В субботу вечером, 7 марта, в центре Тель-Авива, на бывшей площади Царей Израиля (ныне — пл. Рабина) состоялась демонстрация представителей левых сил: блока “Сионистский лагерь” (состоящего из партий Авода и А-Тнуа), партии МЕРЕЦ, коммунистов и других.
Митинг проходил под лозунгами: “Израиль хочет перемен!”, “Нетаниягу, ты опозорился — уходи!”, “Смена власти — сейчас!”, “Только не Биби (Нетаниягу)!” и т.д.
По оценке организаторов акции, в ней приняли участие порядка 50 тысяч человек. По сведениям полиции, число пришедших на митинг составило около 40 тысяч человек.
Героем демонстрации стал бывший глава внешней разведки (Мосад) Меир Даган, который построил свою речь на том, что его бывший шеф, Нетаниягу — очень плохой премьер.
“Хотя Израиль окружен врагами”, — заявил Даган, — "в настоящее время его “больше пугают израильские власти”, поскольку “их нерешительные действия стали причиной застоя, а шаги на политической арене – причиной ухудшения отношений с Соединенными Штатами”.
Оставим в стороне сам вопрос о том, хорошим или плохим премьером был Нетаниягу. У тех, кто помнит, что Меир Даган очень хотел получить у Нетаниягу продление своей каденции на посту главы Мосада (Нетаниягу ее так и не продлил), возникает логичный вопрос: когда Нетаниягу являлся начальником данного красноречивого оратора, премьер был достаточно “хорош”, чтобы Даган так отчаянно стремился продлить службу под его началом?
Вытащили участники митинга левых сил и жупел убийства Рабина, заявив, что “в стране сегодня не так уж мало сторонников этого убийства”, а также “экстремистов-сторонников рава Кахане”. К “экстремистам” ораторы заодно причислили и тех, кто чтит память о праведниках. То есть практически всех религиозных евреев.
Видимо, именно с этими “врагами” и считает нужным сражаться левый лагерь Израиля.
Как сообщается в СМИ, первоначально устроители митинга левых сил намеревались провести свою акцию через неделю. То есть ближе к дате выборов, которые состоятся в Израиле во вторник, 17 марта сего года. Однако эту дату сумели первыми “занять” представители Совета по делам поселений Самарии, которые подали заявку в муниципалитет на проведение митинга сторонников правых сил в следующий вечер исхода субботы, на том же месте, где и проходила нынешняя демонстрация левых — на бывшей площади Царей Израиля. Что заставило левых удовлетвориться нынешней датой.
Комментарий
Само по себе то, что организаторы акции, заявившие, что рассчитывают на участие, по меньшей мере, 300 тыс. человек, смогли мобилизовать на одно из самых важных публичных мероприятий накануне выборов не более 30-40 тысяч человек — говорит о многом.
Особенно если учесть, ГДЕ проходила данная демонстрация. Ведь речь идет о вотчине сторонников левого лагеря — центре Тель-Авива.
Заметим, кстати, что вокруг бывшей площади Царей Израиля расположены многочисленные жилые массивы, в которых, собственно, в основном и проживает электорат партий Труда (нынешнее название — Сионистский лагерь) и Мерец, устроивших этот митинг.
Одно лишь простое присутствие на этом мероприятии жителей близлежащих кварталов могло увеличить число его участников в несколько раз. И действительно, площадь Царей Израиля не раз вмещала в себя до трехсот тысяч митингующих. Было бы, как говорится, желание.
Кроме того, от центральной автобусной станции и крупных транспортных артерий города до места проведения митинга курсировали нанятые организаторами микроавтобусы для бесплатной доставки желающих со всех концов города, а также прибывших из других городов.
Забота организаторов понятна: митинг задумывался как мероприятие общенационального масштаба, с соответствующим количеством участников. И если число в 30-40 тысяч вполне может удовлетворить устроителей массового мероприятия районного или даже городского масштаба, то цифра в 30-40 тысяч для предвыборной общенациональной демонстрации левых сил выглядит почти оскорбительно.
И еще одна красноречивая деталь, свидетельствующая о настроениях, царящих ныне в стане сторонников левых партий: тому, кто видел фоторепортажи с митинга, наверняка, бросилось в глаза массовое, скажем так, невеселое выражение лиц участников данного мероприятия. Сторонники левого лагеря большей частью задумчиво и грустно, если не сказать — обреченно, смотрели в объективы снимающих их корреспондентов. Лица у демонстрантов — либо печальные, либо... угрюмо-упрямые.
К слову сказать, такое мрачное настроение левых активистов и их электората, если судить по чисто внешней канве предвыборных событий, не очень понятно: опросы прочат левому блоку (прикрывающемуся совершенно к нему не относящимся названием “Сионистский лагерь”) чуть ли не больше мандатов, чем у правящей партии Ликуд.
