Встретились мы на "махсом перот" и поехали в Гризим. Остановились возле площадки пасхального жертвоприношения. Миша Эзер (mangupli) начал было рассказывать, но тут нас позвал Йефет, владелец самаритянского музея. Музей находится в его доме, небольшой, но красиво сделанный. Мы расселись на стульях и Йефет стал рассказывать о самаритянах, их религии и обычаях.
История самаритян, как самостоятельного этноса, начинается во время завоевания Иудеи и Самарии Навуходоносором в 722г до н.э. В то время как евреев Иудейского царства и части Северного угнали в плен в Ассирию, колена Менаше и Эфраима (а также часть колена Леви, разбросанного среди всех колен) остались на месте. Однако вавилоняне переселили в Самарию племена из Куты, Хаматы и других мест обширной ассирийской империи. Со временем, несмотря на различный социальный статус, эти группы перемешались и положили основу самаритянского народа. Это по версии Талмуда, который называет самаритян "куттим" (на что самаритяне сильно обижаются).
Однако сами шомроним решительно отвергают версию о смешении с другими народами и считают себя прямыми наследниками евреев из колен оставшихся в Самарии, следовательно наиболее аутентичными евреями на земном шаре.
Когда евреи начали возвращаться из вавилонского плена, объединения оставшихся в Самарии и вновь прибывшими не произошло. Вавилонские евреи считали себя истинными носителями религии и традиции; оставшиеся в Самарии считали что именно они должны возглавить еврейский народ, т.к. продолжали богослужения все время "пнуты". В результате, жители Самарии не были допущены к строительству второго храма. Они обиделись, и написали донос ассирийскому царю Камбизу, который приостановил строительство второго храма. Возможно, в эти времена они и начали называть себя "шамрим ал ха-эмет".
Самаритяне признают только пятикнижие и книгу Иисуса Навина(?). Пользуются диалектом арамейского, Тора написана старо-еврейским алфавитом ("угловым алфавитом"). До 16 века свитки Торы писались на пергаменте, соблюдая законы ритуальной чистоты, в том числе, очищение рук писцов пеплом красной коровы (наверное последней со времен второго храма :). Однако пепел закончился, поэтому свитки стали писать на бумаге.
Здесь Йефет читает "Шма Исраель" на их варианте староеврейского/арамейского. На мой нетренированный слух - звучит как арабский, возможно из-за акцента.
Еврейских пророков они не отвергают, однако принижают их до статуса "выдающихся раввинов" - "тана".
Религия самаритян базируется на 5 основных постулатах:
- Бог един
- Единственный пророк божий на все прошедшие и будущие времена - Моше бен Амрам
- Пятикнижие - главная и единственная священная книга
- Священное место - Гора Гризим, возле Шхема
- День возмездия и отмщения (пока я так и не понял что это такое)
Самаритяне празднуют все еврейские праздники описанные в Торе, естественно по своим обычаям, которые возможно являются наиболее близкими к обычаям существовавшим у евреев Самарии 2800 лет назад.
На горе Гризим, согласно преданию, было совершенно (почти) жертвоприношение Ицхака Авраамом, здесь находится "אבן ישראל" ("Твердыня Израилева") а также здесь поставил Иисус Навин скинию после перехода через Иордан.
Основные обычаи распространятся на самаритян с возраста одного года(!). В частности, в Судный день постятся все, старше одного года. Это издевательство над детьми, самаритяне объясняют тем, что страдание в Йом Кипур должно включать в себя и страдание родителей, видящих заходящегося в плаче годовалого младенца..
Однако есть и положительные стороны в раннем приобщении к традициям. В 5 лет ребенка учат читать (в первую очередь Тору), в 6-7 лет, в зависимости от его способностей, ребенок вызывается читать Тору в синагоге, нечто похожее на Бар-Мицву в 13-летнем возрасте. Они очень серьезно относятся к образованию. По словам Йефета, все более-менее молодое поколение имеет высшее образование, а количество печатной продукции на душу населения самое высокое в мире.
Календарь у них также лунно-солнечный с 19-летним циклом, однако отсчет времени начинается с прибытия евреев в Святую землю, где-то 3645 лет назад.
Самаритянская община, насчитывающая в древние времена сотни тысяч человек, в начале прошлого века составляла менее 200 человек. Начиная с ассирийцев, их резали кому не лень, включая Александра Македонского, римлян, византийцев, арабов и турок (здесь подробно описано). Англичане, а потом и евреи приложили усилия к сохранению и приумножению самаритян. Особенно серьезно занимался этим вопросом президент Израиля Ицхак Бен-Цви. Во время войны за независимость 1948 года, часть самаритян бежала от шхемских арабов в Израиль, и в конце концов осела в Холоне.
Сегодня община насчитывает около 700 человек, из них чуть больше половине живут в Холоне.
Положение самаритян, живущих в Гризим деликатное. С одной стороны израильский контроль, с другой стороны близкое соседство Шхема вынуждают руководителей общины "ходить по острию ножа". Большинство жителей Гризим работают в Шхеме на административных должностях, при этом демонстрируя полную лояльность Израилю. Дети ходят в школу в Шхеме (после учебы они изучают Тору в "хедерах"), а номера на машинах желтые, израильские. До начала интифады часть самаритян проживала в Шхеме, но потом они переселились в Гризим, от греха подальше. Более-менее широко известны среди израильской публики 2 представителя общины: террорист-смертник, единственный среди общины и .. актриса Софи Цдака (что явилось для меня неожиданностью). Что интересно, "магавник" на блок-посте не знал что такое гора Гризим и где она, да и о самаритянах, похоже, имел смутное понятие.
