Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Мировая история - это непрерывный процесс изменений. Меняются политические границы, перемещаются центры силы. Чтобы удержать за собой то место, которое они занимают сегодня, государства и народы должны прилагать постоянные усилия. Считать мир неизменным, а исторический процесс остановившимся - свойство обществ умирающих, впадающих в маразм. Увы, именно такое настроение преобладает ныне в странах европейской цивилизации. И западноевропейцы, и израильтяне, и русские (не только "народ", но и власть имущие) в глубине души уверены, что их дети и внуки будут жить так же хорошо, как и они сами, что история падения Рима-Констатитинополя-Киева-Иерусалима и т.д. - это далекое прошлое, что эти картины никогда не вернутся. Между тем это даже не будущее, а почти уже настоящее.

Европейцы не поняли, что они больше не единственные актеры на сцене истории. Мировая война - это всегда война за передел мира, за изменение мировой структуры - политической, экономической или национальной - в глобальном масштабе. И Четвертая мировая война давно идет. Но поскольку европейцы уверены, что привилегией повернуть ось исторического процесса обладают лишь они, то просто не заметили, что новая война за передел мира уже началась.

Обозначить ее можно как войну Глобального Юга против Глобального Севера. Трагедия пятнадцативековой давности, когда великая цивилизация Европы сначала выродилась, а потом была сметена ордами диких варваров, вполне может повториться, с единственной, пожалуй, разницей - на этот раз варвары (или новые наследники - это с какой стороны фронта смотреть) приходят с юга, а не с севера, как это было во времена античности.

Подобно землетрясению или извержению вулкана, война - это выброс огня, выброс энергии, которая до этого копится под поверхностью событий. И так же как в случае землетрясений, вспышка конфликта прорывается по линии максимального напряжения.

Для формирования таких "зон" или "точек конфликта" необходимо, чтобы одна сторона имела возможность создать вокруг нее максимальное напряжение - сначала пропагандистское и политическое, а затем и военное; другая же сторона (в силу ли своей идеологии, недостатка понимания, воли или же просто в силу беспечности) оказывалась неспособной взять эту точку под свой полный контроль.

Поскольку идеологией новой мировой войны Глобального Юга становится радикальный ислам, зоны напряжения формируются во многом именно под влиянием исламистской идеологии.

Одной из таких зон является Храмовая гора в Иерусалиме.

Арабская пропаганда использует практически любое событие вокруг Храмовой горы для организации пропагандистского, политического и военного наступления на Израиль.

Последним таким событием стали начатые недавно земляные работы по укреплению пандуса, ведущего к Магрибским воротам перед Храмовой горой.

Многие израильские и мировые СМИ задавались вопросом: насколько оправданна была сама необходимость этих работ? Израильское правительство старается, как можно меньше касаться Храмовой горы. Однако на этот раз оно начало раскопки, потому что их просто нельзя было не начать. Я поднимался по тому пандусу - он держится на честном слове и реально грозит обвалиться. Кроме того, та часть, которая прилегает к пандусу, - это не настоящая гора, это так называемая Тосефет Гордус.

Храмовая гора во времена царя Ирода была досыпана, и это как раз те самые искусственные насыпные склоны. Есть опасность, что они начнут "плыть". Если Израиль не будет проводить работы, то произойдет обрушение - возможно, с жертвами. И опять-таки обвинят Израиль. Это патовая ситуация.

Стоит вспомнить и недавнюю историю. Предлогом к последней интифаде арабы выбрали восхождение Шарона на Гору, обвинив израильского премьера в нарушении статус-кво вокруг святыни и в том, что Шарон собирается построить Храм. Бредовость этого утверждения, конечно, ясна была и самим арабским руководителям. Предлогом для предыдущей серьезной вспышки военных действий - нападения на Израиль сил Арафата в 1996-м при Нетаниягу - было избрано открытие для публики древних туннелей Хасмонеев, находящихся вблизи от Храмовой горы. Арабская пропаганда начала тогда громкую кампанию, утверждая, что это угрожает святыням на Храмовой горе, хотя туннели никакого отношения к горе не имели. Однако вброшенную арабской пропагандой версию подхватили и растиражировали западные массмедиа. И именно она была использована Арафатом как повод для того, чтобы развязать войну.

Крах политики невмешательства

Сразу после освобождения израильской армией Восточного Иерусалима от иорданского контроля в ходе Шестидневной войны 1967 года контроль над происходящим на Храмовой горе был передан Моше Даяном, тогдашним министром обороны Израиля, в руки ВАКФу - Высшему Мусульманскому Религиозному Совету. Израильское правительство надеялось, что, фактически устранившись от контроля над происходящим в этой ключевой точке, передав всю реальную власть там в руки мусульманского духовенства, оно купит спокойствие.

