Maof

Sunday
Jun 16th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(Земля оставшаяся)
«Всегда будет человек ... признавать истину,
 и говорить истину в сердце своём»  (из утренней молитвы, по Пс. 15)

 «И стал Он в Йешуруне Царём» (Второзаконие 33,5)

«и заповедано нам, в постоянном изучении и исследовании доходить до понимания истины которая в Торе нашей» 
(рав Саадия Гаон «Эмунот ве-деот»)

"Вся жизнь наша, в различении сути и её следствий." (рав Яков Ариэль)


"Интеллектуальный упадок, который был вызван плоским материализмом, представляет для выживания евреев гораздо большую угрозу, чем многочисленные внешние враги, которые насилием угрожают его существованию." (Альберт Эйнштейн)
Иудейские тезисы
1. Прямодушие – исходный руководящий принцип.
Грех – обратное прямодушию.

2. То что не имеет материи имеет суть закона, который Един.
Ангелы, души, - существуют как духовные сущности, единые со Всевышним.
Всевышний – во всём материальном, проявляется в законах.
Нравственныне законы и природы, - едины.
Душа – присутствие Всевышнего в живом.
Ангел – закономерное стечение обстоятельств.

3. Воздаяние добра – радость.
«Прямодушным – радость» 
Пс. 97:11
Память праведных радует.

Наказание – злорадство.
Память о делах злодеев проклята, а их – стёрта.

4. Вечность мира в прошлом и будущем, не противоречит иудейскому взгляду на него.

5. "Статическая" бесконечность в материальном - это нонсенс, это понятно и иудейским философам, также и то что есть "динамическая" бесконечность (бесконечное увеличение/деление во времени).

6. Всё материальное, взятое отдельно, - преходяще, есть ему финал.

7. То что человек появился (сотворён), это факт. Стадии его сотворения помогает прояснить наука, антропология, в том числе и возможную стадию человекообразных обезьян.
Мир существует в развитии, эволюции, по Единому, неизменному, закону.
«Свободный выбор» - в осознании своих поступков добром или злом. 

8. То что воспринимать буквально - абсурдно, - не стоит настаивать на буквальном восприятии.
Скажем, "разговор" Валаамовой ослицы - это не буквальный разговор. 

9.  Адское пламя - это факультативно, для тех кто без него обойтись не может.

10. Вера - это принятие того что в уме соответствующим тому что вне ума. 

11. Жертвоприношения – временная, преходящая мера, остававшаяся на период выхода из физического и духовного рабства.

"(3) Возьмите с собою слова и возвратитесь к Г-споду, скажите Ему: "Прости все прегрешения и прими то, что благо; и (вместо) быков принесем (слова) уст наших." (ОШЭЙА 14)

12. Абсурд:
непогрешимый машиах
вечный человек
рай на земле
нарушения законов природы 

Ложные воззрения уходят вместе с их носителями, и наоборот.

13. Машиах - выражение чаяний к «полному освобождению».
Но «полное освобождение», «геула шлема», может быть только в сердце шалем, непорочном. Что, как известно, только асимптота. 
«(20) Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не  погрешил бы.» (Коhелет 7)
То есть спрос на машиаха будет всегда.
Аллегорически, - Всевышнего называют Царём, Мессией, Отцом.
Но буквально, царь - человек.
Мессией (помазанником) был царь Давид, персидский царь Кореш (Кир).
Но есть ожидания, того, кто исполнит пророчества, и сможет обратить весь мир к служению Господу вместе, ибо сказано: "Ибо тогда Я обращу народы к языку ясному, чтобы все призывали имя Всевышнего для служения Ему вместе (одним плечом)." (Цф.  3:9).
Тот человек, котрый исполнит это пророчество, естественно тоже будет всего лишь человек.
Но есть представление о таком мессии, как о лице собирательном. Ведь и мессия уйдёт из этого мира, будет его сын, внук... В этом представлении, и Давид был одним из этого "собирательного" мессии.
Спрос на праведного царя будет на все времена.

Я бы мог предложить рассмотреть представление, с которым бы могли более-менее согласиться представители трёх религий.
Ведь так или иначе, раньше или позже, предстоит прийти к общему знаменателю. А важно раньше.

