По прошествии четырех лет после разрушения Гуш Катифа глава правительства доставил себе удовольствие осудить произошедшее. На воскресном (9 августа) заседании правительства он косвенно уколол Ариэля Шарона. Реакция семьи не замедлила последовать. Гилад Шарон опубликовал статью в газете и дал интервью Рази Баркаи. Тот, кто отсутствовал в стране на протяжении последних четырех лет, послушав его, мог бы подумать, что самым лучшим, что произошло с евреями со времен исхода из Египта, был исход из Газы. "Касамы, Хамас и туннели были и до того", - заявил Гилад Шарон.
"Но Ваш отец надеялся, что после ухода оттуда начнется нечто другое", - заметил Баркаи.
Шарон упрямо: "Никоим образом. Я не знаю, откуда Вы это взяли".
Вполне естественно, что Баркаи не может наизусть помнить все, что Шарон-старший обещал перед размежеванием, поэтому он перешел к следующему вопросу. Но мы кое-что нашли. В своей исторической речи перед Кнесетом 25 октября 2004 года Арик прямо пообещал, что если мы уйдем из Газы, начнется нечто другое, намного лучшее: "Программа размежевания откроет ворота для новой реальности. Я глубоко убежден и твердо знаю, что это размежевание укрепит Израиль в отстаивании жизненно важных территорий, принесет нам уважение и признание от близких и далеких, уменьшит вражду, разорвет бойкот и осаду и продвинет нас по пути мира с палестинцами и остальными нашими соседями".
Лучшие дни Кейнана
"Премия за вытеснение и отрицание за 2009 год" присуждается сообществу оплакивающих писателя и публициста Амоса Кейнана. По окончании недели траура можно подвести итог и сказать, что им удалось совершить невероятное: составив его подробную биографию, ничего не сказать о темной истории, в самом центре которой оказался Амос Кейнан - о двойном покушении на министра израильского правительства.
(прим.ред.сайта МАОФ – Амос Кейнан до создания государства был в организации ЛЕХИ, потом перешел к ультралевым)
О прошлом покойного в ЛЕХИ написано довольно много, как и о его проповедях в защиту свободной Палестины, о его любви к Земле Израиля, писательском даре, увлечении скульптурой, постоянном пьянстве, резких манерах, о его жене и дочерях. И только одно позабыто совсем или удостаивается лишь упоминания вскользь: политическое покушение на религиозного министра транспорта Давида-Цви Пинкаса, совершенное летом 1952 года. Об этом покушении почти не говорят в светской печати и совсем молчат на радио и телевидении.
Коротко напомним, о чем идет речь. Кейнан с сообщником бросили ручную гранату в дом министра транспорта Давида-Цви Пинкаса; причиной было решение министра резко ограничить пользование автомобилями в субботу в рамках программы экономии энергии. (прим.ред.сайта МАОФ – было принято решение правительства, что в целях экономии горючего каждый автомобиль в стране один день в неделю будет простаивать. Министр транспорта от религиозно-сионистской партии постановил, что для всех машин, кроме полиции, медтранспорта, пожарных и т.д. этот день будет – суббота. После этого группа ультралевых совершила покушение на него) Граната не взорвалась, поэтому они вернулись назавтра на место преступления и прикрепили к двери дома взрывное устройство. Дому был причинен большой ущерб. Министр не пострадал, но спустя два месяца внезапно скончался от инфаркта в возрасте всего лишь пятидесяти шести лет. Члены семьи утверждали позднее, что его смерть стала следствием душевного потрясения, вызванного покушением.
Пока Кейнан был жив и здоров, существовала юридическая проблема в том, чтобы написать в газете, что он покушался на Пинкаса, поскольку суд его оправдал (за недостаточностью улик), и не было причин заявлять, что суд ошибся. Хотя в интервью Кейнан предпочитал увиливать от ответа, а не отрицать. Правда, при этом трудно было предугадать, какой была бы его реакция, если бы его снова обвинили в том преступлении. Может быть, подал бы иск за клевету.
"Так Вы бросали бомбу или нет?" - спросили Кейнана во время интервью "Йедиот Ахронот" в 1999 году.
"Какое Вам дело?" - набросился он на журналиста. - "Я Вам что-то должен? Свою версию я изложил в суде".
Версия, изложенная Кейнаном в суде, была, конечно, лживой. И только год назад, когда Кейнан потерял память, его жена рассказала правду. Она опубликовала роскошную биографию мужа, которая содержала однозначное семейное признание в покушении на Пинкаса. Трудно сказать, что это открытие произвело бурю в душах поклонников Кейнана. Они отнеслись к нему как к невинной исповеди о краже курицы для пикника, совершенное в эпоху халуцим ("кешеану бану арца"). Большинство было занято осуждением подложивших бомбу под дверь профессора Штернхаля - это событие пришлось в точности на ту же неделю, что и выход в свет биографии Кейнана. Никто не обратил внимание на определенное сходство между двумя событиями. Хотя они и отдалены друг от друга на 55 лет, некоторое сопоставление в моральном аспекте напрашивается само собой.
Теперь, когда Кейнан умер, похоронен и все надгробные речи о нем произнесены без внятного упоминания той давней истории, из самого факта замалчивания следует вывод, что лагерь Кейнана испытывает отвращение к политическому насилию только, когда оно направлено против него. И он незлопамятен и забывчив, когда пули летят слева направо. Он до глубины души переживает из-за бойни в тель-авивском гей-клубе, а два дня спустя хоронит Кейнана, ничего не сказав о "парашат Пинкас". Даже Эйтан Хабер, который более всех ассоциируется со всеобщим неприятием убийства политиков, напечатал в газете целый некролог, посвященный Кейнану, и не единым словом не отмежевался от покушения на министра Пинкаса. Он не слышал о нем? Не читал книгу?
Кейнан был ранней версией Игаля Амира. Так в чем принципиальная разница между ними? Каждый совершил покушение на политическую персону с целью отменить решение избранного правительства. Ах да, есть разница: один осужден пожизненно без права на помилование, тогда как другой стал столпом культуры. "Я хотел бы вспомнить его в полноте его блеска, в дни, когда он подложил бомбу в дом министра Давида-Цви Пинкаса", - тоскует о Кейнане Ури Авнери в "Аарец", почти официальном органе "власти закона". Только в отделе писем газеты дистанцировались от этих омерзительных слов.
Кстати говоря, в ноябре 1995 года Кейнан возложил вину за убийство Рабина на МАФДАЛ, партию Пинкаса. "Их, а не только стрелявшего, надо предать суду", - он окутался в пророческую тогу и обличал, стоя в городских воротах. - "Только если и когда они будут обвинены, успокится земля".
„Макор ришон“, 14 августа 2009
Перевод с иврита: Нетанэль Элимелех, МАОФ