Опубликовано на
Новости Хайфы
30 декабря 2005.
Давно уже Хайфа не слышала такого искреннего хохота публики. Давно уже талантливая политическая сатира не заставляла зрителей посматривать на выход из зала – не приехала ли уже бригада ШАБАКа за бардами, поющими со сцены убойные антиправительственные куплеты. То не сходка «правых экстремистов» затевалась. То в разгар ханукальной недели проходил в «красной Хайфе» уникальный концерт Иерусалимского клуба политической песни «Зимрат ха-Арец».
Руководитель клуба Михаил Шовман назвал это событие первым в мире «Ханукашпилем». По сути дела, хайфская премьера зафиксировала рождение нового жанра, использующего стилистику весёлых пуримских представлений для изложения ханукально-маккавейских историй. Авторы исполняли песни по-русски и на иврите, даже и не пытаясь изгнать дух актуальной политики из своих произведений. Наоборот, вся «изюминка» как раз и состояла в сознательном осовременивании и в умелой сатирической обработке греко-еврейских коллизий второго века до новой эры.
На сцене блистали Эли Бар-Яалом, Ари Бен-Ям, Наталья Беленькая, Илья Кутузов, Шломо Ленский, Юрий Липманович и Марк Эппельзафт. Назвать их тексты остроумными – значит ничего не сказать. Каждая пародия била не в бровь, а в глаз, высмеивая правящую элиту Израиля в лучших традициях старого доброго КВН. Грустные тексты о депортации поселенцев из Гуш-Катифа сменялись весёлыми песнями о победе Маккавеев над греками и евреями-коллаборационистами.
Никто не назывался по именам, но публике всё было ясно, когда на сцену выходил Марк Эппельзафт в балахоне, окрашенном в цвета партии «Кадима», для исполнения невинно-ханукальной песни о «Великом Пончике». О греко-сирийских боевых слонах прозрачно сообщалось: «Яванский слон – это не слон, а бульдозер!» Тучному предводителю греков советовали убираться на «греческий остров».
Надо отметить, что первый «Ханукашпиль» породил немало сатирических шедевров, достойных стать афоризмами. Обрушившиеся на иудеев бедствия объясняются так: «На Храмовой горе – грек. Если в городе твоём грех». Огречившийся еврей («Яванушка-дурачок») предлагает «Храм в обмен на пир»; Храмовую гору собираются переименовать в «Пик Эллинизма». Хасмонеи устраивают «антигреческие вакханалии» после того, как греки проводят «антисемитинг» на стадионе.
В тот ханукальный вечер сидящие и стоящие в переполненном зале ощутили свою причастность к музыкально-политическому «андеграунду» — задорному, смелому и душевному. Песнями и сатирой «русская правая» мастерски заявляет о себе накануне новых выборов. Тому, кто ещё смеётся в такое время, сарказм и ирония помогают выстоять перед давлением дутых авторитетов.