Христос из Назарета - один из прокладывавших путь для "собирательного" мессии. Не обожествляется (не называется "Богом"; Христос не называл себя так). 

Добро, в разных вариациях, - следствие одного, прямодушия. Что другими словами - слушать глас Всевышнего, глас который слушают в душе.
Зло, - обратное вышесказанному.

Мухамед, - также он был на пути "собирательного" мессии. Не идеализируется.
Нет такого, "последний пророк".
Каждый - пророк - на столько, на сколько слушает Всевышнего, - прямодушен. Праведность - ведёт к откровению.

У меня нет сомнения, что по этому представлению будет консенсус.

Словами Рамбама:
"Все эти вещи, относящиеся к Иисусу из Назарета и к Исмаилитянину [Мухамеду], который пришёл после него, лишь должны проложить путь для Царя Мессии, подготовить весь мир к поклонению Богу вместе." (Рамбам, Мишне Тора, Судьи, Цари и войны, гл. 11)

14. Заповеди – закономерное проявление единого – праведности, праведность же – прямодушие.
В нём же  пророчество.

Пояснения и ссылки
1) Закон который главный

«3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.»  (Притчи 11)

2) «есть нечто сущее, отличное от всех телесных сущностей мира, которое не есть ни тело, ни телесная сила, и оно едино, постоянно и вечно; у него нет причины и невозможно, чтобы оно изменялось, - это и есть Божество.» (Рамбам «Наставник колеблющихся» ч.1 гл. 71) 

«Поэтому я говорю, что Закон, хотя и не является естественным, переходит в то, что естественно. Это часть Божественной мудрости в отношении сохранения человеческого рода, существующего в силу Его воли, которую Он вложил в его природу, чтобы индивидуумы, принадлежащие к нему, имели способность к управлению.» (Рамбам «Наставник колеблющихся» ч. 2, гл. 40) 

"ведь сказали наши учителя, благословенна память о них, что их мнение склоняется к тому, что душа вообще не сотворена (т. е. не является сотворённой, но относится к сущности самого Творца)." (Рамбан "Врата воздаяния" 59)

"Извечность мира", "сотворённость мира", чудо

«35 ...Господь есть Бог, нет более, кроме Него.» (Дварим 4)
Всё не есть Бог, но Бог во всём. 
Для сравнения: закон всемирного притяжения не есть камень, но закон во всех камнях. Закон - не материален, но во всём материальном.

Скажем, - "не рой другому яму, сам в неё упадёшь", - понятно что реализуется если с законом тяготения всё в порядке.

Ангел, недельная  глава "Хаей Сара"
"(6) И сказал ему Авраам: берегись, не возвращай сына моего туда. (7) Господь, Бог небес, который взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего, и который говорил мне, и который клялся мне, говоря: "потомству твоему отдам Я эту землю", – Он пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда." (БЫТИЕ 24)
Раб Авраама привёл Ривку Ицхаку. Где в этой истории был ангел о котором говорил Авраам?
Ангел - нетелесен. Ангел для человека – Закономерное стечение обстоятельств (судьбоносное). 
"(12) И сказал [раб]: Господь, Бог господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость с господином моим, Авраамом."
Всё что случается, - имеет закономерную причину, - это очевидно; "что было оно и будет". Все закономерности едины в Едином, - тоже очевидно.
Ангел, как и всё нематериальное, - един со Всевышним; "перст Божий" - ангел.
Всевышний для нас является Единым законом, и соответственно Его проявления, как и ангел.
В этой главе - подтверждение этого тезиса.

