День Всесобрания на Храмовой Горе.
Саша Непомнящий
15.10.2008 мы приняли участие в редком и удивительном действе - возрождении традиции Дня Всесобрания - Экхель. Тора предписывает проводить Всесобрание на второй день Суккота в год, следующий за субботним, т.е, раз в семь лет.
В этот день царь в Храме читает отрывки из Торы всему народу Израиля. Ни Храма, ни царя пока у нас нет, но это не мешает готовиться к тому времени, когда лидер нации будет читать Тору народу в Храме.
В День Всесобрания в Храм должны были приходить все жители страны: мужчины, женщины и дети, евреи и другие жители страны...
И именно это произошло сегодня. С утра на Храмовую Гору стали подниматься жители страны, и не как туристы, а как представители народа, пришедшие принять участие в заповеди. Всего около семисот человек успело подняться, ещё двести были оттеснены и не пропущенны полицией, не расчитавшей и не сумевшей справиться с наплывом паломников.
Более того, сегодня, с того момента, когда к входу на Храмовую Гору подошла наша группа, составившая примерно пятую часть всех участников подъёма, впервые за всю современную историю страны, по словам представителей полиции, очередь желающих подняться наверх превысила очередь тех, кто продвигался к опорной стене Храмовой Горы (Котелю). Символично, что в составе нашей группы как в микрокосме отразилось всё многообразие современного Народа Израиля: взрослые и дети, мужчины и женщины, светские и религиозные, евреи и представители других народов, живущих в Израиле....
Хорошо было представленно и живожурнальное сообщество, поэтому я надеюсь, в ближайшее время появятся более полные и иллюстрированные отчёты.
Те, кто по каким либо причинам не смог сегодня принять участие в волнительном и впечатляющем Дне Всесобрания, смогут сделать это через семь лет. И я надеюсь, уже в Храме. До встречи!
Законы Всесобрания вызывают два немедленных вопроса
ereyzer
Молодой модный журнал "Прозрачная Кипа" опубликовал статью моего приятеля о событии, которое должно былобы быть сегодня. Вот она:
Тора предписывает проводить Экхель - Всесобрание - на исходе первого праздничного дня Суккота в год, следующий за субботним. В этот день царь в Храме читает отрывки из Торы всему народу Израиля. Так как ни Храма ни Царя на сегодня у нас нет, то скорее всего и в наступающем Тишрее мы не попадем на Всесобрание. Как и в случае ряда других заповедей Торы, мы попытаемся разобраться с этой заповедью, будучи лишенными возможности её соблюдения.
Законы Всесобрания вызывают два немедленных вопроса:
1. Почему царь? Разве обязанность царя учить людей Торе? Этим занимаются, в разные периоды истории, левиты, коhены, пророки, религиозный суд, йешивы. Было бы гораздо логичнее, если бы Тору народу читал Первосвященник или Глава Санhедрина. Интересно, что с начала современного Возвращения, предпринимались попытки возродить Всесобрание (не саму мицву, конечно, а напоминание о ней), у Западной стены или в Главной Иерусалимской синагоге собирались евреи в первый день холь-а-моэд Суккот и разные лица выполняли роль царя-чтица Торы. Среди них были главный кантор, Главный Раввин, уважаемый Рош Йешива. Семь лет назад дошли казалось бы до самого близкого к оригиналу - Тору читал сам Президент Израиля Моше Кацав! Пока мы не ответим на вопрос зачем именно царю Тора заповедовала читать её народу в день Всесобрания, мы не будем знать кого назначать на должность чтеца Торы в современном подобии этой церемонии.
2. Почему Суккот после Субботнего Года? Разве не было бы правильнее устроить церемонию Всесобрания в начале Субботнего Года, когда евреям стоить напомнить о важности соблюдения трудной заповеди Шмиты Земли?
Попробуем ответить на эти вопросы. Распространено мнение, что День Всесобрания это некий ритуал сближения евреев, а также способ оградить власть царя. Вот и царь общается со всем народом, и читает отрывки из Торы, среди которых и предупреждения царю о том, чтобы не злоупотреблял властью. Следовательно и царь - один из народа, ещё одна компонента общины живущей по законам Всевышнего, а не всесильный самодержец. Мне кажется, что такое представление неверно. Роль времени единения Израиля выполняют обычные регалим, коих три каждый год, в чем особенность именно этого дня? Царю же предписыватся постоянно иметь при себе свиток Торы, по которому сверять свои действия в волей Царя Царей, дополнительная церемония представляется излишней. На самом деле идея Всесобрания другая. Большинство событий предписывыемых Торой направлены на сохранение памяти о выходе из Египта. В Песах, участник седера должен почувствовать, как будто он выходит из Египта, в Суккот, строятся кущи, как напоминание о кущах в которых жили евреи уйдя из Египта, и т.д. Всесобрание воссоздаёт обстановку дарования Торы. Всесобрание должно проводится именно в Храме, ведь Храм - это место присутствия Всевышнего, продолжающегося с Синая. Все участники Всесобрания обязаны быть ритуально чистыми, как в день дарования Торы. Наконец, в отличии от остальных регалим, на Всесобрание обязаны придти не только мужчины, но и женщины и дети, и даже необрезанные! Как и было при заключении Синайского Союза. Теперь ответим на второй вопрос.
В Субботний Год евреи как бы отчуждаются от Земли Израиля, становятся народом Бейт Медраша, народом Галута. Они возвращаются в состояние выхода из Египта до входа в Землю, в то состояние из которого не хотели выходить "мераглим". Именно в таком статусе они и получали Тору после Исхода! Но войти в такое состояние из состояния "народа на земле" занимает время, примерно год. Теперь понятно почему переживание получения Торы происходит как раз перед возвращением на землю, по окончании периода оторванности от неё, а не в начале Года Шмиты.
На первый вопрос тоже можно ответить в соответствии с пониманием церемонии Всесобрания, как реконструкции получения Торы. В еврейской традиции Всевышний часто сравнивается с земным царем, "то что есть в царстве нижнем, есть и в Царстве Верхнем". В "Свитке Эстер" слово царь во многих местах понимается двусмысленно, как Ахашверош и как Б-г. "Шульхан Арух" рекомендует при молитве ощутить себя как бы стоящем перед царем из плоти. Царь читающий Тору призван вызвать у присутствующих трепет, подобный тому, который евреи ощущали при встречах со Всевышнем в Синае. То есть царь в церемонии Всесобрания играет роль Царя Царей. Заметим, что и после последнего еврейского царя, Агриппы II, Экхель проводился Наси, который вызывал у евреев царственное почтение. Остаётся вопрос, кто сегодня может исполнять роль чтеца Торы во время церемонии Экхеля. В израильском обществе ни Президент, ни Премьер министр ни трепета, ни особого почтения не вызывают, а являются излюбленным предметом издевательских шуток. Мудрецы Торы пользуются бОльшим уважением, но политическую власть имеют весьма ограниченную. К сожалению, уважая благое намерение возродить традицию Всесобрания, я не вижу, кто бы мог сегодня убедительно исполнять роль царя-чтеца Торы.