Maof

Saturday
Dec 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
{nomultithumb}Опишу еще одну потрясающую экскурсию с Мишей Эзером, на которой мы побывали мы с Йонькой. Игоря в этот раз не было, и добирались мы тремпом (спасибо Мише и Саше!). Собрались все участники в 9 часов утра на перекрестке Лахиш. Всего приехало 8 машин. Предполагалось, что сначала мы пойдем на сам холм Лахиш, с которым связано очень много интересных событий в библейскую эпоху, а потом спустимся в пещеры, которые служили укрытием восставшим во времена восстаний проив Рима. Это было бы логично. Но поскольку экскурсия проходила в пятницу, решено было поменять эти две части местами: сначала пойти в пещеры, а уже потом подняться на холм. Сделано это было для тех, кто захочет пораньше уйти домой: с холма спуститься в одиночку легче, чем выбраться из пещеры.


Часть 1. Пещеры «Меарот Хазан»
Место, где находятся пещеры, называется «Яар Амация» («Лес Амации»). Это южный склон Хевронских гор, южный склон Лахиша. Лес назван в память царя Амации, который был там убит за идолопоклонство.
Холм Лахиш — стык Ханаана и Сдот Плешет («филистимских полей» - современный Кирьят-Гат). Поэтому здесь возникла крепость, как защита от филистимлян и египтян. Сюда неминуемо должны были придти и ассирийцы, воевавшие с Египтом и с филистимлянами. (Обо всем этом подробнее – в части про Лахиш). После разгрома филистимлян жизнь сюда не вернулась. Только в эллинистический период здесь снова возникло поселение.
В период Рима этот район расцвел. Ценность его заключалась в том, что здесь можно было выращивать три основные культуры, на которых держалась экономика: виноград, пшеницу и оливки. Поэтому он пользовался поддержкой римлян. Здесь существовала еврейская ферма, производящая оливковое масло. Ферма эта разрослась и разбогатела. Помещения, располагавшиеся в пещерах, выдолблены на совесть (видимо, еще в эллинистический период). Такое основательное строительство говорит о том, что эти пещеры изначально были построены для обычных сельскохозяйственных нужд, а вовсе не для того, чтобы в них прятались восставшие. Эта ферма пережила Великое Восстание, и поэтому стала базой для подготовки к новому восстанию. Нужно было построить «меарот мистор» («пещеры-тайники»). Для этои цели использовали все уже существующие помещения, в том числе и водяные ямы. (Кстати, пещеры Бет-Гуврина никогда не использовались, как «меарот мистор», потому что там было эллинистическое поселение.)
Вообще-то эта пещера была закрыта, но любители древностей сбили замки и решетки и теперь туда можно залезть. Залезли мы туда по лесенке, довольно глубоко, метров пять. Попали в зал, из которого вели несколько выходов. Пока в пещеру спускались остальные участники, дети, пролезшие первыми, весело осматривали ближайшие коридоры, светя себе фонариками. Потом мы все вместе залезли в другой зал, в котором была когда-то кухня, а позже склад. Пролезая по коридору, увидели колодец глубиной 22 м. – он доходит до грунтовых вод. Его вырыли таким глубоким уже во времена восстания, чтобы можно было добывать воду, если нельзя будет выйти наружу. Потом увидели еще один зал – водосборный. Этот зал сделан капитально – явно в эллинистический период. Имеются даже ступени для спуска к воде, если водосборная яма не полна. Здесь Миша играл на флейте, а мы слушали эхо.
   
 
После этого мы вылезли на поверхность, ну, почти на поверхность. Мы оказались внутри большой ямы, над нами было голубое небо и росло дерево. Миша сказал, что мы осмотрим еще один зал – маслодавильню, но пойдем туда не по поверхности, как предполагалось, а по подземным коридорам, где мы только что были (почему – не скажу J). Мы оставили вещи в яме и полезли обратно в пещеру, осматривать маслодавильню.
Знаете ли вы, что больше всего масла находится не в мякоти оливок, а в их косточках? Если сомневаетесь, подумайте: где находится больше персикового масла: в мякоти или в косточках? А орехового? И где оно лучше? Вот. Чтобы оливковое масло из косточек получить, их надо разбить. Для этого служит большой камень, который вращается в углублении – «мелель». Когда косточки разбиты, масло вытекает из них само. Этот процесс нельзя ускорить. В результате получается масло самого лучшего качества. Такое масло использовалось даже для светильников в Храме. Есть мнение, что проблема Маккавеев, когда они хотели очистить Храм и зажечь светильник, была чисто техническая – производство масла, пригодного для Храма, требует времени. После того, как из оливок вытекло самое лучшее масло, остался жмых. Этот жмых клали в корзины, сплетенные из веревок, и укладывали эти корзины в стопочку в специальный колодец. Стопка была высокая и торчала из колодца, а сверху клалось бревно, которое давило на нее своим весом. Масло выжималось, и стопка оседала вниз под тяжестью бревна. Через какое-то время к бервну добавлялся ешще груз – камень, потом еще камень... Так и назывались сорта масла: масло первого камня, масло второго камня... Ясно, что чем больше номер камня, тем хуже сорт масла.
Рядом с залом маслодавильни располагался бассейн для ритуального очищения – микве. Соблюдение ритуальной чистоты было необходимым, ведь масло делалось и для Храма. Поэтому работники маслодавильни на выходили наверх во время работы. Естественно, что где-то рядом имелись и уборные. Продукты человеческой жизнедеятельности для ритуальной чистоты не опасны.

