Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Сообщение центра "Маген"

Все годы, когда евреи странствовали по пустыне, двигались эти два ящика один рядом с другим: один – для мертвеца [гроб Йосефа], другой – для Присутствия Всевышнего [Ковчег Завета]. Прохожие спрашивали: что это за два ящика? Им говорили: один – для мертвеца, другой – для шехины [Присутствия Всевышнего]. Спрашивали: а с какой это стати трупу двигаться с шехиной? Отвечали: тот, кому принадлежит первый ящик, в жизни делал всё, что заповедал Тот, Кому принадлежит второй.

                                                - Вавилонский Талмуд, Сота 13.

1. Что говорят люди

Вопрос о статусе Храмовой Горы невероятно сложен: это – болевая точка еврейской религии в целом. Такие далёкие друг от друга проблемы, как ритуальная чистота (таhара), изгнание (галут) и избавление (геула) еврейского народа, видоизменение обряда жертвоприношения и вообще перемены, связанные с "грядущим временем" (ле-атид лаво) – всё это и многое другое соединяется в вопросе о Храмовой Горе и сплетаются в болезненный гордиев узел, который расплести, по-видимому, практически невозможно.

В целом сторонники и противники восхождения на Храмовую Гору оперируют достаточно стандартными аргументами.

Сторонники чаще всего говорят: "заповедь строительства Храма никто не отменял! Отказываясь от восхождения на Гору, мы фактически уступаем её исламу и увековечиваем власть наших врагов над святейшим из мест, а потому теряем всякий шанс исполнить эту заповедь".

Противники чаще всего говорят: "вы знаете заповедь строительства Храма? Но ведь и великим раввинам предыдущих поколений она была известна! Тем не менее они в своей мудрости (до которой нам теперь далеко!) категорически запрещали подниматься на Храмовую Гору, а некоторые – даже приближаться к ней, чтобы не осквернить её своей ритуальной нечистотой[1]".

Вместо того, чтобы ввязываться в спор, давайте попробуем рассмотреть картину в целом.

Сторонники и противники олицетворяют две силы, постоянно действующие в любой общественной формации – в том числе и в еврейской религии: движущую силу, известную в нашей философии как хесед, и сохраняющую, известную как гвура.[2]

Взаимодействие этих сил неоднократно описано в еврейской метафизической литературе. Хесед стремится изменить мир - и изменил бы всё, если бы его не сдерживала гвура. Напротив, гвура пытается сохранить мир от уничтожения, и для этого противостоит любому изменению.

 

Обе этих силы конструктивны. Обе - нужны. Поэтому ввязываться в вечный спор хеседа с гвурой на уровне одной из них не имеет никакого смысла. Там, где они вступают в конфликт, решать надо на другом уровне.

Хесед и гвура - две вершины метафизического треугольника. Третья составляющая называется тифэрет (буквально "великолепие", в данном случае - великолепие Замысла Всевышнего) и она - проявление прямого вмешательства Творца в Творение (рахамим).

Что замышляет Творец? Чтение Его воли - прерогатива пророков и коэнов; но даже не претендуя на эти высокие звания, нам заповедано читать Волю Единого в Его делах, которые выражаются в развитии истории мира: "о делах Его рук... день рассказывает дню" (псалом 19).

2. О чём рассказывают дни

В последние поколения начался беспрецедентный процесс возвращения евреев в Эрец-Исраэль - не в качестве очередного места изгнания, а в качестве подготовки к Спасению. Об одном из первых таких возвращений - алие р. Менахем-Мендла из Витебска и его 400 последователей - знаменитый р. Исроэл из Ружина ясно сказал: "их алия, как алия Авраама, открывает путь для возвращения потомков через несколько поколений".

В девятнадцатом веке сотням приезжающих пришли на смену тысячи, в первой половине двадцатого - уже многие десятки тысяч; в конце двадцатого века счёт пошёл на миллионы. В начале двадцать первого века впервые в Эрец-Исраэль оказалось больше евреев, чем в любой стране мира (но пока не больше, чем во всех вместе).

Что это? Случайность? Неудавшийся эксперимент? Или всё-таки - знак свыше?