Всё что мы знаем о Едином - то что мы знаем о Его законах, путях:
"Открой мне пути Твои, и узнаю Тебя" (Исход 33, 13) - вопросил Моше.
То что не имеет материи имеет суть закона, который Един.
Утверждение Аристотеля - «А то, что не имеет материи, есть нечто единое по самому существу.» (Метафизика кн.8 гл.6) - формулировка, я бы сказал, подытоживающая Платона.
Полагаю, ничего кроме закона, Вы не назовёте нематериального, что Вы могли обнаружить.
Но закономерности связанны друг с другом, едины, ведь они одновременно присутствуют во всём материальном, одна соответствует другой.
Закон нематериален, материальное меняется каждое мгновение.
Таким образом подтверждается и утверждение Аристотеля. 
(Кстати, «если бы все были больны или не в здравом уме, а двое или трое оставались здоровыми или с <нормальным> рассудком, то именно эти люди казались бы больными и сумасшедшими, а остальные – нет.» (Аристотель "Метафизика" кн. 4 гл. 5))

Эпизод с тремя гостями Авраама в главе «Вайера», - подтверждает, не только представление о ангеле как о Закономерном случае, но и единство Всевышнего и ангелов.
Гости могли быть вполне материальны, но проявление ангелов, "перст Божий", был в Закономерности их появления и их вестей.
На единство ангелов и Всевышнего, указывает единство речи ангелов и Всевышнего в этом эпизоде. 
"(9) И сказали они ему: где Сара, жена твоя? ... (13) И сказал Господь Аврааму: отчего это смеялась Сара..."
Открылся Всевышний Аврааму тут в ангелах.

3) «(22) И увидел я, что нет ничего лучшего, чем радоваться человеку делам своим, ибо это доля его. Ибо кто приведет его взглянуть на то, что будет после него?» (Еккл. 3)

«17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. 
18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. 
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, 
20 потому что злой не имеет будущности, -- светильник нечестивых угаснет.»  (Притчи 24)

Злорадство - лишение себя радости истиной.
На тему: "Без знания истины невозможно отличить подлинное удовольствие от мнимого " есть у Платона:
"Им не выйти за эти пределы: ведь они никогда не взирали на подлинно возвышенное и не возносились к нему, не наполнялись в действительности действительным, не вкушали надежного и чистого удовольствия; подобно скоту они всегда смотрят вниз, склонив голову к земле... и к столам: они пасутся, обжираясь и совокупляясь, и из-за жадности ко всему этому лягают друг друга, бодаясь железными рогами, забивая друг друга насмерть копытами – все из-за ненасытности, так как они не заполняют ничем действительным ни своего действительного начала, ни своей утробы. 
– Великолепно,– сказал Главкон,– словно прорицатель, изображаешь ты, Сократ, жизнь большинства." (Платон "Государство" кн.9) 
Это о наказании себя злорадством.

4) «По этой причине ты обнаружишь, что во всех hалахических сочинениях, написанных мною, всегда, когда мне случается упоминать основы и при этом заниматься обоснованием существования Божества, я обосновываю это в выражениях, уклоняющихся в сторону [предположения] о извечности мира.» (Наставник колеблющихся ч.1 гл. 71) 

Если, однако, некто верил бы в извечность [мира], согласно второму объясненному нами мнению, - то есть мнению Платона, - согласно которому небо тоже подвержено возникновению и уничтожению, это мнение не подорвало бы основы Закона... Можно было бы также истолковать в переносном смысле тексты в соответствии с этим мнением. И можно найти в Торе и других книгах многие тёмные места, с которыми это мнение могло бы быть связано или, вернее, посредством которых могло быть доказано." (Наставник колеблющихся ч.2 гл. 25) 
По "первому мнению" - Аристотеля - небесные тела неизменны: "А таковы существующие мировые тела [небесные]: они ведь не представляются иногда такими-то, а в другой раз – иными, но всегда – теми же самыми и не причастными никакому изменению." (Аристотель " Метафизика" кн. 9, гл. 6) С этим мнением не согласен Рамбам. Изменчивость Луны, например, астронавты уже доказали своими ногами, "наследив" на ней. 
Рамбам пишет, что именно понимание Аристотелем извечности мира, противоречит основам Торы, так как Аристотель отрицает вечное обновление неба, в отличие от Платона, по мировозрению которого: небо также разрушается. Т. е. небо как и весь мир воспринимаемый чувствами, и сейчас обновляется и прежде обновлялся.
 