Вылезли мы из пещеры там же, где залезли. Пошли к яме, где был второй выход, взять вещи. После этого устроили перерыв: перекусили, поболтали. Как всегда, Миша играл на гитаре и пел песни на разных языках.

После перерыва Миша скомандовал: «По машинам!» (Один из участников, услышав это, улыбнулся и помахал. :) ) И мы поехали на Тель Лахиш.

Период Эль-Амарна (14 в. до н. э.)
Поселение здесь было основано в 3-2 тыс. до н. э. В 14 в. до н. э. Лахиш был завоеван египтянами. Он  упоминается в знаменитых письмах Эль-Амарна. Эль-Амарна (Ахетатен) служил столицей Египта во времена фараона Аменхотепа IV, Эхнатона. Данный архив насчитывает 381 письмо, около половины из которых являются письмами ханаанских наместников своим египетским властителям, Аменхотепу III, 1405-1367 до н.э. и его сыну Аменхотепу IV, 1367-1350 до н.э. Написаны почти все эти письма на аккадском языке, международном языке того времени. В основном наместники клянутся фараону в верности, в исправном посылании дани (а если дань не дошла – это грабители караван ограбили), жалуются друг на друга. Некоторые пишут о восставших, некоторые просят прислать военные силы. Самые умные пишут фараону, чтобы сделал что-то, пока все не развалилось. Но у Египта уже нет достаточно сил, чтобы поддерживать верных и наказывать восставших. В Иерусалиме правил в это время Абди-Хеба (Эбд-Хеб). В архиве Эль-Амарна имеется шесть писем, написанных им, он упоминается и в письмах других наместников. Вот строки из его письма, где, кстати, упоминается и Лахиш:
«Пусть Царь знает! Во всех странах мир, и только против меня ведут войну. Пусть позаботится Царь о своей земле. Страна Гезер, страна Ашкелон и город Лахиш дали им хлеб, масло и все, что они просили. Пусть позаботится Царь послать войско. Пусть пошлет Царь войско против людей, которые восстали против Царя, господина моего. Если будет войско в этом году, то останутся земли и правители городов под властью Царя, господина моего. А если не будет войска, то отойдут земли и правители городов от Царя.» (Письмо 287)
В том же письме жалуется Абди-Хеба, что египетские солдаты залезли в его дом с целью грабежа и просит наказать их.

Лахиш много упоминается и в Библии. Царь Лахиша был одним из пяти царей, воевавших против Гив'она и побежденных Йеошуа бин-Нуном при Бет-Хороне (цари Иерусалима, Хеврона, Рамота, Лахиша и Эглона). После разделения царств (931 г. до н. э.) иудейский царь Рэхав'ам построил здесь крепость, чтобы защищать границы Иудеи от филистимлян, египтян и других врагов. В 781 г. до н.э. в Лахиш бежал царь Амация (тот, в память которого сейчас назван лес), и там же был убит.

