Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
5768 год будет Годом Шмиты. Но если судить по публикациям в прессе, смысл этого события сводится к очередному конфликту между светскими и религиозными. Потому что фактически в нашей жизни ничего не изменится в Год Шмиты, разве что подорожают овощи и фрукты, и у некоторых появился дополнительный повод поругать раввинат. Широкая публика понятия не имеет, о чем вообще речь. Человек с улицы знает лишь, что платить ему придется больше, потому что кое-кто "уперся рогом" и не желает отказываться от "бессмысленных и устаревших обычаев".

И это весьма прискорбно, потому что именно Год Шмиты, который мог бы объединять, наоборот стал причиной раскола. Ведь что означает Субботний год? Экономическую передышку, освобождение из рабства рутины. Тора предоставляет возможность прекратить погоню за деньгами и дать выход более высоким устремлениям в нашей душе.

В академическом мире прекрасно поняли эту идею. Если вы – профессор, значит, вам полагается каждые шесть лет отпуск протяженностью в год. А чем инсталлятор хуже? Считается, что столь длительный отдых не повысит эффективность труда каменщика или водителя грузовика, тогда как людям интеллектуального труда необходимо время от времени "подзаряжать аккумуляторы". Но еврейская религия не видит разницы между ремеслами, и приравнивает профессора к маляру и шоферу. Неважно, будут ли они учить Пятикнижие по два часа в день со своими детьми, или задействуют свой духовный потенциал на полную мощность, пользы от этого будет не меньше, чем от годичного отдыха доктора наук.

И даже если они ничего учить не будут, но всего лишь переключатся с "будничного" ритма жизни на "святой", – все равно это важно и полезно. Мы ведь не держим пистолет у виска профессоров и не спрашиваем, что особенного они изобрели или написали за 12 месяцев отпуска? Так и со всеми людьми. Просто евреи – это такой народ, которому необходимо "четвертое измерение", чтобы проявить свои скрытые способности.

Никто не спорит с тем, что человеку нужен выходной день каждую неделю. То же самое – Субботний год. Изначально заповедь адресована крестьянам, но в Библейские времена почти весь народ жил и трудился на земле. Нынешние раввины не решаются распространить принцип Года Шмиты на все отрасли экономики. Подобное толкование мог бы позволить себе только Синедрион, но инициатива формирования Высшего религиозного совета неизменно наталкивается на критику трусов и невежд.

Так или иначе, есть еще один аспект Года Шмиты, касающийся всего народа. В Субботний год отменяются все долги. Сегодня это кажется невероятным, в прошлом тоже были проблемы, но идея в том, что каждые семь лет кредиторы должны добровольно прощать долги, и все банковские "минусы" должны списываться подчистую.

Собственно, выдавать деньги в рост тоже категорически запрещено Торой, так что не может на счету просто так образоваться "минус". Если мы берем в банке ссуду, то это, возможно, не благодаря "хетер-мехира" (найденный раввинами способ примирить Тору с современной экономикой) – якобы мы понарошку совершаем общую с владельцами банка сделку, а потому, что банк действительно решил стать нашим компаньоном, например, при покупке квартиры, и в случае неудачи, убытки несут обе стороны. Что касается финансовой помощи бедным, то ею занимаются "гмахи" (кассы взаимопомощи в религиозных общинах), а вовсе не коммерческие банки. А "гмахи" не взимают процентов, и в Субботний год, как положено, они списывают все долги.

Все вышесказанное, разумеется, требует вдумчивого обсуждения. Ничего конкретного я пока не предлагаю. Но те, кто дочитали до этого места, уже поняли, что Год Шмиты – нечто гораздо большее, чем споры об "хетер-мехира" и о том, во сколько нам в этом году обойдутся "пейсатые". В этой заповеди заложены социально-экономические основы будущего общества – совершенно иного, чем нынешняя модель. Не "свинский капитализм" и, разумеется, не организованный грабеж, известный под именем социализма. Нам нужно лишь осмелиться и отведать плоды с деревьев нашего собственного сада. Кто знает, может быть, если мы начнем смотреть сквозь призму собственной культуры, все наши потомки станут "профессорами"?

NRG-Maariv, 23.09.2007

Перевод сайта "Курсор"