-
Информация о материале
-
Автор: Исраэль Дацковский
-
Категория: Профессора за сильный Израиль
член движения «Профессора за сильный Израиль»
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
«Новости недели» 28 февраля 2001
Нет ничего нового под солнцем. Как часто
мы забываем эти слова царя Шломо и в неуемной спеси прогрессивных жителей
ХХ1 века пытаемся решить стоящие перед нами проблемы как возникшие впервые.
И даже не пытаемся задуматься, что наши «новые» проблемы уже возникали,
рассматривались во всех деталях, были решены, и пути, которые предлагаются
сегодня, но почему-то не работают, были опробованы и отброшены еврейской
мудростью уже в далеком прошлом.
Не являются исключением и безуспешные,
но каждый раз повторяемые попытки разрешить наш конфликт с молодым палестинским
якобы народом на основе «мудрого» принципа «Территории в обмен на мир».
Безуспешные попытки израильтян реализовать этот принцип, упорно навязываемый
нам изначально антисемитски настроенным мировым сообществом, девственно
свободным от какого-либо контакта с исторической мудростью вообще и с еврейской
мудростью в частности, уже привели и к многочисленным еврейским жертвам,
и к глубокому расколу не очень единого и до «мирного процесса» еврейского
народа, и к деморализации некогда грозного для соседей ЦАХАЛа. А конца
процессу добровольного свертывания третьей еврейской государственности
на ханаанской в далеком прошлом земле пока не видно.
И давно возникла необходимость задаться
вопросом, а был ли исторический прецедент претензий наших соседей на не
принадлежавшие им территории в обмен на их туманные обещания оставить нас
в живых. И если этот прецедент был, то какие уроки он нам оставил. А ведь
ситуация удивительно, до неправдоподобия похожая на нашу сегодняшнюю действительно
уже встречалась в еврейской истории.
Шел Х111 век до начала христианского летоисчисления.
Молодой еврейский народ, всего за 40 лет до этого получивший Тору у горы
Синай и в связи с этим оформившийся как народ, приближался с востока (со
стороны нынешней Иордании) к Ханаанской земле, которую намеревался завоевать
для своего на ней размещения и создания первого еврейского государства.
Между движущимися в Ханаан евреями и собственно Ханааном оказалось царство
Сихона, завоевавшего ранее земли Моава. Интересно отметить, что ни разгромленный
Сихоном Моав, ни дружественный Моаву Аммон территориальных претензий Сихону
не предъявляли – уважение к силе существовало уже тогда. Евреи попросили
Сихона пропустить их транзитом через его царство, обещая не сходить в сторону
с магистральной транссихонской дороги на Ханаан и даже заплатить за выпитую
воду. Получив отказ Сихона на одноразовое пользование безопасным коридором
к Ханаану, евреи были вынуждены выполнить указание свыше о ликвидации царства
Сихона и завладении его землей (Дварим 2:24). На этой оккупированной территории,
польстившись на дешевое жилье и необъятные по сравнению с тесным Ханааном
сельскохозяйственные угодья, разместились первые еврейские поселенцы –
колена Гада, Реувена и половина колена Менаше (Бемидбар 32:33). Идея заселения
оккупированных земель тогда, как и сегодня, не нашла поддержки у руководителей
народа и навлекла на отделяющихся острую критику со стороны Моше Рабейну
(Бемидбар 32:6, 14). Но был достигнут компромисс между руководством еврейского
народа и желающими жить не там, где все нормальные евреи живут. И после
успешного захвата Ханаана поселенцы вернулись на «территории» (условием
компромисса было нахождение мужчин поселяющихся за Иорданом колен в авангарде
еврейской армии все время освободительной войны за предоставленную евреям
свыше Страну). И прожили там 300 лет. Пока, уже в Х веке до начала отсчета,
почувствов слабинку в монолитном еврейском народе, не пришел Аммон (не
Моав, у которого Сихон отнял земли!) и не потребовал вернуть «законные»
моавитские земли Моаву, обвинив евреев в незаконной оккупации. И, конечно,
добавив: «А теперь возврати мне это с миром» (Шофтим 11:13). Так родился
столь популярный сегодня на Ближнем Востоке принцип «Территории в обмен
на мир». Родился 3000 лет назад. Беззубые объяснения, что евреи у Моава
земли не захватывали (с Моавом воевать запрещено), что территориальные
претензии 300 лет не предъявлялись и вообще Моав и сегодня молчит, а с
Аммоном говорить о моавитских землях не совсем сподручно, естественно,
успеха не имели. И Аммон потихоньку наглел.