Представление о извечности мира - в Мидраш Раба, Коhелет 3, 13:
אמר ר' אבהו מכאן שהיה הקב"ה בונה עולמות ומחריבן עד שברא את אלו
(מדרש קהלת רבתי ג', יג), (ילקוט שמעוני, קהלט ג', לד)

"Всевышний строил миры и разрушал их до сотворения этого".
Т. е. соответствует представлению Платона в словах Рамбама. Да и действительно: "Что было оно и будет" - сказано в Ко
hелет.
В Талмуде (трактат Санедрин, глава Хелек) есть мнение о периодичности в 7 тыс. лет, создания и разрушения мира, годы эти не вполне буквально видятся.

 


5) "Наставник колеблющихся" ч.1  73: 11
 
6) «Что было оно и будет».


7) «Сотворение мира во времени отнюдь не запрещается толковать в переносном смысле – врата такого толкования не закрыты пред нами.» (Наставник колеблющихся ч.2 гл. 25) 

Раби из Коцка:
Человек и скот
"и превосходства человека над скотом нет" (Эккл. 3, 19)
В том превосходство человека - в осознании того что его нет.

Всё материальное - следствие причины.
Всевышний - Первопричина. Единый закон - первичен.
Человек наделён способностью осознавать свои поступки добром или злом, в этом его свобода выбора (преимущество).
"Свобода выбора", есть и у кота, который перебегая дорогу перед машиной, останавливается и выбирает, припустить ли ему, или вернуться.
Человек способен осознавать свои поступки добром или злом, в этом его "свобода выбора".
.
Всевышний постоянно испытывает человека бедствиями и благами, развивая его к добру.
"Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь" (Втор. 30:15,19) 

Шесть дней Творения - по сути рассказ о эволюции. 
"... И увидел Б-г, что хорошо" - о суше и море.
Однако продолжил развитие - "и выпустила земля зелень".
На человеке Всевышний "отдохнул". Но не надолго. Пришлось заняться изгнанием из Рая. И эволюция продолжилась.

Адаму было предложенно жить спокойно "без горя от ума", как обезъянам в заповеднике-"раю".
"потому что во многой мудрости много печали"
Но эта чета выбрала горе от ума, что в общем было неизбежно. 
Эта притча о первых людях, я бы сказал, история как человек перестал быть тварью неразумной, став человеком.
"и кто умножает познания, умножает скорбь." 
Человек же,
«Рождён человек страдать, 
как искры взлетая ввысь». (Ийов 5, 7) 
Что общего у амёбы с человеком. Оба стремятся к тому, что соответствует желанию жить. 
Что наиболее общее соответствующее желанию жить у вандала с аристократом. 
Поиск истины, дача её другим.
Поэтому так любовно жгла инквизиция, объясняя что к чему. 
Потому поёт цыган:
«Если в сердце, ноет рана, если взор тоска туманит. 
Запою я песнь цыгана. Она сердце не обманет».
И как плач гитары, 
мир - стрела без цели,
летящий по Единому закону.

"Истина не имеет иного назначения, кроме познания того, что это - истина." (Рамбам, КОММЕНТАРИЙ К МИШНЕ ХЕЛЕК: САНХЕДРИН, ГЛАВА ДЕСЯТАЯ)
Какое знание можно накопить о человеке глядя на обезьяну.
р.Йосеф Альбо,  «КНИГА ОСНОВ» 3, 1  (14/15 в.):
«Изучая формы, которые принимает материя во всем, что находится в нашем мире, мы обнаруживаем ее стремление к совершенству. То есть, каждая последующая форма превосходит предыдущую. Словно материя находится в постоянном движении, принимая различные формы – сначала низшие, примитивные, затем всё более и более совершенные, поднимаясь со ступеньки на ступеньку от несовершенства к совершенству. ...
Подобно тому, как при движении каждая частица его служит основанием следующей, так, по-видимому, обстоит дело в становлении всего, что наполняет наш мир: каждый этап его служит основанием для следующего. ...
Доказательством непрерывности движения материи от ущербных созданий к совершенным служит наличие промежуточных ступеней. ...Такова морская губка: она - переходная ступень от растения к животному... Или обезьяна: она - промежуточная ступень от животного к человеку...»