Если мы оставим этот знак без ответа, мы окажемся в том же положении, что старейшины евреев – крупнейшие галахические авторитеты своего времени! - в Египте, которым мидраш приписывает такой диалог с "сионистом-реформатором" Моше:

Р. Йегуда говорит: ...Моше пришёл и сказал:

- В этом месяце вас спасут [из рабства].

Ему ответили:

- Многоуважаемый Моше! Как это нас сейчас спасут, если Всевышний сказал Аврааму, "будут их мучать в рабстве четыреста лет"? А ведь прошло только двести десять!

Тот им ответил:

- Он [Всевышний] настолько хочет вас спасти, что не обращает внимания на расчёты.

                                                - Ялкут Шимъони Шир а-Ширим 986 (гл. 2)

 

3. Умный в гору... пойдёт?

Кто мог вообразить двести или пятьсот лет назад, что возвратившийся на свою землю народ Израиля добровольно (руками своего правительства) отдаст Храмовую Гору исламскому управлению ВАКФ? Но поскольку это произошло, наше поколение стоит перед тяжёлым испытанием.

Построить Храм сегодня, увы, реально не представляется возможным; но построить его завтра (а не когда-нибудь) – необходимо: не каким-нибудь отдалённым потомкам, а нам. Оттого сегодня необходимо – на уровне пиккуах-нефеш, опасности для жизни всего народа - создать условия для того, чтобы завтра нам было где строить Храм: укоренить в еврейском сознании право нашего народа на Храмовую Гору, купленную царём Давидом у Аравны-иевусея за 50 шекелей серебра и с тех пор принадлежащая нам, наследникам Давида.

Рав Авраам-Ицхак Кук в своё время был против восхождения на Храмовую Гору; но после её завоевания в 1967 году р. Цви-Йегуда Кук, его сын, вместе с другими учениками своего отца прошёл по Храмовой Горе, не снимая обуви, и сказал, что это – акт киббуш, "завоевания Земли" [3].

Несомненно, что восхождение на Храмовую Гору должно совершаться в состоянии ритуальной чистоты; несомненно, что восходящие должны осознавать, что они не отправляются на очередную экскурсию из серии "Иерусалим – город трёх религий".

Но так же несомненно, что массовое восхождение евреев на Храмовую Гору в наши дни является величайшим благодеянием, поскольку (прямо или косвенно) готовит почву для построения Храма [4]; и посему не может осквернить Храмовую Гору [5] - как гроб Йосефа не осквернял шествующий рядом с ним Ковчег Завета.

Постойте... а как быть с тем, что среди сотен восходящих наверняка найдутся те, которые не выполнили все заповеди ритуального очищения? Может, на всякий случай отказаться от таких массовых акций?

Нет, массовые акции нужны! Восходящие евреи являются как бы строителями, совершающими починку (тиккун) Святая Святых. А о них написал великий РаМБаМ:

Когда входят строители... по заповеди – должны входить [только] коэны... но если нет коэнов – пусть входят левиты, если нет левитов – пусть входят израильтяне. По закону – ритуально чистые; но если нет ритуально чистых – пусть войдут ритуально нечистые.

                                    Мишне-Тора, Сефер Авода, Гилхот Бейт а-Бхира 7,23.

Примечания:

[1] История отношения галахи к восхождению на Храмовую Гору длинна и заслуживает отдельного (и подробного) обзора.

[2] Ср. понятия "свет" и "сосуд" в каббале АРИ (Эц Хаим).

[3] Свидетельство р. Исраэля Ариэля. Необходимо отметить, что внук рава Кука, р. Элиягу-Шломо Раанан, опубликовал заявление, согласно которому его дед был сторонником, а не противником "завоевания Святейшего Места из рук чужеземцев – дозволенным способом".

[4] В этом смысле напрашивается аналогия с восхождением на развалины Хомеша. Восходящие туда не собираются реально возрождать Хомеш сегодня, но только подготовить почву для завтрашнего возрождения, и ради этого рискуют жизнью. Неужели мы готовы ради Хомеша сделать то, что не готовы сделать ради величайшей святыни Земли Израиля?

[5] Несомненно, чистота Горы намного более осквернена нахождением на ней мечети и поведением толпы мусульман.

"Живой журнал" imenno