Когда началась последняя предвыборная кампания, утверждалось, что на этот раз это будет битва не между партиями или политическими лагерями, а между газетами - "Йедиот ахронот" и "Исраэль а-йом". На этой неделе после резкого порицания премьер-министра в адрес Нуни Мозеса (прим.перев. - владельца "Йедиот ахронот") это утверждение получило подтверждение. Высокопоставленный политический комментатор заявил, что теперь доказано, что Нетаниягу потащил страну на лишние выборы, чтобы спасти приближенную к нему газету от когтей законопроекта по закрытию "Исраэль а-йом".
Замечание: у газет "Макор ришон" и "Исраэль а-йом" один владелец - Шелдон Эдельсон. Поэтому не стоило бы и было бы неэтично вмешиваться здесь в войну между "Исраэль а-йом" и "Йедиот ахронот". С вашего позволения, читатели, ограничимся замечанием, что если в самом деле весь смысл существования газеты "Исраэль а-йом" в поддержании власти Нетаниягу, то было очень странным предположить, что Нетаниягу вызвался свалить свое правительство, чтобы поддержать газету. Здравый смысл говорит, что результаты голосования в Кнессете по законопроекту о закрытии газеты показали Биньямину Нетаниягу глубину трещин в его коалиции и привели к досрочному роспуску Кнессета. Возможно, он распустил бы парламент и по другому поводу.
Но все же если есть связь между законопроектом о закрытии газеты и досрочными выборами, даже только косвенная или символическая связь, то, возможно, выборы, не излишние, как казалось вначале, они ведутся по значимому вопросу.
Надо понимать, что история с газетой "Исраэль а-йом" не оторвана от израильской действительности. Это точечная арена столкновений в общей и длительной войне за качество СМИ и за качество демократии у нас. 20 лет назад Аруц-7 под управлением Кецале был с середине бури, сейчас Шелдон Эдельсон. Кстати, и тогда левые подавали иски председателю Центральной избирательной комиссии, утверждая, что трансляции 7 канала - это запрещенная превыборная агитация. Иски были отклонены, но депутат Эйтан Кабель (Авода) преуспел закрыть Аруц-7 под другим предлогом. Большевисткий механизм этого крикливого депутата взводится каждый раз, когда кто-то или что-то угрожает левацкой гегемонии в СМИ. Когда-нибудь он еще получит премию за закрытие раздражающих его СМИ.
Кабель и его окружение действуют в нынешней истории с газетой как уполномоченный по демонополизации, но с точностью до наоборот. Они прилагают усилия, чтобы гарантировать вечность их монополии в СМИ и на рынке идей. Им очень удобен старый порядок, при котором только левые определяют повестку дня, приоритеты симпатий публики, решают, что хорошо и что плохо, разделяют между светом и тьмой. Им не нужны новые партнеры в в формулировке действительности. Их сверхзадача в атаке на "Исраэль а-йом"- продолжение их полного контроля над словами, заголовками, снимками, подписями и вопросами; чтобы, не дай, Бог, никто не спросил когда-нибудь в студии премьер-министра: почему он замораживает строительство в поселениях, а лишь: почему он строит в поселениях?
Да, я знаю, у левых журналистов есть хроническая склонность преуменьшать свое влияние. Они формируют повестку дня и действительность. Самый разрушительный шаг властей в последнем поколении - "размежевание" - был реализован, в основном, потому что СМИ на протяжении лет пропагандировали отступление из Газы. И ословское соглашение не пришло бы в мир, если бы ему не предшествовали многолетние требования СМИ вести переговоры с ООП.
Старые израильские газеты, радио и телевидение - это ведущий институт стандартов в области культуры и идей. Из-за них нельзя сказать хоть одно плохое слово о преступности в Негеве и не быть заподозренным в расизме. Нельзя хоть немного поспорить о гомосексуализме. Поэтому важно, чтобы газетный рынок был как можно более свободным и сбалансированным. Один из способов сделать это - увеличить конкуренцию. Но Кабель и Ко не хотят конкуренции и поэтому возникает законопроект о закрытии газеты "Исраэль а-йом", который прямо или косвенно приводит к досрочным выборам. Таким образом непреднамеренно мы были втянуты в очень насущный спор о СМИ. Если ситуация в СМИ хоть немного улучшится благодаря досрочным выборам - дайену.
Экзамен
Барак Обама разъяснил на этой неделе, что не встретится с Нетаниягу во время визита того в Вашингтон, потому что согласно требованиям протокола в Белом доме не проводятся встречи с иностранными лидерами перед выборами. От президента США можно было ожидать более здравых доводов или хотя бы молчания. Ведь даже если в итоге состоится встреча между ними перед выборами, никто не заподозрит, что Обама хочет помочь Нетаниягу. Если уж на то пошло, все заподозрят, что Обама встречается с Нетаниягу, чтобы провалить того или даже подсыпать что-то в кофе.
И кстати, у Вашингтона есть традиция вмешательства в выборы у нас. В 1992г. Белый дом свалил Ицхака Шамира посредством гарантий на ссуды, в 1996г. представители Белого дома потели, чтобы Перес победил Нетаниягу, а в эти дни замешан в попытке сократить жизнь 3-го правительства Нетаниягу. Например, вся драматизация речи Нетаниягу в Конгрессе - это явное обсессивное усилие вывалять Нетаниягу в разгар избирательной кампании, нет тут ничего сущностного. Ведь в конечном итоге, что плохого случится с Обамой, если Нетаниягу выступит?
Как видно, с Обамой от этого не случится ничего плохого, Нетаниягу это поможет. Запланированное выступление может разрушить плохое соглашение, готовящееся между Вашингтоном и Тегераном. В сущности, это выступление уже способствовало общественному обсуждению заново соглашения. Генри Киссинджер критиковал его, газета "Вашингтон Пост" гневно обрушилась на него, и это гораздо важнее любого возможного нарушения Биньямином Нетаниягу вашингтонского протокола. И что не менее важно: если Нетаниягу в итоге выступит с речью, несмотря на все мощное противодействие, это будет успешным экзаменом. Он, наконец-то, продемонстрирует приверженность принципам. С некоторым опозданием он докажет миру и себе, что его "нет" - это "нет, а "да" - это "да".
Теперь надо надеяться, что он продолжит так. Суровая политическая зима в Израиле, и страна нуждается в решительном руководстве, которое умеет спорить с Европой, Америкой и Абу-Мазеном. Если Нетаниягу будет формировать и будущее правительство, он должен будет разморозить строительство в Иудее и Самарии, несмотря на недовольство Обамы - судей-антисемитов в Гааге. Будет нелогично, если он будет жестко конфликтовать с президентом США за право выступить с речью в Вашингтоне, но откажется от нашего права строить в Иерусалиме.
("Макор ришон" 13.02.2015)
Перевел Моше Борухович
МАОФ