Материальное взятое отдельно - проходит и сменяет друг друга, является следствием один другого, но подчиняется единой неизменной причине - закону - Единому.
"И если ты видишь причину и она не находится вместе со своим следствием, то не истинная это причина. ...Всевышний, - причина всего, и нет иных истинных причин." (Маhараль, "Нецах Исраэль", Вступление), и Он - "постоянен и вечен; у Него нет причины и невозможно, чтобы Он изменялся" (Рамбам «Наставник колеблющихся» ч.1 гл. 71) 
Для сравнения.
Камень падая сталкнулся с покоящимся, вследствие удара, оба камня раскололись на несколько камней, которые продолжили падение.
Первый камень послужил причиной образования других камней, но сам прекратил существование.
Причина же падения, разрушения, и появления камней, - закон всемирного тяготения, - осталась неизменной.

8) «Они понимают законоположения мудрецов только в их буквальном смысле, несмотря на то, что некоторые из этих положений, взятые буквально, кажутся столь фантастическими и нерациональными, что, если бы некто повторил их буквально, даже необразованные, не говоря уже об искушённых учёных, были бы столь изумлены, что вынуждены были бы задаться вопросом: как кто-то во всём мире мог поверить в то, что такие вещи истинны и, более того поучительны.» (Рамбам КОММЕНТАРИЙ К МИШНЕ ХЕЛЕК: САНХЕДРИН, ГЛАВА ДЕСЯТАЯ)
Рамбам делил публику на три группы.
1. Это приведенная выше. Также о этой группе:
"Самые злостные нарушители [Закона] - проповедники, которые проповедуют и разъясняют массе то, чего они сами не понимают. ... Пэтому они читают проповеди народу о трактате Брахот, и о настоящей главе, и о других текстах, толкуя их слово в слово, согласно их буквальному смыслу. ...
Они верят в то, что совершаются всякого рода невероятные вещи. Члены этой группы бедны знанием. Можно только сожалеть об их глупости.... 
Как Бог жив, эти люди губят славу Торы и гасят её свет, ... 
... 
Но эта группа толкует установления и законоположения наших мудрецов таким образом, что, когда другие народы слышат их, они говорят, что этот небольшой народец глуп и низок." (Рамбам, там же)
2. «Вторая группа тоже многочисленна. Она тоже состоит из лиц, которые, прочитав или услышав слова мудрых, думают, что мудрецы не подразумевали ничего другого, кроме того, что можно узнать при буквальной интерпритации. В конце концов они неизбежно объявляют мудрецов глупцами, выставляют их на посмешище и порочат то, что не заслуживает поношения. Они воображают, что их собственный интеллект выше, чем интеллект мудрецов, и что мудрецы были простаками, которые страдали слабоумием. Члены этой группы столь претенциозно скудоумны, что они не могут никогда достичь подлинной мудрости. ... Они считают себя развитыми людьми, учёными, критиками и философами. Как далеки они от истинной человечности в сравнении с настоящими философами! Они большие тупицы, чем [члены] первой группы; многие из них просто глупцы.» (Рамбам, там же)
3. Ну а третья группа, вообще не группа, а группа товарищей, которых можно пересчитать по пальцам. 
"Число её членов столь невелико, что едва ли уместно назвать их группой, разве что в том смысле, в каком говорят о солнце как о группе (или о виде), в которой имеется лишь один член. Эта группа состоит из людей, которым ясно величие наших мудрецов. ...Они знают, что мудрецы не говорили бессмыслицы, и им ясно, что слова мудрецов содержат и очевидный и скрытый смысл. Таким образом, всякий раз, когда мудрецы говорили о вещах, казавшихся невозможными, они использовали стиль загадки и притчи, который и есть метод истинно великих мыслителей." (Рамбам, там же)

9) «Геена есть обозначение для страдания и наказания, которые поражают злодеев. Никакого специального описания этого наказания не содержится в Талмуде.» (Рамбам КОММЕНТАРИЙ К МИШНЕ ХЕЛЕК: САНХЕДРИН, ГЛАВА ДЕСЯТАЯ)

«Но жизнь Будущего мира – это жизнь, вслед за которой нет смерти, ведь там нет тел, ибо мы верим – и это верно по мнению всех мудрецов, что в Будущем мире обитают души без тел, подобные ангелам. (Рамбам, Свиток о воскрешении мёртвых, гл.4)
«И что в Будущем мире – существуют отделённые души, я хочу сказать: знания [память?]» (там же, гл.2)
"Нечестивцев зовут мёртвыми, когда они ещё живы, праведники живы, даже когда они умерли" (Бр. 18б). 