Взятие Лахиша Санхеривом (701 г. до н. э.)
В 701 г. до н. э. Лахиш завоевал ассирийский царь Санхерив (Синахериб). Это было нелегко, потому что крепость была хорошо укреплена. Сам холм, на котором она построена – естественный, со срезанным верхом. На холме построены две стены – две системы фортификации. Одна крепостная стена построена ниже, одна выше. Нижняя стена предохраняет от оползания. Верхняя — сама крепость. Часть склона обложена камнями. Все это устроено так для того, чтобы нельзя было подкатить к крепости башню и забросить десант на стены, ибо именно так тогда велись штурмы крепостей. Еще одно достоинство укрепления в том, что крепостная стена не отвесная, а пологая. Вроде бы по холму карабкаться легче, чем по отвесной стене, но зато нет мертвых зон. Штурмующие всегда на виду, под обстрелом защитников крепости.
Но ассирийские воины применили другую тактику. Для штурма Лахиша они насыпали вал (см. картинку). И все-таки им пришлось повозиться с этой крепостью. Когда осажденные увидели, что ассирийцы насыпают вал, они принялись делать насыпь со своей стороны, чтобы поднять уровень стен. Так они соревновались какое-то время, но армия Санхерива была лучше организована да и наверно больше количественно. Ассирийцы сумели насыпать вал даже выше, чем стена. Потом они закатывали наверх легкие тараны, сбивали башенки-укрепления, а потом уже лучники добивали защитников крепости. Осада Лахиша Санхеривом упоминается в Библии, а также описывается в анналах самого царя. Есть барельеф, иллюстрирующий осаду Лахиша ассирийской армией.
Там, на вершине холма, Миша продекламировал нам слова из стихотворения Валерия Брюсова «Ассаргадон». «Только замените имя на 'Санхерив', - сказал нам Миша, - а все остальное вполне будет соответствовать истине»:

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Это верно. Именно так вели себя ассирийские цари, и именно такими словами писали они свои анналы. Вначале их правления некоторые области обычно восставали, а новоиспеченные цари жестоко подавляли эти восстания.

Дополнение по поводу имен: пока я писала, Игорь спросил, почему я пишу «Синахериб», если он «Санхерив». Ну, для меня он конечно Санхерив, потому что так он называется на иврите в Библии. А Саргон для меня – Саргон. Но их настоящие аккадские имена были длиннее. Аккадские имена – это чаще всего предложения. Санхерив, к примеру, называется по-аккадски Син-аххи-эриба, что значит «Син (бог луны) дал замену братьям». Очевидно, старшие братья Санхерива умерли до его рождения. Его папа Саргон II на самом деле Шарру-кен («Истинный царь») – неплохое имя для человека, узурпировавшего трон. Сын Санхерива, Ассархаддон – это Ашшур-аха-иддина («Ашшур дал брата»), а восставший против Санхерива правитель Вавилона Меродахбаладан – Мардук-апла-иддина («Мардук (главный бог Вавилона) дал сына-наследника»).


Взятие Лахиша Навуходоносором (588 г. до н. э.)
Около 588 г. до н. э. Лахиш был взят и, вероятно, разрушен вавилонским царем Навуходоносором. К этому времени относятся знаменитые лахишские черепки (остраконы). Большую часть из них нашел И. Л. Старки, британский археолог, который копал здесь в 1932-1938 годах. На черепках этих иудейские военачальники пишут друг другу записки. Мы прочитали II, III и IV черепки. В IV черепке была та фраза, упоминавшаяся во время экскурсии по пещерам Шфелы: «לא נראה את עז/קה» («Не видим Азеку»). Кстати, с вершины холма мы посмотрели и на Азеку (На картинке слева, дальний холм - это Азека).
III черепок очень интересный: один из офицеров пишет ответ своему начальнику и выражает обиду на его слова «Читай послание!», а также сообщает о последних событиях, посылает ему послание, пришедшее от пророка «מאת הנבא לאם/ר השמר» («От пророка, говорящего: 'Берегитесь!'»). Есть мнение, что речь идет о пророке Йермияhу, который предупреждал, что царь вавилонский все равно победит. Естественно, эти разговоры раздражали офицеров Лахиша.


Лахиш был снова восстановлен в V веке до н. э., в период персидского владычества. На холме есть также руины резиденции персидского губернатора.
  


Еще мы видели необожженные кирпичи на срезе. Поднимаясь на холм, Миша увидел растение «шарвитан» (эфедра), из ягод которого можно варить варенье, а арабы заваривают его цветки как чай. Чай этот обладает свойствами стимулятора или слабого наркотика – это замечание вызвало оживление у некоторых членов нашей группы.
     

Экскурсия, как всегда, очень понравилась. Мне особенно: образы из лекций и сухих статей ожили, обрели объем и цвет. Понравилось и Йоньке: о пещерах вообще говорить нечего, полный восторг, да и по крепости полазить было интересно. Правда, Йонька устал и на обратном пути уснул прямо в машине. Игорь, послушав наши рассказы, сказал, что в следующий раз обязательно пойдет на Лахиш.

"Живой журнал" ethana