Самаритяне в Гризим имеют 3 паспорта - израильский, палестинский и .. иорданский.
Сама деревня выглядит чище чем арабские деревни где мне доводилось бывать и позеленее. Однако, несмотря на урны на улицах, мусора все таки немало. Что особенно странно, куча мусора на месте пасхального жертвоприношения. Впрочем, некоторые районы в Хадере и в ТА тоже чистотой не блещут.
Одна из основных проблем общины - недостаток женщин. Оказывается, у них рождается больше мальчиков, чем девочек, что впрочем неудивительно - генетические сбои в маленькой, закрытой общине неизбежны. Поэтому самаритяне привозят жен издалека - с Украины, Узбекистана, Турции. Однако в брачном контракте оговаривается условие, при котором женщина разводится и высылается обратно, если в течении 5(?) лет не родит ребенка. Миша предлагал за проценты со сделки сосватать кое кого из незамужних участниц экскурсии, но коммерческая жилка у нее не обнаружилась :)
В армии самаритяне не служат, по двум причинам: из-за маленького количества на них распространяется закон о единственных сыновьях в его широком толковании;да и ситуация в которой окажутся самаритяне Гризим из-за службы в армии их холонских родственников, будет весьма тяжелой.
После музея, где висела красивая, но искусственная сукка, мы поднялись в квартиру Йефета, посмотреть на внутреннюю обстановку и его "домашнюю" сукку. Мне его салон больше всего напомнил квартиру друга моего дедушки еще в союзе, строгая, немного старомодная мебель, разные украшения в углах. Сукка у него почему-то не под открытым небом, а в комнате. Перцы, гранаты, лимоны, этроги подобранные с особой тщательностью, образуют разноцветный узор. Много труда и денег вкладывают в постройку этих "шалашей".
После этого мы поехали на Гору Гризим. Мы расположились на обзорной плошадке и Миша начал рассказывать о том что мы сейчас видим и свои комментарии к рассказанному Йефетом.
Наше внимание привлек дворец, стоящий на отшибе деревни. Оказалось, что это Дом Культуры выстроенный местным олигархом в дар палестинскому народу. Олигарх сделал деньги на торговле всем, от помидоров до наркотиков, положение его довольно прочно, т.к. он не забывает "подмазывать" все палестинские организации в этом районе.
Под горой (с севера и востока) лежит Шхем. Сверху очень хорошо видна разница между "нормальными" районами Шхема(слева) и лагерем беженцев (справа). Впрочем, как выглядят лагеря беженцев я знаю вблизи, по Эль-Бурейжу и Нуссерату. Возник естественный вопрос, почему эти лагеря существуют с 1948 года, несмотря на палестинский контроль в Шхеме? Из объяснения Миши я понял что в первую очередь из-за нежелания жителей, т.к. при переселении они теряют статус беженцев, а с ним и денежную и гуманитарную помощь, а также облегченную возможность иммиграции. Я правда так и не понял, почему они не эмигрируют в Европу или Канаду?
Кстати, Балаата - происходит от арабского "Балут" - дуб (как впрочем и Алон Море). Интересно, тогда здесь были дубовые рощи (что вполне возможно, до турецкого уничтожения деревьев в Палестине было еще далеко), или же там рос один приметный многовековый дуб?
За что я люблю такие экскурсии: когда стоишь на вершине горы, и Миша показывает на горы за Шхемом - вон там Яаков наверное спускался и сломал ногу, тут проходили караваны, а 100 лет назад в Шхем приходили еврейские(!) артиллеристы(!!) из Ливана (!!!) выколачивать налоги .. а потом резкий, но связный, переход к сегодняшним реалиям - все эти истории из сухих строчек наполняются многомерным объемом и начинаешь почти воочию видеть картины 2-3 тысячелетней давности..
Этот шхемский квартал был выстроен в начале 90-х для беженцев на деньги собранные Иорданией, Израилем, ООН. Однако долгое время он не заселялся - Фатх пригрозил каждому переселившемуся беженцу смертью, как "пособнику оккупации". В конце концов, Арафат отдал этот район своим полицейским.
Сами раскопки, по версии археологов скрывают под собой самаритянский храм, над которым греки построили свой храм, а над ним построили церковь(монастырь?) Девы Марии с характерным восьмиугольным основанием.
Перекусив в сосновой рощице неподалеку, мы вернулись в Гризим чтобы завершить знакомство с обычаями пасхального жертвоприношения. В южной части площадки закалывают 7 баранов, а ближе к воротам, в ямах, их жарят, и все это под мощные песнопения самаритянских коэнов. Увы, я не могу повторить живописный рассказ Миши о том как это происходит (а некоторым, этот рассказ даже слишком красочным показался :), короче очень захотелось увидеть это вживую.
Домой мы доехали нормально в "колонне" с khk.
"Живой журнал" igorla