10) Раби из Коцка:
"Человеку две заповеди даны: себя не обманывать, и другим не подражать".
Это перекликается с понятием веры по Рамбаму.
Вера - это принятие того что в уме соответствующим тому что вне ума.
Иначе, это просто попугайство,
"не более чем произносимые слова, которые существуют в речи, но не в уме и уж тем более они не существуют вне ума. Однако, как известно тебе, да и всякому, кто себя не обманывает, их защищают посредством многословия и разукрашенных аналогий, подкрепляют воплями и поношениями, а также многообразными приемами, замешанными на диалектике и софистике. Когда же провозглашающий [подобные воззрения] и защищающий их такими способами наедине с самим собой продумает вновь свои убеждения, то он не найдет в них ничего, кроме путаницы и недомыслия." (Рамбам "Наставник колеблющихся ч.1 гл.51)

«и заповедано нам, в постоянном изучении и исследовании доходить до понимания истины которая в Торе нашей» 
(рав Саадия Гаон «Эмунот ве-деот»)

11) «И Иеремия говорит: «Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь Я дал им: слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иер. 7:22-23). Это речение казалось трудным каждому, чьи слова я видел и слышал. Они говорят: как может Иеремия утверждать о Боге, что Он не дал нам повелений «о всесожжении и жертве», видя, что предписания по большей части имеют касательство к этим вещам? Тем не мение, назначение этого речения таково, как я объяснил тебе. Ибо [Иеремия] говорит, что первое намерение состоит только в том, чтобы вы познали Меня и не поклонялись кому-нибудь, кроме Меня: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Эти законы о жертвоприношениях и посещениях Храма были даны только ради реализации фундаментального принципа. ... И вы всё ещё продолжаете ходить в Храм Господа, принося жертвы, которые есть вещи, не предназначавшиеся [для этого] в первом намерении.» (Рамбам «Наставник колеблющихся» ч. 3. гл. 32)
"(16) И будет, когда вы размножитесь и расплодитесь на земле, в те дни, – сказал Г-сподь, – не скажут более: "ковчег завета Г-сподня", он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не заметят, что нет его, и не будет он больше сделан. (17) В то время Йерушалаим назовут престолом Г-сподним, и туда, в Йерушалаим, соберутся все народы во имя Г-спода и не станут более следовать упорству злого сердца своего." (ЙИРМЕЙА 3)

Заповедь о жертвоприношениях остаётся в молитве:
"и (вместо) быков принесем (слова) уст наших."

12) «(20) Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы.» (Коhелет 7)
(46) « ...ибо нет человека, который не грешил бы...» (Мелахим 1, 8) 
 «Во времена Мессии будут ещё богатые и бедные, сильные и слабые ... Но Мессия умрёт, ...» (Рамбам КОММЕНТАРИЙ К МИШНЕ ХЕЛЕК: САНХЕДРИН, ГЛАВА ДЕСЯТАЯ)
«5. Хотя цари из дома Давидова не могут заседать в Синедрионе, они судят народ и против них можно возбуждать судебное дело.»  (Рамбам «Мишне Тора», Судьи, Санхедрин, гл. 2)

Раби Менделе из Коцка:
”Верящий в чудеса - глупец:
верящий, что они не могут твориться цадиками - неверующий.
Наверно и я могу воскрешать мёртвых - но я предпочитаю воскрешать живых.”

