые недооценивают левых и, как кажется, не понимают их логики поведения. Левым нужно,
чтобы насилие состоялось. Если бы поселенцы вдруг согласились уйти из поселений добровольно, это был бы
худший подарок правительству и лагерю мира.
«Итнаткут» должен быть разыгран как жертва во имя мира. Общественное мнение Запада не
признает священнодействия состоявшимся, если все не будет обставлено по законам жанра. А законы жанра
требуют, чтобы была «Темная сила». Темная сила в данной истории – это поселенцы и «религиозные
экстремисты». Должна быть «Сила добра» - это, конечно «демократическая общественность» Израиля и
«израильская демократия» в лице коалиционного правительства (Рыцари Света). Добро должно победить Зло,
но не просто так: за просто так платят мало, будь то деньги или политическое признание. Обязательно должна
пролиться кровь. Кровь поселенцев – плохая, нечистая кровь, она не годиться для жертвы ни с точки зрения
шахида, ни с точки зрения «Шалом ахшава». Гибель поселенцев никого в этой истории не заинтересует (как не
интересовала никогда!). Обязательно должна пролиться кровь Рыцарей Света.
К сожалению, дело не только в том, что левые должны обеспечить качественное шоу со сценами
насилия и победой Добра над Злом. Есть еще один простой и прозаический мотив. Было ясно и раньше, но
теперь видно невооруженным глазом, что «итнаткут» и последующее за ним неизбежное создание
Палестинского государства приведет в течение очень короткого времени не только к количественному, но и
качественному возрастанию угрозы для Израиля. Гражданскому населению Израиля предстоит в скором
времени испытать на себе действие ракетных установок залпового огня, гипертерракты с применением широко
арсенала средств, произведенных в Иране, Сирии, Египте и других дружественных Израилю странах.
Ответные действия ЦАХАЛа вызовут такие бури осуждающих Израиль резолюций и санкций, которые затмят
все предшествующие. Это бы означало наступление конца «левой идеи» в Израиле, если бы левые не были
готовы к такому суицидному движению по «Дорожной карте».
Такой же политический «конец» левых назревал после Осло. Он бы и наступил, если бы не смерть
Рабина.
Валлерштейн пишет и подчеркивает: ненасильственное сопротивление! Левый лагерь с
маниакальным энтузиазмом принимает эти слова как объявление гражданской войны! Нет, конечно, никакого
объявления войны, но мы закроем глаза и уши и будем кричать: есть! – пока все вокруг не поверят, что есть…
Нетрудно предположить, что на этот раз левые постараются воспользоваться борьбой вокруг
депортации поселенцев для того чтобы ослабить (а, если повезет – уничтожить) своих политических
противников превентивно: не после «Осло», а «до него».
Таким образом, Пинхас Валлерштейн предлагает нам участвовать еще и в довольно небезопасном
деле. Но придется участвовать. Независимо от того, удастся ли воспротивится «итнаткуту» или нет. У этого
дела ведь есть еще и другая сторона. Есть еврейский народ. Он должен знать, что безумной и
самоубийственной лжи «одностороннего размежевания» противостоят многие и многие столь же
решительные, сколь и трезвые люди, а не какая-то «кучка религиозных экстремистов». Есть причины полагать,
что это знание в скором времени понадобится евреям Израиля.
"Новости недели", 13.01.2005