Командующий Центральным военным округом Ицхак Эйтан и глава военной администрации в Иудее и Самарии встретились вечером 26 ноября с полковником Хаджем Исмаилом, командующим палестинскими силами безопасности на Западном берегу Иордана.
Встреча состоялась в здании израильско-палестинской координационной комиссии (DCO), близ Рамаллы. В ходе переговоров стороны обсудили комплекс мер, необходимых для прекращения столкновений. Помимо этого, был, затронут вопрос о нападениях, совершаемых палестинцами на отделения DCO на «территориях».
По информации осведомленного источника, встреча прошла в доброжелательной атмосфере. Командующий палестинскими силами безопасности пообещал сделать все от него зависящее, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта на Западном берегу Иордана.
Огласка данной встречи стала одним из тех редчайших случаев, когда наружу просочилась информация о Хадже Исмаиле, традиционно держащемся в тени. В отличие от Мухаммада Дахлана, он в последние годы лишь в нескольких случаях вскользь упоминался израильскими СМИ. И если знаменитый Джибриль Раджуб был практически постоянным участником израильско-палестинских переговоров на высшем уровне, то полковник Исмаил предпочитал воздерживаться от появлений на публике.
Он известен лишь узкому кругу специалистов из академических кругов и спецслужб, а также отдельным высшим офицерам ЦАХАЛа, причем у них нет единого мнения об этом человеке. Зачастую их высказывания противоречат друг другу. Некоторые считают его матерым террористом и беспощадным убийцей. Другие утверждают, что Исмаил - один из самых умеренных офицеров в палестинских силовых структурах и потенциальный союзник Израиля. Столь же по-разному к нему относятся и в руководстве ПА. Есть те, кто называет его трусом и безвольной марионеткой Арафата. Их оппоненты вспоминают, что в течение всех 35 лет своего стажа в ООП он ни разу серьезно не пострадал во внутренних конфликтах.
Чтобы разобраться, кем же на самом деле является столь высокопоставленный палестинский офицер, мы приводим в сокращении досье одной из ближневосточных спецслужб на Хаджа Исмаила.
ИЗ ДОСЬЕ ИСМАИЛА АЛЬ- ХАДЖА (САРСУРА)
Уроженец н.п. Дир эль-Балах (в центральной части сектора Газа), 1943 г. рождения.
В 1965 году, эмигрировав в Иорданию, Х. Исмаил вступил в ряды ООП (тогдашний руководитель – Ахмад Шукейри). В 1967 году стал членом организации ФАТХ (руководитель – Ясер Арафат, ставший с 1968 года также председателем ООП).
В январе 1968 года Х. Исмаил стал членом боевого крыла ФАТХа – «Аль-Ацифа» (командующий - Халиль аль-Вазир, он же Абу-Джихад). В сентябре 1970 года принял участие в столкновениях палестинцев с войсками короля Хусейна (события, известные как «черный сентябрь»). В октябре того же года в составе вооруженных формирований ООП перебрался в Ливан. В 1973 году был назначен заместителем командующего частей ФАТХа, дислоцированных в Южном Ливане (его непосредственным начальником стал Мрара Акид Мухаммад Саид, он же Абу-Муса).
После начала гражданской войны в Ливане, в январе 1975 года Х. Исмаил принял участие в захвате христианского города Дамур, расположенного на побережье, к югу от Бейрута. Операция сопровождалась карательными акциями против мирного населения, граничившими с геноцидом. В том же году участвовал в обороне приморского города Сидона, который сирийские войска пытались отбить у палестинцев. В тот период сирийская военная разведка организовала несколько неудачных покушений на Х. Исмаила.
В конце 70-х - начале 80-х годов принимал участие в подготовке терактов на ливано-израильской границе. К моменту ввода войск ЦАХАЛа в Ливан (операция «Мир Галилее» в июне 1982 года) Х. Исмаил командовал бригадой «Кастель». Тогда это была самая крупная часть среди вооруженных формирований ФАТХа в Ливане (5000-5500 человек). В ее состав входили шесть пехотных батальонов, на вооружении имелись танки Т-34. Штаб-квартира командира бригады находилась в Сидоне.