По поводу тхият метим (воскрешения мёртвых), Рамбам писал, что слово חי - обозначает и жизнь, и выздоровление от очень тяжёлой болезни.
"Аналогично, слово מותимеет значение и "смерть", и "тяжкая болезнь": "и умерло (וימת) в нем сердце его, и стал он, как камень", - здесь разумеется тяжесть болезни. Поэтому по поводу сына царфатянки [Писанию] пришлось пояснить: "И болезнь его была столь сильна, что не осталось в нем дыхания", поскольку если бы было сказано просто וימת (букв. "умер"), то это допускало бы такую интерпретацию: "его болезнь усилилась, он был близок к смерти" - так, как было с Навалом, когда он услышал весть. И действительно, один из андалузийцев утверждает, что [у сына царфатянки] прекратилось дыхание, так что было совершенно невозможно обнаружить в нем признаки жизни, как это бывает при летаргии и маточной афиксии, когда нельзя определить, мертв человек или жив, причем неопределенность может продолжаться день или два." (Рамбам, Путеводитель растерянных ч.1 гл. 42)
Далее Рамбам разъясняет, 
"Также распространено употребление слова [жизнь] в смысле обретенного знания ...
[Писание] называет истинные воззрения жизнью, а ложные - смертью."

Т. е. тхият метим, можно тем у кого смертельная аллергия на "чудеса", - подразумевать - возвращение к жизни, как разумеет еврей поутру:
"модэ ани лефанеха ..." (Благодарю Тебя ... за то что возвратил мне душу мою. ...)

Есть чудо воскресения и без чудес.
Воскресение, - это воскресение (возрождение) народа избранного Всевышним.

Каждый иудей - один из народа, и у каждого иудея есть часть в этом воскресении, и в вечной жизни народа.
«вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в Землю Исраэля. И узнаете, что Я – Господь,...» (Иезекииль 37,12-13)
Воскресение это, как видите, можно видеть, а не только верить в него.

Рамбам говорит о двух стихах из Даниэля, как о единственном явном упоминании в Танахе о Воскресении Мёртвых, которое не следует воспринимать аллегорически, но
"когда исследуешь стихи Танаха, все найдёшь отклоняющими Воскресение Мёртвых вообще."(Рамбам «Свиток о Воскресении Мёртвых»)
Может тут пророчество у Рамбама, ведь сказано у Даниэля:
«(1) И поднимется в то время Михаэйл, князь великий, стоящий над сынами народа твоего, и будет время бедствий, какого не бывало с тех пор как стал народом (и) до этого времени. И спасется [бегством] в то время народ твой, все те, которые найдены будут записанными в книгу (жизни). (2) И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни – для вечной жизни, а другие – на поругание и вечный позор.» (Дан. 12,1-2)
И знаем мы уже о Михаэйле Горбачёве, о "большой алие" (массовом поднятии евреев в Страну), о тех кто "выкапывали" бабушек, чтобы подняться, и тех кто "закапывали" поглубже дедушек, чтобы стереть своё еврейство, и действительно стирают себя из книги.


Какой он, Мошиах, Есть проблема с машиахом, Так ли безобидно верить в "нарушения законов природы"?

Чудеса и законы природы
"Божественная воля предопределила все при сотворении и что все вещи, во все времена, управляются законами природы
и идут своим естественным ходом, в соответствии с чем Соломон сказал: "Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Эккл. 1:9).
Это побудило мудрецов сказать, что все чудеса, которые отклоняются от естественного течения событий, произошли ли они уже или, согласно обетованию, могут случиться в будущем, были предопределены Божественной волей в шесть дней творения, ибо природа была тогда так образована, что эти чудеса, которые должны были произойти, действительно осуществились впоследствии. Итак, когда такое событие происходит в назначенное ему время, оно может рассматриваться как нечто абсолютно новое, тогда как в действительности оно не было таковым."
(Рамбам, ВОСЕМЬ ГЛАВ [ШМОНА ПРАКИМ], глава восьмая)
Следует помнить, вместе с тем, - «По этой причине ты обнаружишь, что во всех hалахических сочинениях, написанных мною, всегда, когда мне случается упоминать основы и при этом заниматься обоснованием существования Божества, я обосновываю это в выражениях, уклоняющихся в сторону [предположения] о извечности мира.» (Наставник колеблющихся ч.1 гл. 71)

