Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Кроме свиста в адрес Хаима Каца, настроение в понедельник вечером в 10-м павильоне Ганей тааруха было очень праздничным. "Тучи" существовали только в выступлениях левых комментаторов, и они не пролили внутрь здания ни одной кислой капли дождя. Политические деятели со всех флангов партии сновали со свадебными улыбками на лицах. Общее мнение заключалось в том, что рядовые члены партии очень умный список кандидатов, подходящий партии и тем идеям, которые Ликуд претендует представлять.

В конце концов, несмотря на "размежевание" и Бар-Иланскую речь, это партия наследников Жаботинского. У нее нет исторических обязательств по отношению к идее "двух государств для двух народов", а только по отношению к одному государству на двух берегах Иордана.

Хоть многое изменилось со времен Жаботинского, в том числе Иордан, но портрет лидера Бейтара висит на сцене на таких мероприятиях - и это обязывает. В заключительной речи - около часа ночи - глава правительства даже декларировал верность учению Жаботинского. Кстати, несколько странно, что на том же дыхании он упомянул и Дана Меридора. Какая связь между Даном Меридором и идеологией Жаботинского?

В предыдущий раз когда я присутствовал на подобном ликудовском мероприятии, еще были люди, лично знавшие Жаботинского или, по крайней мере, читавшие его труды. Это было во время Шамира. С тех пор просло более 20лет и человеческий пейзаж в 10-м павильоне пережил большую встряску. Йегуду Амрани из Афулы я мог встретить там и в начале 90-х, думаю, и друзей Ури Фараджа из Петах-Тиквы, но не поселенцев, которых сейчас было много. Во время Бегина и Шамира не было ни одного поселенца-представителя Ликуда в Кнессете, сейчас трое в первой двадцатке кандидатов.

Не только человеческий пейзаж ликудников изменился чудесным образом, но и пейзаж журналистов, присутствующих при событии. Их стало больше и они стали разнообразнее. Левая газета "Хадашот", которую я тогда представлял на том далеком заседании Центра Ликуда, давно отправилась к праотцам. Ее место занимали на этой неделе посланцы "Исраэль а-йом", радио "Галей Исраэль", "Коль бе-рама", "Аруц-7" и "Макор ришон" - СМИ, симпатизирующие коалиции под руководством Ликуда. И радио "Коль Исраэль", газета "Маарив", сайт "Валла", французское агентство новостей и 2-й телеканал были представлены послами сектора, не имевшего никакого представительства в те дни. Так или иначе это изменение повлияло и на оценки СМИ, поставленные на этой неделе побеждающему списку. Израильская пресса не поддержала единогласно глупейшее сравнение результатов праймериз с харакири (Йоси Вертер в газете "а-Арец"). Часть статей даже симпатизировала Моше Фейглину.

Фейглин, первый из победителей на праймериз прибывший на торжество, уверенно передвигался от одного интервьюера к другому и праздновал свою сладкую победу. Нет сомнения, что у него есть много заслуг в сдвиге партии вправо, но это уже не тот Фейглин из прошлого десятилетия и даже не прошлогодний Фейглин. Парламентская ответственность лежит на его плечах. Прошлой зимой он еще состязался с Нетаниягу за лидерство в партии, а сейчас он приветствует Нетаниягу и обязуется выставить свою кандидатуру на должность главы Ликуда только после окончания эпохи Нетаниягу. "Люди взрослеют", - объяснил он в одном из интервью. Его многочисленные сторонники в зале излучали спокойствие и счастье.

Нетаниягу, со своей стороны, на этот раз отреагировал без истерики на избрание Фейглина. Возможно, и он немного повзрослел. Глава правительства понимает, что в этой избирательной кампании его главный соперник - Нафтали Беннет, а не левые, поэтому он нуждается в Фейглине в списке. Как и в Ципи Хотовели - разумеется, одной из главных победительниц праймериз. Еще до половины одиннадцатого вечера ее сторонники опасались, что она, может, не пройдет в список, но выяснилось, что она обошла Лимор Ливнат и Мири Регев. Идеологическая верность оправдывается. "Мы победили, не участвуя в сделках", - успела она крикнуть мне до того, как была утащена на еще одно телеинтервью.

В продолжение вечера было менее интеллектуальное событие, когда часть победителей вошли в зал в окружении восторженных поклонников, как будто они футбольные звезды, совершающие обход стадиона с кубком в руках.

Нетаниягу предпочел публично посетовать только на отсутствие Дана Меридора и Бени Бегина на реальных местах в списке, но не на Михаэля Эйтана. А жаль. Эйтан хоть и сдвинулся резко влево в последнее десятилетие, но в его заслугу можно сказать, что он вел дискуссию, не убегая из дома, не присоединившись к партии дезертиров Ариэля Шарона. Своим присутствием Михаэль Эйтан способствовал подъему уровня честности в партии и политике вообще. И его признание поражения было достойным и благородным. Дай Бог, чтобы нынешние победители праймериз проявили такое же благородство, когда наступит их час проиграть. Ведь по Жаботинскому, АДАР (величие, благородство) - важен почти, как Эрец Исраэль.

Праймериз для бедных

Растягивание ликудовских праймериз на 2 дня привело к утрате сил кандидатов и, главное, к утрате средств. У них не оставалось денег на еще один день голосования. Внутрипартийные состязания - очень дорогостоящее дело - вплоть до утраты демократического права каждого из нас быть избранным. Одна из "социальных" активисток партии Авода, собиравшаяся учствовать там в праймериз, но передумавшая, рассказывала мне, что в этом решении были замешаны и финансовые соображения. Только регистрация кандидатуры на праймериз в партии стоит 10 тыс.шекелей, которые не возвращаются в случае поражения. Рассылка SMS членам партии стоит 20 тыс.шекелей, и это еще до рекламы, советников по пиару, опросов, аренды автомобилей, помещения и т.д. Она не хотела собирать пожертвования, чтобы не быть зависимой от крупных спонсоров и не ходить с чувством, что обобрала мелких жертвователей.

Так как же все-таки можно провести праймериз? Ведь никто из нас не тоскует по временам "закрытых комиссий". У этой активистки есть интересное предложение, которое удешевит праймериз в денежном отношении, но повысит их идейную цену. Сбор за регистрацию кандидата не должен превышать минимальную зарплату (примерно 4000 шекелей) и кандидатам будет позволено потратить небольшую сумму на саморекламу. Перед голосованием партия разошлет своим членам брошюру с перечнем кандидатов и краткой биографией каждого. Может, еще сорганизует "день перед праймериз" в каждом округе, где кандидаты получат бесплатную возможность представить себя.

Разумным членам партии это должно хватить, чтобы принять решение. Они отдадут свои голоса только проявившим себя кандидатам. Избирательная кампания будет дешевой и целеустремленной. Кандидаты-пустышки не смогут больше опираться на широкоплечих советников по пиару. Достойные кандидаты будут состязаться без опасения разориться. Основные усилия пойдут на интервью. Нагрузка на прессу возрастет, но та не будет возмущаться. Чего не сделаешь ради демократии.

("Макор ришон" 30.11.2012)


Перевел Моше Борухович
МАОФ