Вообще, в нынешних обстоятельствах, на фоне относительно недавней ракетной войны с Газой, в которую был вовлечен весь израильский тыл, такие результаты можно считать просто неслыханной и даже необъяснимой удачей для левого лагеря. Ведь на их знаменах до сих пор значится призыв к национальному самоубийству путем передачи под палестинское “ракетно-минометное” государство, кроме Газы, также и Иудеи и Самарии.
И вот, несмотря на эту неслыханную удачу, повторим, сторонники левого лагеря откровенно грустны. Так, что можно подумать, что они пришли демонстрировать всей стране свою вселенскую грусть.
Официальное объяснение низкой явки участников сводилось к тому, что молодежь в Израиле, как и во всем западном мире, слишком привыкла к Фейсбуку и приобрела привычку “демонстрировать”, не выходя из дома. Мол, эпоха митингов закончилась. Началась эпоха Фейсбука.
Это объяснение ни на что не годно. Ибо для того, чтобы проголосовать, в любом случае, надо будет прийти на избирательный пункт своими ногами. И если люди не готовы прийти и подъехать на бесплатных микроавтобусах на полчаса или на час, чтобы постоять, поболтать и поесть мороженого, одновременно, демонстрируя электоральную силу левого лагеря, это знак, что никакого желания участвовать в левом политическом движении у его пассивных сторонников уже нет. А вместо этого полная апатия.
Симптоматично именно это состояние глубочайшей апатии. Ибо после того, как левые, в результате выборов 1992 года получили возможность провести соглашения Осло и полностью обанкротились с этой идеей, “предложить народу” им более просто нечего. У них нет никакого политического товара. Им нечего сказать.
Отсюда имевшая место три года назад дичайшая попытка устроить “демонстрацию против подорожания йогуртов”. В результате которой, кажется, два или три человека, возглавлявших “народный йогурт-протест” устроились депутатами в Кнессете, весьма успешно решив таким образом свои личные проблемы с помощью партии Труда, которая и протащила их в Кнессет. Все это выглядело отталкивающе. И поэтому и эти протесты закончились. И наступила... звенящая идеологическая пустота.
Вот и стал основным лозунгом нынешней совершенно пустой предвыборной программы левых звонкий и довольно эффектный лозунг “Только не Биби!”, выдвинутый газетой Гаарец и подхваченный всем левым лагерем.
Действительно, именно таким коротким и запоминающимся и должен быть предвыборный лозунг. Но он никак не раскрывает (и в этом проблема), что же “вместо Биби”. То есть и тут “товара нет”.
Перспективы
Быть может, зря нас удивляли грустные лица участников митинга левых сил? Вполне возможно, что камеры фоторепортеров запечатлели лишь вполне понятные эмоции людей, осознавших, что мероприятие, в котором они принимают участие, провалилось. Ибо только так можно охарактеризовать позорно малое число участников главного предвыборного митинга левых, проходившего в субботу вечером, то есть в то время, когда у большинства израильтян выходной день, а, следовательно, не появление на митинге может означать все, что угодно, кроме “занятости”.
И эта грусть, как ни неудобно нам это говорить, вселяет в нас немалую надежду.
Тем не менее, именно сейчас всем сторонникам здоровых сил национального лагеря очень важно не расслабляться и не считать, что левым автоматически уготовано сокрушительное поражение. Оно вполне возможно на ближайших выборах, но не автоматически, а как некий результат общественных действий, вытекающих из гражданской ответственности и активной гражданской позиции.
Обязательно надо пойти голосовать в день выборов, не надеясь, что все само как-нибудь устроится, и другие твои единомышленники проголосуют за представителей правого лагеря.
Глобально у левых нет никаких шансов. Но очень опасно думать, что этот “глобальный провал” уже организован, что он уже состоялся.
В израильской истории, как минимум, два раза случались трагические “проколы”, когда правые силы считали, что победа у них в кармане, и упускали власть из своих рук буквально в последний момент. Это выборы 1992 года и выборы 1999 года, когда правые избиратели и лидеры слишком рано расслабились, считая, что у левых нет шансов. И за каждый такой “прокол” впоследствии Израиль заплатил немалой кровью (буквально!).
Глобально конец левой идеологии и левых партий очевиден. Но “не глобально”, конкретно сейчас, нужно проявлять осторожность. Поэтому мы призываем сторонников всех здоровых сил в нашем народе не расслабляться, вплоть до оглашения первых результатов выборов. И действовать в пользу победы максимально активно.
В частности, очень хорошо было бы, если бы все, у кого будет такая возможность, приехали на бывшую площадь Царей Израиля в ближайший субботний вечер. Чтобы зафиксировать свою поддержку здоровым общественным кругам нашего общества.
Примечание редакции: по поступающим сообщениям, руководители демонстрации перенесли её на 24 часа. Демонстрация состоится вечером в воскресенье, 15 марта.
evrey.com