Арабы моментально оценили те пропагандистские и политические выгоды, которые может принести контроль над этим святым местом, - и вскоре превратили Храмовую гору в одну из ключевых "точек конфликта" не только в противостоянии с Израилем, но в целом в противостоянии с Глобальным Севером, в одну из ключевых зон для мобилизации мусульманского мира в целом. Храмовая гора превратилась в один из главных оплотов радикального исламизма.

С другой стороны, несмотря на огромное религиозное значение Храмовой горы для иудаизма, израильские власти и израильское общество в целом постарались вообще забыть о ее существовании - однако это привело лишь к росту напряжения.

Поэтому в израильском обществе в последние годы стали все громче звучать требования "вернуться на Храмовую гору", "взять ее в еврейские руки", стало выкристаллизовываться убеждение в том, что глубинные причины обострения ситуации вокруг Храмовой горы в Иерусалиме - в поведении израильского правительства и религиозного истеблишмента. Среди религиозных и даже светских израильтян стало открыто проявляться недовольство тем, что израильские духовные и политические власти меньше всего думают о восстановлении Храма, хотя восстановление Храма - первейшая религиозная обязанность, в иудаизме имеется на этот счет специальная религиозная заповедь, мицва.

Но начать строительство Храма необходимо, считают сторонники этой идеи, даже если абстрагироваться от религиозных причин, по причинам чисто политическим. Ведь пока израильтяне спят, арабы вполне справедливо рассматривают Храмовую гору как ключ к владению Израилем. Их политика - выдавить евреев из Эрец Исраель, ликвидировать Государство Израиль. И для реализации этих целей стратегия создания напряженности вокруг Храмовой горы себя оправдывает.

И ВАКФ, и светские власти Палестинской автономии распространяют псевдоисторическую идеологию, согласно которой Израиль якобы не имеет отношения к Храмовой горе. Целенаправленно распространяемая дезинформация о том, что Израиль стремится разрушить мечеть Аль-Акса, постоянно используется для провоцирования беспорядков. Правительство Израиля в этой ситуации занимает самую невыигрышную позицию - оправдывается.

Перспективы на будущее

В течение многих лет израильские власти рассматривают Храмовую гору не как главную национальную и религиозную святыню, а как кучу камней. Верховный раввинат давно уже стал бюрократическим институтом, одним из звеньев государственной бюрократической системы, и действует он уже не в логике религии. Получается, что раввин - государственный чиновник, который, по логике бюрократического процесса, менее всего заинтересован в том, чтобы происходили какие-то драматические изменения.

Однако парадоксальным образом интерес израильского общества к Храмовой горе и восстановлению Храма подхлестывается постоянными булавочными уколами арабов вокруг проблемы Храмовой горы.

Так что рано или поздно Израиль будет вынужден взять под свой контроль то, что происходит на Храмовой горе, - тем более что к руководству мечетями Храмовой горы пришли самые радикальные элементы мусульманского духовенства, которые постоянно используют эту трибуну для пропаганды крайнего антигосударственного насилия.

Может ли напряженность на Храмовой горе перерасти в войну?

Пока что "Хамас" занят гражданской войной с ФАТХом. Но Иран очень активно способствует их примирению, чтобы они занялись прямым, с их точки зрения, делом - войной с Израилем. Самый простой путь добиться прекращения гражданской войны на территории палестинской автономии - это объединить их против внешнего врага. А внешний враг у них здесь может быть только один.

Храмовая гора - это фитиль к пороховой бочке, который может быть зажжен когда угодно и кем угодно. Достаточно тому же Ирану, "Аль-Каиде", любой террористической организации или любой силе, заинтересованной, например, в том, чтобы цены на нефть резко подскочили, послать туда одного смертника, который взорвется в толпе арабов, поднимающихся на гору, - и вспыхнет война. То, что израильское правительство закрывает на это глаза, равносильно тому, как если бы оно держало даже не бочку с порохом, а атомную бомбу на главной площади города и любой прохожий мог бы нажать на кнопку.

То, что пока беды не произошло, - одно из чудес Всевышнего, который этому препятствует. Но правительство вынуждено будет заняться этой проблемой. Спрятаться никому не удастся.

Опыт последних десятилетий показал, что политика израильского правительства и религиозного истеблишмента по невмешательству потерпела крах. В самое последнее время несколько крупных израильских раввинов, близких к правящему истеблишменту, занимающих к тому же посты глав крупных ешив, выпустили религиозное постановление, призывающее евреев совершать паломничество на Храмовую гору. Согласно их мнению, самоудаление Государства Израиль от Храмовой горы лишь провоцирует насилие и напряженность. Храмовая гора давно уже превратилась в точку бифуркации и умело используется крайними исламскими радикалами для разжигания межцивилизационного конфликта. И пока эта растущая напряженность не привела к полномасштабному взрыву, Израилю необходимо проявить политическую и религиозную волю и вернуться на Храмовую гору, чтобы взять происходящие там процессы под свой твердый контроль.



http://www.ir.spb.ru/dan-289.htm