Человек вырастает по мере того, как растут его цели
Фридрих Шиллер
Последняя глава Торы перечисляет благословения, которые Моисей дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной.
В этом разделе мы получаем подтверждение, что менеджмент — это отдельная наука. А её эффективность демонстрирует мастер искусства управления — Моисей.
Многочисленные исторические свидетельства отражают сложность древних организаций и управления ими. Возведение грандиозных сооружений (египетские пирамиды, древние ацтекские города), создание народа Израиля, функционирование крупных армий — всё это и многое другое было бы невозможно без координированного управления.
Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, возникают теоретические представления об управлении. В этом отношении наука управления повторила судьбу ряда других гуманитарных наук, имеющих очень длительную предысторию и очень короткую историю.
Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бэббиджа «Экономика машин и производства», изданная в 1832 году.
Основателем классической школы менеджмента является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в работе «Научная организация труда» (1912 г.). Это был первый этап развития менеджмента как науки — деловое администрирование.
Основатель второго этапа — Энрике Мэйо — пришёл к следующим выводам:
— человек — «социальное животное»
— жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека
— решение проблемы человека — дело бизнесменов.
Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпона. Он настаивал, что менеджмент бизнеса должен ориентироваться на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.
Современный, четвертый, этап — социальный менеджмент — обосновал Питер Друкер. Его главная идея — каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом. Ему же и принадлежит идея SMART-критериев постановки целей, предложенная в книге «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году.
Для чего же нужна правильная постановка целей?
Вспомним старый анекдот:
В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все китайские крестьяне разводят саранчу...
Умение ставить четкие цели и задачи своим сотрудникам — это одно из основных критериев эффективности руководителя.
Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Для этого в практике управления и были введены так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
-конкретный (specific)
-измеримый (measurable)
-достижимый (attainable)
-значимый (relevant)
-соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).
Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
А теперь рассмотрим благословения, которые Моисей даёт коленам Израиля. Ведь в своих благословениях он формулирует конкретные задачи каждого колена.
Да живет Реувен и не умирает, и пусть люди его будут многочисленны (Ве зот а-браха33;6)
Моисей стремится придать особые силы потомкам Реувена, которые предпочли осесть за Иорданом: здесь им придется выдерживать и отражать постоянный натиск врагов. Кроме того, пророк видит тенденцию уменьшения численности этого колена: при первой переписи потомки Реувена составляли 46 500 человек (Бемидбар 1:21), а при второй — 43 730 (Бемидбар 26:7). Возможно, это еще одна причина стремления Моисея придать колену Реувена жизненные силы.
Выжить, сохранить себя, увеличивать свою численность и приложить все усилия, чтобы не истощиться в бесконечных войнах и конфликтах — вот задача, поставленная Моисеем потомкам Реувена. Согласитесь: конкретно, измеримо, достижимо и значимо.
Услышь, Бог, голос Йехуды, и к народу его приведи его; сил его хватит ему, а ты будь ему помощью против врагов его (Ве зот а-браха 33;7)
Колено Йехуды должно было первым начать завоевание еще непокоренных областей Страны Израиля. В этом колене много храбрых воинов, поэтому ему хватит сил для защиты народа. То есть, приди Йехуда туда, куда ты должен. Не волнуйся, у тебя хватит и моральных и физических сил. Воинов у тебя предостаточно и мотивация их высока! Конкретно, достижимо и значимо, разве нет?
А вот благословение коленам Звулуна и Исахара:
А о Звулуне сказал он: «Радуйся, Звулун, выходу твоему, а Исахар — в шатрах твоих.Народы созовут они на гору, там принесут они жертвы справедливости, ибо изобилием морей питаться они будут и сокровищами, скрытыми в песке (Ве зот а-браха 33: 18-19)
Звулун получил удел, географическое расположение которого прекрасно способствовало развитию торговли: у него был выход к Средиземному морю и к озеру Кинерет. Материальное благополучие Звулуна не рассматривается как самоцель, а будет дано ему, чтобы обеспечить всем необходимым колено Исахара, посвятившее себя изучению и передаче сложнейших аспектов Торы, связанных с расчетом календаря. Звулун и Исахар должны держаться всё время вместе. Их колена являют собой образец великолепного сочетания материи и духовности. Материальные блага, добываемые Звулуном, помогают Исахару, изучающему Тору, но и Звулун достигает успеха во всех своих делах только благодаря благословению Исахара.
Простыми словами: Звулун, у тебя один из самых лучших наделов. На твоей территории выход к морю и озеру. Через твои территории проходят крупнейшие морские и караванные пути. Строй корабли, перевози товары, развивай торговлю, добывай морскую и озёрную рыбу и не волнуйся — у тебя будет благополучие. Но никогда не забывай о колене Исахара. Твоё процветание продлится лишь до тех пор, пока у тебя будет благословение этого колена. Согласитесь, отлично согласуется со SMART-критериями.
Но как Моисей в своём благословении руководствовался критериями, разработанными через несколько тысяч лет? Безусловно, пророк не мог читать работы Друкера, а вот обратное вполне возможно. Ученый интересовался еврейской тематикой. Он автор работы Die Judenfrage in Deutschland («Еврейский вопрос в Германии»), впоследствии публично сожжённой нацистами — её единственный уцелевший экземпляр хранится в государственном архиве Австрии в папке со свастикой.
Поэтому вполне возможно, что Друкер читал и Писание и, при разработке SMART-критериев, учёл также и опыт Моисея.
Но если и руководство, и напутствия были правильными, как же всё-таки евреи потеряли свою страну? Дело в том, что не сумели сохранить страну люди, — они несовершенны, чего нельзя сказать об Учении.
Ведь именно Писание объединяет евреев и делает их Народом Израиля. И именно Тора смогла вновь объединить народ и привести в свою страну! А какой другой народ смог вернуться на свою землю после 2000 лет изгнания?
http://hadashot.kiev.ua/content/ve-zot-braha-smart-kriterii-moiseya-ili-koe-chto-ob-effektivnom-menedzhmente