Пока Аммон создавал трудности только поселенцам,
те, как могли, отбивались, а основная масса еврейского народа безмолствовала
– не лезть же на рожон из-за поселенцев – того и гляди, экстремистскими
заявлениями можно региональную войну спровоцировать. Но когда Аммон перешел
зеленую черту (в то время она проходила по реке Иордан), и начал творить
беспорядки уже внутри суверенного Израиля, пришлось как-то реагировать.
Была проведена мобилизация (главным образом среди поселенцев заиорданского
Гилада. Жители центра страны, такие как колено Эфраима, в армию не поспешили,
но претензии за собственное неучастие в кампании предъявили. Конечно, уже
после победы) и Аммон был разгромлен, Израиль спасен. Внутри Израиля у
граждан восстановилось ощущение личной безопасности, «териитории» остались
в еврейских руках. Такова история. Похожая на современную, как две капли
воды. Но нам важен даже не сам рассказ, а выводы которые можно из него
извлечь.
Главный вопрос, который возникает в данной
ситуации – так чьи же спорные земли – Аммона (Моава) или Израиля? Ответ
дает комментарий Сончино на это место в книге «Шофтим»: «Даже если раньше
эти земли и принадлежали Аммону, то это еще не повод требовать их обратно,
поскольку Аммон не захотел отвоевывать эти земли у Сихона. А по закону,
человек, отнявший награбленное у разбойника, имеет право поступить с отвоеванным
имуществом по своему усмотрению – ведь для хозяина это имущество все равно
было пропавшим, он не мог вернуть его себе». Итак, спорные земли законно
и безусловно израильские. Распространить сей исторический прецедент на
текущее политическое положение сможет каждый.
Но самое главное в нашем случае – увлекаясь
историей захвата и удержания евреями территорий на восточном берегу Иордана,
не забыть отметить причины прихода Аммона. Ведь желание завладеть землями
Израиля, даже пообещав за это мир, было очевидным поводом, но никак не
причиной (как будто до прихода Аммона с его непомерными требованиями, мира
в регионе не было. И источником возникшей военной напряженности служил
сам Аммон, одновременно предлагая мир. Как это современно – создавать опасность
и просить земли сейчас за гипотетическое снятие этой опасности когда-нибудь
потом). ТаНаХ не только предлагает описание событий. Он в явном виде вскрывает
и их причины. А причиной данной еврейской проблемы (впрочем, и всех прочих
многочисленных еврейских проблем, включая и современный нам арабо-израильский
конфликт), являлась простая вещь: «И опять стали сыны Израиля делать злое
перед очами Господа» (Шофтим 10:6. Эта причина еще не раз упоминается во
многих местах ТаНаХа). И пока евреи не уберут причину проблемы, а будут
пытаться бороться со следствиями, успех заставит очень долго себя ждать.
Это было верно тогда, это столь же верно сейчас.
А пока израильтяне, снедаемые виной за
несовершенные деяния, и старательно закрывая глаза на движущие силы истории,
на свои обязанности перед Тем, Кто вернул нас в эту беспокойную страну
и на истинные причины конфликта, безуспешно пытаются расплатиться запрещенными
к передаче в нееврейские руки землями за недостижимую и ненужную нам любовь
арабского окружения в масштабе региона и всего остального «содружества
народов» в масштабе мира. И столь же безуспешно пытаются прийти к миру
путем, от него (и от Него) уводящим.