6 июня израильские войска начали наступление в районе реки Нахр эль-Авали, к северу от Сидона. Х. Исмаил под предлогом отъезда на фронт бежал из города на север Ливана, в долину Бекаа. При этом некоторые его противники в рядах ФАТХа утверждали, что, покинув Сидон, Х. Исмаил увез с собой казну «Кастеля». 7 июня он объявился в деревне Шатура и сообщил, что был отрезан израильскими частями от своей бригады.
Вскоре после этого Арафат под давлением полевых командиров ФАТХа отстранил Х. Исмаила от командования бригадой и лишил офицерского звания. Однако его отношения с Арафатом нормализовались уже весной 1983 года. 3 мая того же года лидер ООП назначил Х. Исмаила командующим силами ФАТХа в центре и на севере Ливана. При этом Арафат руководствовался в первую очередь соображениями личной преданности подчиненного, а не его профессиональными качествами. Данное назначение вызвало резкое недовольство среди полевых командиров ФАТХа. 10 мая 1983 года оно вылилось в самое мощное восстание за всю историю организации. Восставших возглавил бывший начальник Х. Исмаила - Абу-Муса.
Вначале Арафат решил пойти на встречу недовольным. По его указанию была создана следственная комиссия по делу о побеге Х. Исмаила из Сидона. Однако результаты ее работы так и не были оглашены.
После того как в декабре 1983 года силы ООП покинули Ливан, Х. Исмаил был назначен Арафатом на должность заместителя командующего бригадой «Аль-Акса», передислоцированной в Ирак. Впоследствии он занял должность командующего этой бригады в составе «Палестинской национально-освободительной армии» ФАТХа. В августе 1989 года Х. Исмаил выдвинул свою кандидатуру на пост члена «Революционного совета» ФАТХа, надеясь на поддержку Арафата. Безрезультатно.
После подписания израильско-палестинских соглашений в Каире (май 1994 года) Х. Исмаил, по указанию Арафата, прибыл со своей бригадой (850 человек) через Иорданию в район Иерихона (Западный берег Иордана). Он стал командующим вооруженными силами ПА в этом районе. В октябре 1995 года Арафат официально назначил Х. Исмаила на должность начальника палестинских сил безопасности на Западном берегу Иордана, со штаб-квартирой в Иерихоне.
* В районе Иерихонского анклава Х. Исмаил отвечал за установление сотрудничества с израильскими силами безопасности, и в первую очередь с ЦАХАЛом. На начальном этапе он не сумел наладить нормальные отношения с командующим Центральным округом ЦАХАЛа Иланом Бираном. Данное обстоятельство негативно повлияло на израильско-палестинские отношения в сфере безопасности в районе Иерихона. Однако в 1995-96 годах его связи с высшими офицерами ЦАХАЛа значительно улучшились. Особенно интенсивные контакты установились между ним и представителями израильской военной разведки АМАН. При этом руководство ШАБАКа с самого начала почти полностью игнорировало Х. Исмаила, предпочитая сотрудничество с Джибрилем Раджубом, шефом спецслужбы «Аль-Амн аль-Викаий» на Западном берегу Иордана.
* С палестинской стороны назначение Х. Исмаила было воспринято довольно скептически и даже с определенным раздражением. У многих активистов ФАТХа его имя до сих пор ассоциируется с позорным побегом из осажденного Сидона. Во многом именно поэтому Х. Исмаил не сумел установить нормальные отношения с другими высшими офицерами силовых структур ПА, и в первую очередь со своим шефом Насером Юсефом (начальник Главной службы безопасности). Все указания Х. Исмаил изначально получал только от Арафата. Х. Исмаил считается одним из самых преданных раису руководителей в силовых структурах ПА.
* Одним из главных соперников Х. Исмаила на новом посту стал Раджуб. Он, неоднократно пытался лишить Х. Исмаила реальной власти в районе Иерихона, причем почти в каждом конфликте между ними Х. Исмаил отступал перед Раджубом.
* Местное население относиться к Х. Исмаилу довольно доброжелательно. При этом многие жители города считают его относительно мягкотелым и нерешительным. Вместе с тем во второй половине 90-х годов в Иерихоне неоднократно распространялись слухи о коррумпированности Х. Исмаила.