Рамбам пишет в связи с фразой «Не оставляй в живых ни души» (Втор. 20:16), что гнев Всевышнего вызван сугубо идолопоклонством, "дабы оно не погубило других, как сказано: "Дабы они не научили вас делать [подобное всем мерзостям их]...". И названы они врагами, ..."
По отношению же к евреям, Рамбам далее пишет: 
«А как же тот, чье неверие относится к сущности Его, да превознесется Он, тот, чье верование представляет Его противоположно тому, каков Он на самом деле? Я имею в виду тех, кто не верит в Его существование, кто верит в существование двух [богов], кто считает Его телесным или верит, что Ему присущи аффекты или приписывает Ему какой бы то ни было недостаток. Такие люди, без сомнения, хуже тех, которые поклоняются идолу, считая его посредником или способным приносить пользу или вред. 
Так что знай, что пока ты веришь в соматизм или [приписываешь Ему] какое-либо из телесных состояний, ты вызываешь ревность, гнев и распаляешь огонь ярости, ты - ненавистник, враг и супротивник гораздо более тяжкий, чем идолопоклонник.» (Путеводитель растеряных ч.1 гл. 36)
Ложность представлений о главном не ограничивается представлением о соматизме (телесности) Всевышнего.
Отношение Рамбама к представлению о плотском бессмертии, по сути аналогичное отношению к идолопоклонству и соматизму.
Это слова Рамбама о попытках материализовать духовные понятия: 
«Беда в том, что толпа не верит в иную реальность, кроме материальных тел, и, по её представлению, не существует ничего, что не является телом и не происходит в теле. Иное не умещается в сознании невежд, и поэтому большинство из них верит, что и «творец» - тоже материальное тело, потому что, если бы он не был материальным телом, то он бы, по их представлению, не существовал. Но подлинным мудрецам – а не тем, кто только на словах называются «мудрецами» - известно из духовного откровения, что существование сущностей, независимых от материальных тел, более реально, чем сами эти тела. И более того: неверно сказать «более реально», но духовная реальность и есть подлинная реальность, на которую не влияют сменяющие друг друга случайности материального мира. 
И этим мудрецам стало совершенно ясно из духовного откровения, что Творец, да будет Он благословен, бестелесен, и поэтому Его существование обладает абсолютной реальностью. И также существование всех Его бесплотных творений – т. е. Ангелов и душ – более реально и устойчиво, чем существование тел. И поэтому мы верим, что в Будущем мире обитают отделившиеся от тел души, подобные бестелесным ангелам.» («Свиток о воскрешении мёртвых», гл.4)
Отсюда напрашивается вопрос, вернувшись к нам грешным, – кто первый на выселение в глазах Всевышнего, и исходя из слов Рамбама, - не мы ли, верующие в вечных человечиков и аналогичные абсурды? 
 

13) Рамбам, Мишне Тора, Судьи, Цари и войны, гл. 11


14)

אב לא למדו ורב לא היה לו ומהיכן למד את התורה אלא זימן לו הקדוש ברוך הוא שתי כליותיו כמין שני רבנים והיו נובעות ומלמדות אותו תורה וחכמה (מדרש רבה פרשת חיי שרה)

«Отец не учил его (Авраама) и рава не было у него, и откуда учил Тору? Но дал ему Всевышний две почки [совесть] как два рава, и изливались и учили его Торе и мудрости.» (Мидраш Раба гл. Хаей Сара)
«Ничто не ценится столь высоко среди нас, как праведность, за исключением пророчества, и праведность прокладывает путь к пророчеству, [ибо], как говорили наши блаженной памяти законоучители: «Праведность ведёт к святому наитию» (Ав. Зар. 20 б). Таким образом, из их слов становится ясным, что осуществление положений этого трактата ведёт человека к пророчеству.» (Рамбам, ВОСЕМЬ ГЛАВ [ШМОНА ПРАКИМ], Предисловие)
 
"Вся жизнь наша, в различении сути и её следствий. ...но справедливая, истинная идея, принципиально исполнимая - не может не исполняться." (рав Яков Ариэль)



Новый завет обещал нам Ирмиягу.
Завет в сердце.
Сказал.